Древнекитайская философия

 

Специфика древнекитайской цивилизации определялась наличием мощного централизованного государства. Реальными субъектами власти выступали не жрецы, а чиновники, которые одновременно являлись и носителями светского знания и образования. Доминирующим регулятором социальной практики становится не религия, а ритуал, регламентирующий все сферы общественной жизни и выступающий гарантом социальной стабильности и порядка.

 

Взгляды образованного чиновничества отражало конфуцианство, которое знаменовало золотой век китайской философии, известный как период «ста школ». Шесть основных течений китайской мысли:

· Конфуцианство

· Даосизм

· Моизм

· Легизм

· Школа «инь-ян»

· Школа имен

 

Во 2 веке до н.э. конфуцианство стало официальной государственной идеологией. В центре внимания стоят вопросы о нравственной природе человека, о семье и об управлении государством. Почтительное отношение к старшим лежит в основе конфуцианского ритуала. По аналогии с семейными связями выстраивается и государственная иерархия, и структура космоса в целом.

 

Этическая и социально-политическая проблематика получили дальнейшее развитие в школах легизма (Гуань Джун)и моизма (Мо Ди). Легисты (законники) отталкивались от идеи сильного государства, в основе которого лежат не нравственные качества правителей и подданных, а справедливые законы и действенная административная власть. Моисты, напротив, отталкивались от идеи всеобщей любви и взаимной выгоды как основных политических принципов.

 

Школа имен(Гунсунь Лун) централизовалась вокруг проблемы соотношения действительности и имени. Школы «инь-ян»(Цзоу Янь)и даосизмасвязаны с натурфилософской проблематикой.

 

Второй по значимости школой в Китае был даосизм(Лао-Цзы). Центральное понятие даосизма – Дао(путь, дорога), обозначающее с одной стороны, универсальный закон возникновения и исчезновения отдельных явлений и мира в целом; с другой стороны, Дао– это истина, пребывающая в безусловности вечности и покоя. Основным принципом является у вэй(недеяние), понятого как отсутствие целеполагания во имя растворения своего «Я» в естественном порядке вещей. Идеал бессмертия обусловил религиозную направленность даоской школы.

 

Лао-Цзы утверждал, что дао предшествует Небу и Земле, что дао является источником рождения и уничтожения всего существующего. Он использует образы, в которых дао предстает "матерью мира", начальным пунктом всего разнообразия существующего. Возможным объяснением дао является то, что оно выступает как бытие бытия, неопределенная исходная сила, являющаяся основой всего, что существует. Однако в других местах Лао-Цзы говорит, что "бытие происходит из небытия". Возможно, он имеет в виду, что исходная сила, или "бытие", должно быть обусловлено "небытием", чтобы избежать превращения дао в вещь или нечто существующее. Подобные интерпретации сопряжены с большой долей неопределенности, но если их допустить, то можно утверждать, что Лао-Цзы представлял проблему дао аналогично тому, как досократики оперировали проблемой субстанции.

 

Китайскую философию характеризует:

 

1. Отсутствие метафизических систем и рационально-практическая направленность на регуляцию социального опыта.

2. Традиционализм как отражение идеала социальной стабильности и как принцип организации философских школ и текстов.

3. Литературно-афористичный стиль изложения.

 

 

***************************************************************************

№4