Древнегреческая философия. Античная философия

Факторы, обусловившие возникновение древнегреческой философии:

 

1. Торгово-ремесленная направленность и рабовладельческий строй.

2. Полисная демократия, определившая установки на рационально-логическую аргументированность знаний.

3. Богатейшая мифологическая и литературная традиция, ставшая источником категориально-языкового пространства древнегреческой мысли.

 

Понятие космосавыступает в качестве базовой категории античной философии, оно символизирует здесь высший порядок и гармонию. Космоцентрим как установка на постижение мира в его структурной упорядоченности и целостности составляет сущностную характеристику античной мысли.

 

Этапы древнегреческой философии:

 

1. Ранняя греческая философия (VI-V вв. до н.э.)

 

Школы:

· Милетская (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Гераклит)

· Пифагореизм

· Элейская (Парменид, Зенон)

· Атомизм (Демокрит)

 

2. Античная классика (V-сер. IV в. До н.э.)

 

Представители:

 

Греческое Просвещение:

· Софисты (Горгий, Протагор)

· Сократ

 

Зрелая классика:

· Платон

· Аристотель

 

3. Эллинистическая философия (Вт. Пол. IV-I в. До н.э.)

 

Школы:

· Стоицизм (Зенон, Марк Аврелий)

· Эпикуреизм

· Скептицизм

 

4. Римская философия

 

 

Исходней темой ранней греческой философии становится проблема первоначалакак причины происхождения космоса и источника его единства. Выделяются два основных решения:

 

· физическое (милетская школа), согласно которому в качестве первоначала выступает та или иная природная стихия

· математическое (пифагорейцы), выводившее единство и многообразие мира из чисел и цифровых пропорций.

 

Определенный синтез данные концепции нашли в учении атомистов об атомах. Понимая бытие как единое, неизменное, идеальное, элеатымаксимально обострили начатую в атомизме оппозицию умозрительного и видимого миров.

 

 

Софистывпервые создалинауку о слове. Софистов разделяют на «старших» (Горгий, Протагор, Гиппий) и «младших»(Фразимах, Критий, Алкидам).

 

В воззрениях Протагора (481-411 до н.э.) обнаруживается материалистическая ориентация старших софистов. В теории познания Протагор отстаивал сенсуализм. На его основе он подошел к определенному гносеологическому релятивизму. У Протагора есть известное изречение: «Человек есть мера всех вещей». Это значит, что мир воспринимается человеком таким, каковым он видится сквозь призму человеческих качеств.

 

Софисты отстаивают взгляд, что все люди равны от природы. Но со временем софистика обособилась и приняла формы, с которыми и здравый смысл отказывался соглашаться: «Вор не желает приобрести ничего дурного. Приобретение хорошего есть дело хорошее».

 

__________________________________________________________________________

Против уроков софистов резко выступил Сократ. Важнейшим своим призванием Сократ считал «воспитание людей», смысл которого он видел в беседах и дискуссиях, а не в систематическом изложении знаний. Основной задачей понимания этических принципов Сократ провозгласил последовательное познание «самого себя». Для Сократа мораль отождествляется со знанием. Истинная нравственность – знание того, что есть благо, прекрасное и вместе с тем полезное для человека, что помогает ему достичь блаженства и жизненного счастья.

 

В беседах и дискуссиях Сократа постепенно сформировался философский метод диалектического спора. Его целью было достижение истины путем обнаружения противоречий в утверждениях противника. Сократ считал, что истина должна быть одной.

 

______________________________________________________________________

Основное место системе Платона занимает мир вечных идей. Идея (эйдос) выступает как наиболее совершенный образ, в котором воплощаются характеристики того или иного класса вещей. Эйдосы существуют вечно, они неизменны, самотождественны. При этом наблюдаемый мир, или мир становления, выступает как слабое отражение, тень, капля этих вечных идей.

 

Иерархия космоса у Платона выглядит следующим образом: высшим основанием является благо, идея единого, далее – мир вечных идей, далее – мир становления, последнее – материя. Связь между материальным и идеальным обеспечивается Эросом как мировой космической душой.

 

Гносеология Платона.Познание истины возможно как припоминание. Сила, которая побуждает человека к познанию истины, - Эрос. При этом путь к миру идеальному лежит через освоение различных искусств.

 

Причиной образования государства является природное неравенство людей. При этом государство Платона подчинено идеалу справедливости на уровне целого, в жертву которому приносится индивидуальное счастье.

 

_________________________________________________________________________

Аристотелькритикует Платоновские идеи и предлагает рассмотреть вопрос о причинах.

 

Виды причин:

· материя

· форма

· движение

· цель

 

Однако, когда Аристотель переходит к устройству мира в целом, он оставляет 2 причины: материю и форму, которая объединяет в себе и сущность, и цель, и движение.

 

В отличие от Платона, Аристотель выстраивает человека снизу, как органичное продолжение природного и материального. Душа и тело не противопоставляеются.

 

Гносеология Аристотеля.Началом познания является опыт. Но высшей формой, организующей познание, является логика.

 

Аристотель критикует Платона, считая, что не может быть счастливым государство, состоящее из несчастливых граждан. Стремление к благу, собственности – нормальное стремление человека. При этому домашняя экономика является обязательным атрибутом свободного гражданина. Собственно, человек – это общественное животное, и его предназначение – участие в жизни полиса.

 

___________________________________________________________________________

В эпоху эллинизма меняется мировоззренческая ориентация философии, ее интерес все более сосредотачивается на жизни отдельного человека. Особенно характерны в этом отношении этические учения эпикурейцев и стоиков.

 

По Эпикуру, первичен индивид, общественные же связи зависят от отдельных лиц, их субъективных желаний. Высшая цель человеческой жизни, по Эпикуру, - достижение блаженства, счастья, понимаемого им как удовольствие. Согласно Эпикуру, « нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо…».

 

Для стоиков философия – не просто наука, а жизненный путь, жизненная мудрость. По мнению стоиков, высшая нравственность состоит в том, чтобы жить «сообразно природе», божественному миропорядку, который человек ни в чем не способен изменить.

 

 

***************************************************************************

 

№5