Психология как наука. Задачи и отрасли психологической науки.

Социальные последствия научно-технического прогресса и перспективы постиндустриальной цивилизации.

Техника: 1 искусство особого рода, самое высшее искусство 2совокупность особых навыков, умений, искусство выполнять какую либо работу

СУЩНОСТЬ ТЕХНИКИ: техника возникла у человека на определенном этапе потребностей, благодаря его разумной способности, подсмотреть у природы ее закономерности соотнести их со своими категориями и и выйти за пределы природного, удовлетворив тем самым свои потребности.

СУЩНОСТЬ ЕЕ ДВОЯКА:-позитивная(техника для человека, во имя человека, гуманистическая, делает жизнь более комфортной) –негативная(техника таит в себе опасность для здоровья человека, обедняет человека.

ТЕХНОКРАТИЗМ - преувеличение техники в жизни человекаперенесение свойств и особенностей техники на человека и общество. С позиции техники общество представляется огромной машиной.

 

Психология (от греч. psyche – «душа», logos - «знание») – фундаментальная наука о внутреннем (психическом) мире человека, закономерностях развития и функционирования психики. Объект изучения психологии – система жизненных явлений и жизнедеятельность человека. Предмет – факты, закономерности и механизмы психики. Объект и предмет психологии исследуются с позиции принципов единства личности и деятельности и социальной обусловленности психики человека.

Основные задачи психологии: 1) описание и объяснение сущности психических процессов, свойств, состояний; обоснование теоретической базы для применения в практической деятельности; 2) дальнейшая разработка уже существующих психологических концепций с целью повышения их эффективности; 3) улучшение качества жизни человека: психологическое изучение и обоснование социокультурных, экономических и др. факторов.

Основные направления в психологии:

- бихевиоризм рассматривает в качестве предмета психологии поведение человека: действия, поступки, порожденные исключительно внешними причинами. Роль сознания отрицается. Возник в США в начале ХХ века. Основоположники – Д. Уотсон, Э. Торндайк;

- гештальтпсихология изучает психику с точки зрения целостных структур – гештальтов. Возникла в Германии в ХХ веке. Основоположники – М. Вертхаймер, К. Коффка, В. Келлер.

- гуманистическая психология изучает личность как уникальную целостную систему, проблемы ее активности, креативности, автономности, самоактуализации, самосовершенствования, свободы выбора. Возникла в США в ХХ веке. Основоположники – К. Роджерс, А. Маслоу;

- когнитивная психология исследует процессы приобретения, сохранения и использования человеком своих знаний. Возникла в США в ХХ веке;

- психоанализ рассматривает подсознательные влечения и инстинкты в поведении человека. Возник в ХХ веке. Основоположник – З. Фрейд.