Номинализм и реализм.
Истоки и идейные основы средневековой философии. Проблема веры и разума. Реализм и номинализм.
Идейные основы средневековой философии.Философия средних веков принадлежит к эпохе феодализма. Исторически она занимает почти 10 веков (V-XV н.э.), хотя корни этой философии уходят еще в дохристианский период (I-IV вв. н.э.). В этом смысле всю европейскую философию средневековья принято разделять на два периода – патристики (I-V вв.) и схоластики (V-XV вв.).
В целом средневековая философия возникает как синтез двух начал: классического наследия античности (идеи Платона и Аристотеля) и идей христианского предания (Библейские писания).
Особенности возникновении средневековой философии:.
МОНОТЕИЗМ – единобожие.
ТЕОЦЕНТРИЗМ – Бог центральное понятие и главная реальность.
КРЕАЦИОНИЗМ – идея творения Богом мира и человека из ничего.
ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ – участие Бога в судьбах мира и человека.
БОЖЕСТВЕННОЕ ОТКРОВЕНИЕ – знания человека о мире и себе есть результат открытия Богом своих тайн. ПАТРИСТИКА – буквально означает учение отцов церкви. Основные представители: Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский («три святителя»), Августин Аврелий (Блаженный).
СХОЛАСТИКА – Это тип религиозной философии, характеризующейся принципиальным подчинением первенству теологии, религии, соединением догматических, религиозных идей с рационалистической методикой. Основные представители – Альберт Великий, Фома Аквинский.
Проблема веры и разума.В европейской средневековой философии очень остро стоял вопрос о наилучших методах обоснования и защиты религиозной догматики. В то время сложились два основных подхода к решению данных проблем. Один из них отдавал предпочтение вере. Только вера является основным источником знания, и она должна предшествовать пониманию. «Верь, чтобы понимать». Разум же является помехой на пути к Богу. «Мудрость мира сего – есть безумие перед Богом». Отсюда, «Верую – ибо абсурдно». Такой подход культивировал слепую и бездумную веру.
Представители другого подхода наоборот были сторонниками сознательного восприятия религиозного вероучения, опирающегося не только на авторитет, на веру, но и на подкрепленные разумом, (разумные) доводы. Они стремились поставить разум на службу вере. «Разумею, чтобы уверовать» (Августном Аврелием, Ибн-Рушд, Фома Аквинский.)
РЕАЛИЗМ – учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, унивкрсалии, а не единичные предметы. Универсалии существуют до вещей, как мысли, идеи в божественном разуме, поэтому познание возможно только с помощью разума, только разум способен постигать общее.
НОМИНАЛИЗМ - философское учение, отрицающее реальное существование общих понятий (универсалий) и утверждающее, что они существуют не в действительности, а только в мышлении.