Философия жизни (А.Шопенгауэр, Ф.Ницше).

Философы, критиковавшие разум и рационализм, стали больше уделять внимания свободе человеческого духовного опыта Такое направление в философии называют ИРРАЦИОНАЛИЗМ.Главные ее представители: В.Дильтей, А.Шопенгауэр, Ф.Ницше.

Первым, кто выступил против философии Гегеля, был А.Шопегауэр (1788-1860). Свои основные идеи он изложил в сочинении «Мир как воля и представление». Согласно Шопенгауэру, разум не играет главной роли в деятельности человеческого сознания, так как он не действует по своему собственному плану, а по указаниям воли. То есть выше разума, над разумом он ставит волю. Если рассматривать мир в целом, то он как бы раскалывается на два мира: настоящий, но не воспринимаемый мир (некая «Мировая воля») и иллюзорный, данный нам в ощущениях мир (наши представления о нем). МИРОВАЯ ВОЛЯ - это абсолютное начало всего, а представление всего лишь проявление (объективация) этой воли. Сам мир нелеп, неразумен, так как первопричина его – Мировая воля есть нечто неразумное, ненасытное сильное влечение, темный глухой порыв этой воли. Бессмысленна и воля к жизни, также как и сама жизнь, в том числе, и человеческая, поскольку человек не хозяин этой жизни, а всего лишь заложник воли, исполнитель ее желаний и хотений.

Ярким представителем «философии жизни» был немецкий философ Ф.Ницше (1884-1900). В основании философской системы Ницше лежит понятие воли к власти. ВОЛЯ К ВЛАСТИ – это то, что составляет основу жизни, дает ей существование, определяет ее содержание, задает смысл и конечную цель.

Раскритиковав и отбросив прежнюю мораль, как впрочем, и всю классическую, основанную на разуме, культуру, он объявляет себя первым в истории имморалистом. ИММОРАЛИЗМотрицание морали. Иудейско-христианская мораль, по мнения Ницше, мораль рабов. Она препятствует полному самовыражению человека, поэтому нужно произвести переоценку всех ценностей. Из воли к власти Ницше выводит новые основания морали: мораль господ.

В ее основе должны лежать следующие принципы:

1) «ценность жизни» есть единственная безусловная ценность;

2) существует природное неравенство людей, обусловленное различием их жизненных сил и «воли к власти»;

3) сильный человек свободен от моральных обязательств, он не связан ни какими моральными нормами.

Этим требованиям, согласно Ницше, удовлетворяет сверхчеловек. СВЕРХЧЕЛОВЕК –в философии Ницше это тот, кто придет на смену современному человеку, существо свободное, с максимальной волей к власти, не связанное никакими условностями и моральными предрассудками. Вырастить такого сверхчеловека основная цель человеческой истории.