Джон Локк и материализм

Эпоха Просвещения

В историю XVIII в. вошел как эпоха Просвещения. Его родиной стала Англия, затем Франция, Германия и Россия. Для этой эпохи характерен девиз: все должно предстать перед судом разума! Обретающее широкий размах развитие науки, становящейся достоянием широких кругов мыслящих людей, - вот духовная атмосфера этого времени. Такого рода умонастроения возникали уже в конце XVII в. Философы Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Р. Декарт, Дж. Локк - родоначальники просветительских идей. Исходные идеи эпохи Просвещения - культ науки (а следовательно, Разума) и прогресс человечества. Все труды деятелей Просвещения пронизаны идеей апологии Разума, его светоносной силы, пронизывающей мглу и хаос. Имей мужество мыслить самостоятельно! - таков призыв Просвещения. Францию XVIII в. характеризуют огромное количество идейных исканий, научных творческих подвигов и сотрясающих общество политических событий. Страна начала выходить из трясины феодального строя, экономической и политической раздробленности и отсталости, она вступила в период первоначального капиталистического накопления. Просветители, как следует из самого слова, заботились о распространении просвещения среди народных масс. Они боролись за то, чтобы в обществе не было пропасти между бедными и людьми, утопающими в роскоши. В качестве идеала они выдвигали принцип равенства как требование здравого смысла. Выдающимися философами эпохи Просвещения во Франции являются Вольтер, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, К.А. Гельвеций, П. Гольбах, Ж. Д'Аламбер.

 

В качестве основных социально-философских концепций Просвещения выступали теории естественного права, общественного договораи гражданского состояния.

 

Теория естественного правадекларировала, что все люди от природы равны и имеют равные права на жизнь, свободу, счастье, собственность.

Теория общественного договора развивала идеи Гоббса и Локка, в соответствии с которыми государство - результат необходимости защищать свободу и собственность.

Понятие гражданского состоянияв учениях Гоббса и Локка понималось как преодоление естественного и связывалось с образованием государства.

 

***************************************************************************

№11

Джон Локк(1632-1704) разработал материалистическую гносеологию. Идеи и понятия, согласно Локку, не являются врожденными, они возникают в процессе взаимодействия человека и внешнего мира. Ребенок рождается без всяких идей. Его душа подобна «чистой доске».

 

Все идеи и представления человек черпает из внешнего и внутреннего опытов. Под внешним опытом философ понималвоздействие на человека предметов объективного мира, которые вызывают у него соответствующие ощущения и восприятия, являющиеся первой и основной ступенью познания. Органы чувств доставляют простые идеи, которые не разлагаются, например: идеи цвета, движения, протяжения, мышления и т.д.

 

Мыслитель разработал свое учение о первичных и вторичных качествах. Однако выделение первичных и вторичных качеств свидетельствует об осознании Локком недостаточности эмпиризма.

 

Социально-политический процесс Локк рассматривал как развитие человечества от естественного состояния до гражданского общества. Локк полагал, что:

 

1. для естественного состояния общества характерны равенство людей;

2. государство – результат необходимости защищать свободу и собственность;

3. разделение властей – основной принцип конституционного правления;

4. народ имеет право на свержение правительства.