Спиноза и Лейбниц
Рационализм
Эмпиризм
Эмпиризм и рационализм
Ф. Бэкон выдвинул индуктивный метод– метод восхождения отединичных фактов к обобщениям и понятиям. Согласно Б.кону, ученый, изучая конкретные предметы и явления, сравнивая их друг с другом, анализируя различные их стороны, получает богатейший материал для широких обобщений и выводов. Философ подверг резкой критике источники человеческих заблуждений.
Залог успехов научного познания и увеличения власти человека над природой Бэкон видел в правильном сочетании органов чувств и эксперимента. Б.кон не отвергал значения познавательных особенностей разума. Однако для философа их ценность заключалась лишь в способности извлекать их из опыта истины. Свою же методологию английский мыслитель проиллюстрировал на примере пчелы, собирающей с цветков нектар и перерабатывающей его в мед.
Декарт понимал необходимость знания, имеющего опытно-экспериментальное происхождение. Однако, полагал он, единственным источником истинных знаний является разум. Исходным началом для создания научного метода у Декарта служит сомнение. Философия, отмечал он, развивалась на протяжении веков самыми выдающимися умами, и, тем не менее, в ней нет ни одного пункта, которого нельзя было бы оспорить. Сомнение есть один из актов мышления. Единственное, что несомненно, это то, что мы мыслим: «Cogito ergo sum» (Я мыслю – следовательно, существую).
Согласно Декарту, в разуме человека заложено также убеждение об объективном существовании мира, ибо в нашем мышлении присутствует идея Бога. По Декарту, Бог создал человека и вложил в человеческий ум понятие о Себе. Врожденностью идей Декарт объяснял также ясность интеллектуальной интуиции человека.
***************************************************************************
№9
Баруха Спиноза(1632-1677)
Спиноза вводит понятие единой и бесконечной субстанции, называемой Богом, или Природой, которая выступает как причина самой себя. Философ придерживается точки зрения философского монизма, признающего единое первоначало мира. СубстанцияСпинозы обладает бесчисленным множеством атрибутов, но из этого множества человеку открыты только два: мышление и протяженность, которые предстают перед человеком как множество единичных вещей (модусов).
Отношения души и тела Спиноза интерпретирует с позиции философского монизма. Тело и душа суть разные выражения одной сущности. Единство того и другого открывается лишь при условии ясного знания того, что называется интеллектуальной интуицией.
Спиноза считал, что мудрость должна преодолевать рабство человеческих страстей и находить подлинную свободу в ясном и спокойном миросозерцании. Человек Спинозы думает не о смерти, а о жизни, как и надлежит думать свободному и мудрому существу.
Готфрид Лейбниц(1646-1716)
Лейбниц создал принципиально новую систему рационализма, он отверг также пантеизм Спинозы, растворявшего в Боге все сущее. Ядром философии Лейбница выступает понятие монады, представляемой простой и неделимой духовной сущностью. Бытие монад есть внутренняя деятельность представления.
Применительно к декартовой проблеме отношения душии тела монадология Лейбница предстает как способ сохранить независимость души и тела и в то же время объяснить их согласованность. Познание – это процесс постепенного осознания того, что имеется в бессознательном. Врожденные идеи рассматриваются как возможность, к которой человек может идти, как к бессознательному в себе.
***************************************************************************
№10