Динамика культуры. Традиции и новации в развитии культуры. Диалог культур в современном мире.
Культура явление историческое, динамичное, развивающееся. Развитие культуры - процесс сложный и противоречивый. Развития культуры подчиняется особым законам, закономерностям и тенденциям. У культуры, как у исторического процесса, имеется устойчивая и изменчивая стороны. Устойчивая сторона – это КУЛЬТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ, благодаря которой происходит накопление и трансляция человеческого опыта. Так называемые, традиционные общества развивались, главным образом, путем простого воспроизводства уже сложившихся образцов, а если и вводилось что-либо новое, то только исключительно в рамках существующих традиций.
Такая устойчивая культурная традиция в определенных условиях необходима для выживания человеческих коллективов. Не может существовать общество без традиций. Культурные традиции как историческая память – непременное условие не только существования, но и развития культуры даже в случае созидательных качеств новой культуры. Традиция, которая обязательно содержит в себе преемственность, усвоение положительных результатов предшествующей деятельности – это закон, который действует в сфере культуры.
Вторая сторона развития культуры – НОВАТОРСТВО,то есть введение нового, создание новых образцов, норм и стандартов. Культурное творчество обязательно предполагает включение нового, путем отрицания, отказа от неактуальных, отживших культурных форм. Оно является источником инноваций, развивающих культуру.
Философское понятие культуры весьма условно и абстрактно. Нет, и не может быть, культуры вообще. В реальной жизни существуют этнические, национальные классовые и т.д. культуры. В общественной жизни они не просто существуют, а «со-существуют», то есть взаимодействуют друг с другом. В самом общем виде это взаимодействие можно рассматривать как ДИАЛОГ КУЛЬТУР, то есть, когда одна культура общается с другой.
Сравнительный анализ культур показывает, насколько они различны, не похожи друг на друга. Значительно труднее определить общие черты, свойственные всем культурам – культурные универсалии. Современные культурологи выделяют более 60 культурных универсалий. К ним относятся совместный труд, украшение тела, танцы, похоронные ритуалы, верования, обычай дарить подарки, шутки и др. Однако в разных культурах эти универсалии проявляются по-разному.
Весьма важным является изучение отношений между культурами. Эти отношения весьма разнообразны. Отметим лишь самые характерные. Во-первых, одна культура может воспринимать другую как равную своей, относится к ней с уважением, заимствовать у нее культурные ценности и традиции. Такое отношение можно назвать симметричным, когда одна культура стремится познать саму себя через другую культуру.
Во-вторых, возможен и такой вариант, когда одна культура судит о других культурах с позиции превосходства своей собственной. Эта неравная тенденция называется – ЭТНОЦЕНТРИЗМОМ.Принцип этноцентризма нашел отчетливое выражение в деятельности миссионеров, которые стремились обратить «варваров» в свою веру. Этноцентризмом отмечена деятельность первых антропологов изучавших культуры Азии и Африки, Америки. Они были склонны сравнивать все культуры со своей, которую считали самой передовой. Этноцентризм тесно связан с ксенофобией. КСЕНОФОБИЯ – страх и неприязнь к чужой культуре, чужим взглядам и обычаям.
Этноцентризму противостоит КУЛЬТУРНЫЙ РЕЛЯТИВИЗМ. Это такое восприятие чужой культуры, когда ее пытаются понять только на основе анализа ее собственных ценностей, в ее собственном контексте. Культурный релятивизм способствует пониманию тонких различий между близкими культурами.
Таким образом, в диалоге культур есть и момента изоляционизма, отграничения, путем отождествления себя со «своей» культурой, и момент солидарности через осознание общности человеческой культуры в целом. \