Генезис и сознание. Язык

Коэволюциа природы и человека

Природа

В предельно широком смысле понятие «природа» обозначает весь мир в целом как бесконечное разнообразие его конкретных проявлений. Философия природы разрабатывает синтетическую концепцию взаимодействия природы и человека, базовыми принципами которой являются:

 

1. процветание любых форм жизни ценно само по себе;

2. люди не обладают правом снижения природного разнообразия, за исключением случаев удовлетворения естественных потребностей;

3. современное вторжение человека в природный мир ухудшает состояние и того, и другого;

4. изменение политики социума и формирование у людей экофильного отношения к природе – залог их совместной эволюции.

 

Философия природы рассматривает проблему отношения человека к природе в социокультурной динамике, что позволяет выделить основные модели их взаимодействия:

 

1. мифологическую, фиксирующую архаический тип природопользования. Мифологическое отношение к природе формирует целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира.

2. научно-технологическую, отражающую индустриально-технологический тип природопользования, обусловленный развитием промышленности и техники, формированием теоретической науки, превратившей природу в объект исследования и поле приложения физических и интеллектуальных сил человека.

3. диалогическую, ориентированную на установление коэволюционного взаимодействия человека и природы. При таком подходе природа перестает быть объектом, а превращается в «партнера».

 

***************************************************************************

№35

Особый статус имеет концепция коэволюции, с которой выступил в 1968 г. Тимофеев-Ресовский. Данная концепция основывается на принципах, согласно которым человечество, изменяя биосферу в целях приспособления ее к своим потребностям, должно изменяться и само с учетом объективных требований природы.

В этом ключе разрабатывается и концепция устойчивого развития системы общество-природа. Цель этой стратегии – обеспечение выживания человечества путем преодоления социально-экологической нестабильности и конфликтности и достижения сбалансированного социоприродного развития.

Сегодня гуманизм рассматривается как основание всей инвайронментальной политики, требующей уважения как индивидуальной жизни, так и «жизни Планеты». Проведением нравственной политики в сфере социоприродного взаимодействия занимается прикладная дисциплина-экологическая тика.

 

***************************************************************************

№36

Генезис природных и социальных явлений интересовал и интересует философию и науку с античности до наших дней. Объяснение генезиса природных и социальных объектов получало научное объяснение в эволюционных теориях дисциплинарного, междисциплинарного, общенаучного и философского характера. Объяснение генезиса природного и социального бытия в современной науке связывается также с принципами глобального эволюционизма, структурно-синхроническим и генетически-диахроническим изучением объектов.

Способы существования сознания (наличие чувств, мыслей, идей и других духовных феноменов) обеспечивают человеку возможность вырабатывать обобщенные знания о связях, отношениях, закономерностях объективного мира, ставить цели и разрабатывать планы, предваряющие его деятельность в природной и социальной среде, регулировать и контролировать эмоциональные, рациональные и предметно-практические отношения с действительностью, определять ценностные ориентиры своего бытия и творчески преобразовывать условия своего существования. Сознание представляет собой внутренний мир чувств, мыслей, идей и других духовных феноменов, которые непосредственно не воспринимаются органами чувств и принципиально не могут стать объектами предметно-практической деятельности ни самого сознающего субъекта, ни других людей. Человек не только живет, но и переживает себя как способ существования живого существа (самосознание).В этом онтологическом аспекте бытие, существование сознания выражается понятиями "субъективная реальность", "идеальное". В аксиологическом аспекте категория идеального выражает ценностное отношение к действительности. В праксеологическом ракурсе эта категория обозначает духовную активность, творческую интенцию, целеполагание и целеустремленность, волю и саморефлексивность сознания. Идеальное характеризует сущностное содержание сознания как субъективной реальности.

Язык — сложная развивающаяся семиотическая система, являющаяся специфическим и универсальным средством объективации содержания как индивидуального сознания, так и культурной традиции, обеспечивая возможность его интерсубъективности, процессуального разворачивания в пространственно-временных формах и рефлексивного осмысления. Сознание и язык связаны на столько, что одним из условий возможности сознания индивида является его способность сказать о себе «я» и тем самым заявить о своем относительно самостоятельном бытии. Все нормальные люди знают о своем «я» и выражают его словесно местоимением «я». Благодаря языку мое сознание становится действительным, существующим для других людей.

 

***************************************************************************

 

№37