Основные идеи и эволюция позитивизма.

Проблема бессознательного в психоанализе (З.Фрейд, К..Г.Юнг).

ФРЕЙДИЗМи НЕОФРЕЙДИЗМ – этапы развития психоаналитической философии, возникшей в 20-егоды XX столетия в Австрии, а затем в других странах Европы и Америки.

ФРЕЙДИЗМ(психоанализ) – это учение З. Фрейда. НЕОФРЕЙДИЗМ(новый фрейдизм) – учение последователей З.Фрейда.

Основоположником психоанализа является австрийский врач-психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). Его заслуга - масштабное и глубокое изучение особой области человеческой психики – (бессознательного). Он выделил три составных, взаимосвязанных между собой, компонента психики – «Либидо», «Эго» и «Супер-Эго».

ЛИБИДО («Оно») –глубинный слой психики человека, бессознательное влечение, совокупность безличных инстинктов сексуального и агрессивного содержания, основа всей человеческой деятельности. В своей активности либидо руководствуется принципом удовольствия. Эта энергия лишена связи с внешним миром, с реальностью.

ЭГО («Я») – второй компонент психики – сфера сознательного, (в том числе разумного), личностного восприятия, отражения внешней реальности. Эго руководствуется не принципом удовольствия, а требованиями реальности, оно сдерживает влечения, «неразумные» влечения бессознательного Либидо.

СУПЕР-ЭГО («Сверх-Я»)– третий компонент психики, формируется в процессе социализации. Это совокупность принципов, норм, правил, законов, навязанных обществом индивиду и усвоенных им в процесс образования, воспитания, путем запретов и поощрений. Это и «страж» порядка в психике, и «строгий контролер», и «совесть» индивида, согласующий деятельность всех компонентов психики.

Фрейдом выдвинута идея процесса сублимации. СУБЛИМАЦИЯ –процесс трансформации, преобразования энергии Либидо в иную, «приличную» форму, освобожденную от внешней, видимой сексуальности и агрессивности.

К.Г.Юнг, другой представитель фрейдизма, выделял индивидуальное и коллективное бессознательное. Индивидуальное – отражает личностный опыт отдельного человека, коллективное – это общечеловеческий опыт, характерный для всех народов и рас. Он представляет собой скрытые следы памяти человеческого прошлого, а также дочеловеческое, животное состояние. Оно зафиксировано в мифологии, в народном эпосе, в религиозных верованиях и проявляются, выходят на поверхность у современного человека через сновидения.

НЕОФРЕЙДИЗМ –последователи Фрейда и Юнга (А.Адлер, К.Хорни, Э.Фром) стремились на основе базовых идей фрейдизма объяснить социальное устройство жизни людей.

 

ПОЗИТИВИЗМ(лат. позитивус – положительный) – философское направление, которое исходит из того, что единственным источником подлинного, «положительного» (позитивного) знания являются конкретные (эмпирические) науки. Позитивным является лишь то знание, которое можно проверить опытом. Философские же истины не поддаются опытной проверке.

Позитивизм возник в 30-40 годы XX века и в своем развитии прошел ряд этапов.

Первая историческая форма позитивизма – классический позитивизм. (О.Конта). Всю классическую философию позитивисты отрицали, пытаясь создать положительную, позитивную философию. Ее задача должна состоять в систематизации конкретно-научного знания на основе рациональной классификации наук.

Вторая историческая форма позитивизма МАХИЗМ – возникла на рубеже XIX-XX веков. Главный представитель – австрийский физик, Э.Мах.Махисты сводили философию к гносеологии (тории познания) и стремились построить теоретическую модель процесса познания.

Третья историческая форма позитивизма – НЕОПОЗИТИВИЗМ– возникла в 20-е годы XX века в Австрии, Англии, Польше. Его основные представители: М.Шлик, Р.Карнап, Л.Витгнештейн. Позитивисты третьего этапа утверждали, что философия – это не наука о какой-либо реальности и не теория познания. Она – особый вид деятельности, связанный с логическим анализом естественных и искусственных языков. Потому первоначально эта форма позитивизма называлась логический позитивизм или лингвистический анализ.

Четвертая историческая форма позитивизма ПОСТПОЗИТИВИЗМ – возникла в конце 50 - начале 60-х годов. Главными проблемами постпозитивизма являются: развитие, динамика, культурная детерминация научного знания, возникновение новых идей и теорий, критерии сравнения и выбора конкурирующих научных идей и концепций.

К числу его виднейших представителей относятся: К.Поппер, И.Лакатос, Т.Кун, Дж.Агацци. Исследуя процесс развития научного знания, они подчеркивают особую роль научных революции.

15.Русская религиозная философия ХIX-XX вв.: отличительные особенности, основные проблемы и представители.

Основоположник русской религиозной философии - Вл. Соловьев. Основные представители: Н.Бердяев, С.Булгаков, И.Ильин, П.Флоренский. Истоки: - славянофилы: И. Кириевский, А.Хомяков и др.

Отличие от западной философии:

Религиозность – но это не богословие, а философия, это – реакция на западный рационализм, а также на позитивизм, марксизм и ницшеанство.

Антирационализм – Н.Лосский называет ее реалистической философией.

Адресована к поколениям более отдаленным, чем современности.

Главная задача – в том, чтобы понять (принять) этот мир и примириться с ним в определенных пределах, руководствуясь заповедями Христа.

Основные идеи русской религиозной философии.

«РУССКАЯ ИДЕЯ» (Вл. Соловьев)Триединый смысл «русской идеи»: 1) как сохранить, 2) как преобразовать, 3) как спасти Россию. Хотя «русская идея имеет более глубокий смысл – это специфически русское видение того, как сохранить, преобразовать и спасти человечество.

СОБОРНОСТЬ (Ф.С.Хомяков). Соборность – это свободное единство людей в церкви, а истина доступна только совокупности мышлений людей, связанных любовью.

БОГОЧЕЛОВЕЧЕСТВО Родоначальником учения о Богочеловечестве был. Вл. Соловьев, который впервые обнародовал его в своих «Чтениях о Богочеловечестве». Идея Богочеловечества означает преодоление самодостаточности человека и, вместе с тем, удержание в нем его активности, его высшего достоинства, то есть божественного в человеке.

РУССКИЙ КОСМИЗМ –Человек макрокосм, а Природа – микрокосм: оба бесконечны. Основоположник русского космизма Н.Ф.Федоров. Его сочинение «Философия общего дела» является «библией русского космизма». Видными представителями русского космизма были: Чижевский, Вернадский, Циолковский.

В целом русский комизм – это демонстрация протеста против смерти и смертности человека, это жажда спасения не только души, но и тела, через «всеобщее воскресение».

 

16.Белорусская философская и общественно-политическая мысль: основные идеи и представители.

Зарождение общественно-политической, эстетической, логической и философской мысли Беларуси относится к периоду X-XI веков и связана с возникновением государственности и развитием феодальных отношений. Первые элементы философской культуры белорусов, восприятие ими мира в целом, места в нем человека, находят свое отражение в притчах, обрядовых гимнах, сказках и былинах.

Большое значение для развития Белорусской философской мысли имело распространение письменности на ее территории, что связано с принятием христианства. Сохранилось 29 рукописных книг, много отдельных грамот и надписей. («Супральская рукопись», «Туровское евангелие», «Диоптра»)

Развитие общественно-политической мысли в Беларуси в XI-XII веках сопровождается распространением новых идей первыми просветителями. ПРОСВЕТИТЕЛИ –передовые, всесторонне образованные люди (К.Смолятич, К. Туровский, Е.Полоцкая). Просветительские идее отражены в таких памятниках XII века, как «Полоцкое Евангелие», «Послание Климента Смолятича», «Сочинения» Кирилла Туровского.

Для XIV-XV веков характерно распространение движения еретиков, связанное с критикой идеологии церкви. Ярким представителем этой эпохи был Франциск Скорина. Он занимался переводами, печатанием и распространением книг на территории Беларуси и за ее пределами. Его заслугой является первое внецерковное (то есть светское) издание Библии, причем на родном языке.

Критические отношения к церковной политике и Священному писанию высказывает известный просветитель XVI века Сымон Будны,

Дальнейшее развитие идей свободомыслия связано с деятельностью Казимира Лыщинского. Рукопись его книги «О существовании Бога» за атеистические идеи была сожжена, а ее автор казнен.

К концу XVII в Беларусь вошла в состав России, что повлияло развитее ее духовной культуры в целом и философской мысли в частности. В XVIII-XIX вв. на территорию Беларуси начинают проникать идеи, как русской религиозной философии.

В XX в. белорусы познакомились практически со всеми современными социально-политическими течениями Запада и Востока, однако, в силу сложившихся исторических обстоятельств, Беларуси была навязана одна «самая правильная» идеология – коммунистическая. Творческий поиск, вызревавшего к тому времени, белорусского самосознания искал свой, самобытный путь исторического развития Беларуси, отличающийся, как от восточного, российского, так и от западного, европейского. Эти идеи, так называемого, Белорусского пути или «БЕЛРУСКАГА ШЛЯХУ» наиболее ярко изложены в философском эссе Игната Абдираловича (И.Кончинского) (1896-1923) «Адвечным шляхам», опубликованного в 1921г. В советский период основные проблемы философской мысли Беларуси сводилась к популяризации идей марксизма-ленинизма, прославления успехов строительства коммунизма.