Гегель. Учение о диалектике

Иммануил Кант. Проблема познания

Материализм

Одной из исторических форм философии Просвещения во Франции является материализм (Ламетри, Гольбаха, Дидро). В центр своего внимания философы-материалисты ставили человека, его интересы и стремления, который рассматривался ими как часть природы, связанная с ней реальными физическими отношениями. Материалисты-просветители боролись за коренное изменение общественных отношений.

 

Единственным источником знаний человека о внешнем мире французские материалисты считали ощущения. Подчеркивая их роль в познавательном процессе, они не понимали еще всей значимости мышления как высшей ступени познания. Умственные операции сводились ими лишь к способности мозга сопоставлять ощущения, комбинировать и группировать их.

 

Титаническим делом французских материалистов сталосоздание знаменитой «Энциклопедии». Решительно выступая против засилия клерикализма, французские мыслители призывали к познанию вечной, бессмертной природы, без знания законов которой человек не может быть счастливым.

 

***************************************************************************

№12

 

Философское творчество Канта представляет собой синтез двух основных традиций европейской философии – эмпиризмаи рационализма. Мыслитель считал правильным суждение эмпириков об опытной природе нашего знания. Вместе с тем отклонял идею «чистой доски» Локка, на которой природа пишет свои письмена. Философ выступал против утверждения рационалистов о врожденных идеях. Вместо врожденных Дей Кант ввел понятие априорных форм чувственности и рассудка. Таким образом, познание предстает как действие субъекта, как проявление его активности.

 

Введение понятия «априорных форм чувственности и рассудка» меняло познавательную ситуацию по существу. Мы можем знать лишь мир явлений, внутреннее же содержание вещей непознаваемо. Исследуя возможности ума, Кант обнаруживал склонность к объединению рассудочных операций в форме идей.

***************************************************************************

№13

Подлинной исторической заслугой немецкого философа является разработка диалектического метода. Диалектика – учение о всеобщей связи и развитии. Гегель стал первым в создании диалектического метода и диалектического ведения реальности.

 

 

К особенностям Гегелевской диалектики относят:

1. Обоснование универсальных, объективных принципов развития.

2. Разработка диалектической системы категорий.

3. Обоснование противоречия как источника развития и описание механизмов его возникновения и разрешения. В качестве базового концепта выступает триада «тезис – антитезис – синтез». Синтез в свою очередь является новым тезисом и цепочка повторяется.

4. Идеалистический характер диалектики, т.е. в первую очередь развивается только сфера идей, в то время как природа и история выступает как что-либо произвольное по отношению к ней.

5. Абсолютизация триады, т.е. отрицание возможных попятных или регрессивных движений, отрицание случайностей.

6. Финалистский характер развития.

 

Диалектика Гегеля не была диалектикой объективной действительности. Ее законы и категории философ выводил не и природы и человеческой истории, а умозрительно, навязывая их природе и обществу в качестве законов чистого мышления. Именно поэтому Гегелем нередко высказывались абсурдные мысли, например, о развитии природы в пространстве, а не во времени или о завершении исторического движения познания его философской системой.

 

***************************************************************************

№14