Философия Платона и Аристотеля.
Античная философия. Основные философские школы ранней и средней классики.
Понятие мировоззрения. Исторические типы мировоззрения.
Понятие мировоззрения. В широком смысле слова под мировоззрением понимают общий взгляд на мир и место в нем человека. Мировоззрение -это целый духовный комплекс, имеющий сложную структуру. В нем можно выделить: знания, убеждения, идеалы, оценки, цели, нормы, принципы, традиции и т.д. В мировоззрении выделяют и вертикальные структуры, то есть уровни – мироощущение, мировосприятие, миропонимание, в зависимости от того на каком уровне и какими средствами отражается мир.
Исторические типы мировоззрения:Мировоззрение понятие историческое, изменяющееся, поэтому можно говорить об исторических типах мировоззрения.
1.Мифологическое,
2.Религиозное,
3.Художественное,
4.Научное,
5.Философское
6.Практически обыденное.
Таким образом, философию можно определить и как особый вид мировоззрения, возникающий на определенном этапе развития духовного опыта человека, Философское мировоззрения является, по сути, стержнем всего мировоззренческого комплекса человека, оно играет важную роль в ориентации человека, его жизненной позиции, формирует его отношение к миру, другим людям, к самому себе.
Античная философия.Под античной философией понимают философию Древней Греции и Древнего Рима. Исторически она занимает период около 1200 лет – c VII-VI в.в. до н.э. (период зарождения) по VI в.н.э. (закрытие платоновской академии). Античную философию принято делить на периоды, причем различные авторы делают это по-разному, выделяя таковых от двух до четырех. Достаточно распространенным в истории философии является деление на два периода, где каждый, в свою очередь, содержит подпериоды.
Классический период. (Классика)
Ранняя классика. («Физики»)
Средняя классика. (Софисты, Сократ)
Зрелая классика. (Платон, Аристотель)
Эллинистический период. (Эллинизм): ранний, средний, поздний.
Основные философские школы ранней и средней классики.Под философской школой принято понимать систему взглядов определенного круга мудрецов-философов, живших в одно время, в одном городе и занимавшихся близкими проблемами. Все эти школы объединяла одна общая проблема – поиск первоосновы и первопричины всего существующего, то есть того, из чего происходят все вещи. Основными философскими школами ранней классики были:
Милетская школа Фалес (вода), Анаксимандр (апейрон), Анаксимен (воздух);
Пифагорейский союз, «пифагорейцы» Пифагор (число);
Элейская школа, «элеаты» (бытие)
Атомисты (Основное понятие их учения «атом»).
Софисты Сократ (этика, политика, риторика, искусство, язык, религия, воспитание).
Платон и Аристотель – «вершины» древнегреческой философии.
Платон (427-347гг.до н.э.) является родоначальником и виднейшим представителем философского направления, который позднее назовут объективным идеализмом. Мир по Платону имеет двойственную природу. Он как бы расколот на два мира: видимый мир изменчивых, чувственно воспринимаемых предметов - материальный мир и невидимый, умопостигаемый мир идей. Настоящий, подлинный мир – это мир идей, это подлинное бытие. Чувственно воспринимаемые вещи – это нечто среднее между бытием и небытием. Они только «тени», образы идей, их слабые копии.
Высшая идея - это идея абсолютного добра, или Идея Мирового разума, Идея Высшего Блага.
Идея человека – это его душа. До его рождения она пребывает в царстве идей, совершенном мире добра и красоты. Потом она попадает в чувственный, грубый мир, где временно живет в человеческом теле, как узник в темнице.
Аристотель (384-322 гг.дон.э.) сначала ученик, потом соратник и младший друг Платона, хотя по ряду принципиальных вопросов расходился с ним. Он стремился преодолеть платоновский разрыв между чувственным миром и миром идей. В отличие от Платона, основой мира Аристотель считает материю и форму.
Материя, по Аристотелю, несотворима и неуничтожима.
Форма у Аристотеля это причина становления вещей из однообразной материи.
Наивысшей из них является форма всех форм – Бог. Это первая причина и начало всех начал.
Учения Аристотеля о причинах, о материи и форме оказали существенное влияние на всю последующую европейскую философию. Развиваемые его учениками и последователями, философские идеи Аристотеля воплотились в аристотелизме, учении и методе, господствующем во многих западных и восточных философских традициях вплоть до Нового времени.