Законы диалектики

Закон единства и борьбы противоположностей:

 

Гераклит считал, что мир никем не создан, а есть "вечно живой огонь...", "горение" которого поддерживается через взаимодействие противоположностей. Отрицание объективности противоречий характерно для средневековой схоластики.

Основные понятия закона. Основным здесь является понятие "противоположность". Это было замечено еще Гераклитом и Аристотелем. Позднее диалектик Гегель сформулировал тезис о самопротиворечии всего существующего. Противоположности — это стороны, моменты, тенденции единого, которые допускают и взаимоисключают друг друга. Отношения противоположностей принято называть противоречием, которое есть только там, где есть развитие и самодвижение. Развитие представляет собой процесс возникновения и разрешения противоречий. Основные виды противоречий. Количественное и качественное разнообразие мира (материального и духовного) приводит к многообразию противоречий. Поэтому есть необходимость сделать классификацию противоречий. Внутренние и внешние противоречия.

Методологическое значение закона единства и борьбы противоположностей. Этот закон раскрывает внутренний источник движения и развития, принцип самодвижения. Всеобщность единства и борьбы противоположностей указывает на то, что противоречивая действительность должна отражаться в противоречивых формах мышления.

 

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений:

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений раскрывает общий механизм развития. Сущность этого закона состоит в том, что изменение качества (специфики, природы) данной веши, т.е. переход от старого качества к новому, совершается тогда, когда накопление количественных изменений достигает определенной границы. Взаимопереходы количественных и качественных изменений, их взаимодействие обусловлены сложной диалектикой развития явлений и процессов действительности. Содержание закона взаимоперехода количественных и качественных изменений раскрывается в системе взаимосвязанных категорий "качество", "количество", "мера", "скачок".

Методологический аспект данного закона раскрывает его роль в процессе познания качественных и количественных характеристик объектов. Качественное многообразие природы непосредственно фиксируется чувственным созерцанием, многоцветным, ярким образом.

 

Закон отрицания отрицания:

Выяснение источников движения и развития, раскрытие механизма не дают еще более или менее завершенного представления о развитии. Надо определить также его направленность. Вопрос о направлении развития особенно актуален для общества. Для человека и человечества важно понять, к чему ведут изменения в обществе. В повседневной практике человек постоянно пользуется понятиями "новое" и "старое", но не всегда задумывается, как они соотносятся друг с другом. На эти и другие вопросы отвечает закон отрицания отрицания, который впервые в истории философии был сформулирован Гегелем. Замена старого новым обозначается понятием "отрицание". Отрицание — это:

1) результат внутренней противоречивости вещей и явлений, это то, что им присуще самим по себе, т.е. налицо самоотрицание;

2) диалектическое отрицание противоречиво по природе своей и результативно: оно представляет единство уничтожения (разрушения) и возникновения (создания) нового;

3)отрицание конкретно и разнообразно, что зависит от природы вещи и условий развития.

Итак, закон отрицания отрицания, опираясь на два других закона диалектики, дает возможность наиболее конкретно и полно представить развитие, определить его направление и тенденции, сознательно содействовать (или мешать) становлению нового.

 

***************************************************************************

№32