Средневековая философия
Переход от античности к средневековью обусловлен рядом предпосылок:
1. Разложение рабовладельческого строя и формирование феодальных отношений;
2. Изменение социальной структуры общества;
3. Утверждается политическая и духовная монополия западной Церкви, и религиозное мировоззрение становится господствующим;
4. Признание Библии в качестве единой священной книги христианства, осмысление которой породило христианскую теологию и христианскую философию.
Принципы средневекового философского мышления:
· Монотеизм – Бог является личностью, он един и уникален, вечен и бесконечен;
· Теоцентризм – Бог является высшей сущностью всего бытия;
· Креационизм – идея об акте свободного творения мира Богом из ничего;
· Символизм – существование любой вещи определено свыше: «вещи видимые» воспроизводят «вещи невидимые» (т.е. высшие сущности) и являются их символами;
· Провиденциализм – история человечества понимается как осуществление Божественного замысла;
· Эсхатологизм – учение о конечности бытия мира и человека, о конце света и страшном суде.
Этапы средневековой философии:
1. апологетика(II-III вв. н.э.) – защищается христианство, раскрываются познавательные возможности веры, которая способна охватить любые проблемы в отличие от разума. О несовместимости верыи разума, божественного откровения и человеческой мудрости гласит максима Тертуллиана: «Верую, ибо абсурдно».
2. патристика– разрабатываются основы христианской догматики с целью раскрыть глубинный смысл Библии. Проблемное поле философии было связано с темой богооправдания, осмыслением сущности Бога как высшего Бытия, его потусторонней природы и тройственности. Отношения верыи разума получают иную интерпретацию. Согласно Августину, вера выступает в союзе с разумом: «я не стремлюсь понять, чтобы уверовать, но верую, чтобы понимать».
3. схоластика– сохраняется приоритет веры над разумом, но уже обнаруживается тенденция к усилению рационализма. Основные теоретики – Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский, Абеляр, Бэкон. Происходит формирование двух систем образования – монастырской и университетской. Великим систематизатором средневековой философии признан Фома Аквинский, который считал, что источником религиозного знания является веря и Священное писание, а философское – опирается на разум и опыт.
Главной проблемой схоластики являлась проблема универсалий (общих понятий), которую представляют следующие философские подходы:
· Реализм господствовал в ранней средневековой философии (Аквинский, Кентерберийский). В период расцвета Средневековья (ок. 1250) Фома Аквинский представлял умеренный реализм. Универсалии существуют в мышлении Бога (ante res), в единичных вещах (in rebus) и как абстракции в человеческом мышлении (post res).
· Номиналисты довели идею отрицания объективного существования общего до логического конца, считая, что универсалии существуют лишь в человеческом разуме, в мышлении, т.е. они отрицали не только наличие общего в конкретной единичной вещи, но и его существование "до вещи". Универсалии, говорил Росцелин, суть только имена вещей, и существование их сводится лишь к колебаниям голоса. Существует только индивидуальное, и только оно может быть предметом познания.
***************************************************************************
№6