Антропосоциогенез. Биологическое и социальное в человеке

Антропосоциогенезсостоит из становления человека (антропогенез)и становления общества (социогенез). Важную роль в прояснении общего смысла антропосоциогенеза сыграла «трудовая» гипотеза Энгельса – «труд создал человека». Идеи Энгельса воплощаются в процессе воспитания, поскольку считается, что индивид в своем развитии повторяет в сжатомвиде развитие рода. Наряду с орудийной деятельностью большую роль играли одомашнение животных, а также игра и другие проявления жизнедеятельности.

Одним из основных факторов очеловечивания были нравственные отношения. Ограничение кровосмесительства оздоровило генофонд. Запрет агрессивных действий по отношению к членам рода, забота каждого о пропитании близких – все это способствовало укреплению рода. Следует также принимать во внимание взаимообсловленность возникновения рода (филогенез) и истории индивидуального развития (онтогенез).

 

Процесс становления и развития происходит одновременно и в тесной связи с процессом развития общества. Есть существенный аспект социогенеза, как становления человечества в качестве единой социальной общности. Формирование социального субъекта включает два процесса:

 

1. уподобление человека человечеству, формирование всесторонне развитого, универсального человека, воплотившего в себе разнообразие интересов и способностей.

2. уподобление человечества человеку, т.е. осознание человечеством своей целостности, интеграция различных культур и преодоление разобщенности, что в конечном счете должно идти на пользу каждой социальной группе и каждому индивиду.

 

 

Соотношение природного (биологического) и социального (общественного) в человеке очень сложно. Есть две крайние точки зрения:

 

1. Биологизаторство(натурализм), абсолютизирующее роль естественных начал в человеке. Биологизаторские концепции:социал-дарвинизм, фрейдизм, позиция сторонников социобиологии. Один из ее основоположников Уилсон склонен объявить все социальные и гуманитарные науки лишь специализированными разделами биологии, а поведение социального существа предлагает объяснять, исходя только из генетической предопределенности.

2. Социологизаторство, преувеличивающее роль социального начала. Представители социологизаторства, напротив, недооценивают различные проявления жизнедеятельности человека. Они абсолютизируют значение социальных отношений и мира вещей, а также важность социологических методов изучения человека. В итоге получается, что в обществе якобы растворяются личностные особенности человека, а сам он является лишь определенной функцией исторического процесса.

 

***************************************************************************

№41