ОПРОСНИК К. ТОМАСА
Связь с соционическими типами.
Социотип | Тип темперамента по трактовке французских психологов |
Есенин | Чаще всего меланхолик |
Дюма | Активный – холерик, неактивный – нервный тип |
Бальзак | Большинство – флегматики, но могут быть апатиками, меланхоликами и даже страстными |
Габен | Чаще всего – сангвиники или флегматики, однако если он неактивен, то это, скорее всего, аморфик |
Достоевский | Меланхолики или страстные |
Драйзер | Страстные или холерики |
Робеспьер | Флегматик или апатик |
Максим Горьких | Флегматик или апатик |
Гексли | Страстные, холерики, меланхолики |
Наполеон | Почти однозначно – холерик |
Дон Кихот | Страстные, флегматики или апатики |
Жуков | Флегматик или сангвиник |
Гамлет | Страстные или меланхолики |
Гюго | Холерик или сангвиник |
Джек Лондон | Чаще всего флегматики |
Штирлиц | Флегматик |
Примечание: таблицу соционических типов можно посмотреть в файле «Типологические типы». Информация к данной таблице – ответы на вопросы дихотомического теста С.Накрохиной.
Источник информации: Филатова Е.Соционика для Вас. Наука общения, понимания и согласия – Хабаровск (место издания может быть указано не точно), 1987.
Для определения своих индивидуальных характеристик поведения в конфликте предлагается следующий опросник. Вам даны 30 пар утверждений, характеризующих ту или иную тактику поведения. Выберете из каждой пары одно утверждение, которое Вам больше подходит, точнее характеризует Ваше обычное поведение в конфликте.
Утверждение повторяется, но каждый раз в новом сочетании. Иногда выбор сделать трудно, но всё равно необходимо. Долго думать не следует.
1. а) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
б) Чем обсуждать то, в чём мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.
2. а) Я стараюсь найти компромиссное решение.
б) Я пытаюсь уладить дело с учётом всех интересов другого и моих собственных.
3. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Я стремлюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.
4. а) Я стараюсь найти компромиссное решение.
б) Иногда я жертвую собственными интересами ради интересов другого человека.
5. а) Улаживая спорную ситуацию, я всё время стараюсь найти поддержку у другого.
б) Я стараюсь сделать всё, чтобы избежать бесполезной напряжённости.
6. а) Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.
б) Я стараюсь добиться своего.
7. а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
б) Я считаю возможным в чём-то уступить, чтобы добиться своего.
8. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чём состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
9. а) Думаю, что не всегда стоить волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
10. а) Я твёрдо стремлюсь достичь своего.
б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.
11. а) Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чём состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
б) Я стремлюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.
12. а) Нередко я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
б) Я даю возможность другому в чём-то остаться при своём мнении, если он также идёт навстречу мне.
13. а) Я предлагаю среднюю позицию.
б) Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.
14. а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
б) Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
15. а) Я стремлюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.
б) Я стараюсь сделать всё, чтобы избежать бесполезной напряжённости.
16. а) Я стараюсь не задеть чувства другого.
б) Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
17. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Я стараюсь сделать всё, чтобы избежать бесполезной напряжённости.
18. а) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своём.
б) Я даю возможность другому в чём-то остаться при своём мнении, если он тоже идёт мне навстречу.
19. а) Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чём состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
б) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
20. а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
21. а) Ведя переговоры, я стремлюсь быть внимательным к желаниям другого.
б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
22. а) Я пытаюсь найти позицию, находящуюся посередине между моей позицией и точкой зрения другого человека.
б) Я отстаиваю свои желания.
23. а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
б) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
24. а) Если позиция другого кажется ему важной, я стараюсь пойти навстречу его желаниям.
б) Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.
25. а) Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
б) Ведя переговоры, я стремлюсь быть внимательным к желаниям другого.
26. а) Я предлагаю среднюю позицию.
б) Я обычно озабочен тем, чтобы удовлетворить желание каждого из нас.
27. а) Нередко я избегаю позиции, которая может вызвать споры.
б) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своём.
28. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Улаживая спорную ситуацию, я всё время стараюсь найти поддержку у другого.
29. а) Я предлагаю среднюю позицию.
б) Не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
30. а) Я стараюсь не задевать чувств другого.
б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно с заинтересованным человеком могли добиться успеха.
Ключ к опроснику К. Томаса
Отметьте, какую тактику Вы выбрали в каждой паре
Тактика / № вопроса | Противо-борство | Сотрудни-чество | Компромисс | Избегание | Уступка |
а | б | ||||
б | а | ||||
а | б | ||||
а | б | ||||
а | б | ||||
б | а | ||||
б | а | ||||
а | б | ||||
б | а | ||||
а | б | ||||
а | б | ||||
б | а | ||||
б | а | ||||
б | а | ||||
б | а | ||||
б | а | ||||
а | б | ||||
б | а | ||||
а | б | ||||
а | б | ||||
б | а | ||||
б | а | ||||
а | б | ||||
б | а | ||||
а | б | ||||
б | а | ||||
а | б | ||||
а | б | ||||
а | б | ||||
б | а |
Посчитайте количество совпадений в каждой колонке.
Возможные стратегии: партнёрство и напористость.
Первая стратегия — партнёрство — ориентация на учёт интересов и потребностей партнёра. Стратегия согласия, поиска и приумножения общих интересов.
Вторая стратегия — напористость — реализация собственных интересов, достижение собственных целей. Сторонники данной стратегии нетерпеливы, эгоистичны, стремятся навязать своё мнение.
Внутри двух стратегий выделяют пять основных тактик поведения: уступка, избегание, сотрудничество, противоборство, компромисс.
При низкой напористости и низком значении партнёрства (тактика «Избегание») — стремление не брать на себя ответственность за принятие решения, не видеть разногласий, отрицать конфликт, считать его безопасным. Стремление выйти из ситуации не уступая, но и не настаивая на своём, воздерживаясь от споров, дискуссий, возражений оппоненту, высказывания своей позиции.
При низкой напористости и высоком стремлении к партнёрству (тактика «Уступка» или «Приспособление») — стремление сохранить или наладить благоприятные отношения, обеспечить интересы партнёра путём сглаживания разногласий. Готовность уступать, пренебрегая собственными интересами, уйти от обсуждения спорных вопросов, согласиться с требованиями, претензиями. Стремление поддержать партнёра, чтобы не затронуть его чувств путём подчёркивания общих интересов, замалчивания разногласий.
При высокой напористости и низком партнёрстве (тактика «Противоборство» или «Соперничество») — стремление настоять на своём путём открытой борьбы за свои интересы, занятие жёсткой позиции и непримиримого антагонизма в случае сопротивления. Применение власти, принуждения, давления, использование зависимости партнёра. Тенденция воспринимать ситуацию как вопрос победы или поражения.
При средних значениях напористости и партнёрства (тактика «Компромисс»)— стремление урегулировать разногласия, уступая в чём-то в обмен на уступки другого. Поиск средних решений, когда никто много не теряет, но и много не выигрывает. Интересы обоих сторон полностью не раскрываются.
При высоких значениях напористости и партнёрства (тактика «Сотрудничество») — поиск решений, полностью удовлетворяющих интересы обеих сторон в ходе открытого обсуждения. Совместный и откровенный анализ разногласий в ходе выборки решений. Инициатива, ответственность и исполнение распределяются по взаимному согласию.
Источник информации: Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учебное пособие / Под ред. Л.К. Гребенкиной, Л.А. Байковой. - 2-е изд., испр. И доп. - Рязань, Изд-во РГПУ, 1999. - 232. - С. 209-215.
Самотест «Эмпатия»
Прочитайте каждое утверждение в задании и оцените, насколько это утверждение верно для Вас. Оценку проводите по следующей шкале:
· 0 баллов – не знаю,
· 1 балл – нет, никогда,
· 2 балла – иногда,
· 3 балла – часто,
· 4 балла – почти всегда,
· 5 баллов – да, всегда.
1. Мне больше нравится читать книги о путешествиях, чем книги из серии «Жизнь замечательных людей».
2. Взрослых детей раздражает забота родителей.
3. Мне нравится размышлять о причинах успехов и неудач других людей.
4. Среди всех музыкальных передач я предпочитаю передачи о современной музыке.
5. Чрезмерную раздражительность и несправедливые упрёки больного надо терпеть, даже если они продолжаются годами.
6. Больному человеку можно помочь даже словом.
7. Посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт между двумя лицами.
8. Старые люди, как правило, обидчивы без причин.
9. когда я в детстве слушал грустную историю, на моих глазах сами собой накатывались слёзы.
10. Раздражённое состояние моих родителей влияет на моё настроение.
11. Я равнодушен к критике в мой адрес.
12. Я всегда всё родителям прощал, даже если они были не правы.
13. Мне больше нравится рассматривать портреты, чем картины с пейзажами.
14. Если лошадь плохо тянет, то её надо хлестать.
15. Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую, словно это происходит со мной.
16. Родители относятся к своим детям справедливо.
17. Видя ссорившихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь.
18. Я не обращаю внимание на плохое настроение своих родителей.
19. Я подолгу наблюдаю за поведение птиц и животных, откладывая другие дела.
20. Фильмы и книги могут вызвать слёзы только у несерьёзных людей.
21. Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомого человека.
22. В детстве я приводил домой бездомных кошек и собак.
23. все люди необоснованно озлоблены.
24. Глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как сложилась его жизнь.
25. В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам.
26. При виде покалеченного животного я стараюсь ему чем-то помочь.
27. Человеку станет легче, если внимательно выслушать его жалобы.
28. Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей.
29. Младшим нравится, когда я предлагаю им свою идею, дело, развлечение.
30. Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение своего хозяина.
31. Из затруднительных конфликтных ситуаций человек должен выходить самостоятельно.
32. Если ребёнок плачет, на то есть свои причины.
33. Молодёжь должна всегда удовлетворять любые потребности и чудачества стариков.
34. Мне хотелось разобраться, почему некоторые одноклассники иногда были задумчивы.
35. Беспризорных домашних животных следует отлавливать и уничтожать.
36. если мои друзья начинают обсуждать со мной свои личные проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.
Обработка результатов
Прежде чем подсчитать полученные результаты, проверьте степень откровенности, с которой Вы отвечали на вопросы. Не ответили ли Вы «не знаю» на некоторые утверждения под номерами 3. 9, 11, 13, 28, 36? Не ответили ли Вы «всегда» на пункты 11, 13, 15, 27? Если это так, то вы не пожелали быть откровенными сами с собой. Результатам тестирования можно доверять, если по всем перечисленным утверждениям Вы дали не более трёх неискренних ответов.
Теперь сложите все баллы, записанные к утверждениям 2, 5, 8, 9, 10, 12, 13, 14, 16, 19, 21, 22, 24, 25, 26, 27, 29, 32. Сумма набранных Вами баллов будет показателем Вашего уровня эмпатийности.
Анализ результатов
82-90: очень высокий уровень эмпатийности. У Вас болезненно развито сопереживание. В общении Вы, как барометр, точно реагируете на настроение собеседника, ещё не успевшего сказать ни слова. Вам трудно от того, что окружающие используют Вас в качестве громоотвода, обрушив на Вас своё эмоциональное состояние. Плохо чувствуете себя в присутствии «тяжёлых» людей. Взрослые и дети охотно доверяют Вам свои тайны и идут за советом. Нередко испытываете комплекс вины, опасаясь причинить людям хлопоты, не только словом, но даже взглядом задеть их. Беспокойство за родных и близких не покидает Вас. В тоже время Вы сами очень ранимы. Можете страдать при виде покалеченного животного или не находить себе место от случайного холодного приветствия своего шефа. Ваша впечатлительность не даёт Вам порой уснуть. Будучи в расстроенных чувствах, нуждаетесь в эмоциональной поддержке со стороны. При этом отношении к жизни Вы близки к невротическим срывам. Позаботьтесь о своём психическом здоровье.
63-81: высокая эмпатийность. Вы чувствительны к нуждам и проблемам окружающих. С неподдельным интересом относитесь к людям. Вам нравится «читать» их лица и «заглядывать» в их будущее. Вы эмоционально отзывчивы, общительны, быстро устанавливаете контакты и находите общий язык. Должно быть, и дети тянутся к Вам. Окружающие ценят Вас за душевность. Вы стараетесь не допускать конфликты и находить компромиссные решения. Хорошо переносите критику в свой адрес. В оценке событий больше доверяете своим чувствам и интуиции, чем аналитическим выводам. Предпочитаете работать с людьми, нежели в одиночку. Постоянно нуждаетесь в социальном одобрении своих действий. При всех перечисленных качествах Вы не всегда аккуратны в точной и кропотливой работе. Не стоит особого труда вывести Вас из равновесия.
37-62: нормальный уровень эмпатийности. Присущ подавляющему большинству людей. Окружающие не могут назвать Вас «толстокожим», но в то же время Вы не относитесь к числу людей особо чувствительных. В межличностных отношениях судите о других скорее по поступкам, чем доверяете своим личным впечатлениям. Вам не чужды эмоциональные проявления, но в большинстве своём они находятся под самоконтролем. В обществе Вы внимательны, стараетесь понять больше, чем сказано словами, но при излишнем излиянии чувств собеседника теряете терпение. Предпочитаете деликатно не высказывать свою точку зрения, не будучи уверенным, что она будет принята. При чтении художественных произведений и просмотре фильмов чаще следите за действием, чем за переживаниями героев. Затрудняетесь прогнозировать развитие отношений между людьми, поэтому случается, что их поступки оказываются для Вас неожиданными. У Вас нет раскованности чувств, что мешает Вашему полноценному восприятию людей.
12-36: низкий уровень эмпатийности. Вы испытывает затруднения в установлении контактов с людьми, неуютно чувствуете себя в шумной компании. Эмоциональные проявления в поступках окружающих подчас кажутся Вам непонятными и лишёнными смысла. Отдаёте предпочтение уединённым занятиям конкретным делом, а не работаете с людьми. Вы – сторонник точных формулировок и рациональных решений. Вероятно, у Вас мало друзей, а тех, кто есть, цените больше за деловые качества и ясный ум, чем за чуткость и отзывчивость. Люди платят Вам тем же: случаются моменты, когда Вы чувствуете свою отчуждённость, окружающие не слишком жалуют Вас свои внимание. Но это исправимо, если Вы раскроете свой панцирь и станете пристальнее всматриваться в поведение своих близких и принимать их потребности как свои.
11 и менее: очень низкий уровень эмпатийности. Эмпатийные тенденции личности не развиты. Затрудняетесь первым начать разговор, держитесь особняком среди сослуживцев. Особенно трудны контакты с детьми и лицами, которые намного старше Вас. В межличностных отношениях Вы нередко оказываетесь в неуклюжем положении. Во многом не находите взаимопонимания с окружающими. Любите острые ощущения, спортивные состязания предпочитаете искусству. В деятельности слишком центрированы на себя. Вы можете быть очень продуктивны в индивидуальной работе, во взаимодействии же с другими не всегда выглядите в лучшем свете. С иронией относится к сентиментальным проявлениям. Болезненно переносите критику в свой адрес, хотя можете на неё бурно не реагировать. Вам необходима гимнастика ума.
Источник информации: Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учебное пособие / Под ред. Л.К. Гребенкиной, Л.А. Байковой. - 2-е изд., испр. И доп. - Рязань, Изд-во РГПУ, 1999. - 232. - С. 197-202.