Глава 12 ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ РАБОТНИКАМ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИИ
История организации медицинской помощи на предприятиях восходит к временам земской медицины. В ее задачи входило медицинское обеспечение населения не только по месту жительства, но и на зарождающихся заводах и фабриках. При многих из них были созданы больничные кассы, финансировавшие оказание медицинской помощи работающим.
С созданием в 1918 г. в стране государственной системы здравоохранения промышленная медицина начала развиваться ускоренными темпами. Рабочие промышленных предприятий получили право преимущественного обслуживания, которое осуществлялось по месту жительства и дополнительно — по месту работы. Росла сеть врачебных и фельдшерских здравпунктов, медико-санитарных частей, расширялась цеховая служба, широко использовавшая возможности санаториев-профилакториев, санаторно-курортных учреждений, центров здоровья и спортивно-оздоровительных комплексов, учреждений общественного и диетического питания. Эта служба работала в тесном контакте с руководством предприятий, санитарно-эпидемиологической службой и другими организациями, заинтересованными в сохранении и укреплении здоровья работников предприятий, профилактике профессиональных заболеваний и производственных травм. Во 2-й половине XX века сложилась стройная система медико-санитарного обслуживания работающего населения. К началу 80-х годов в стране действовало свыше 1000 медико-санитарных частей (МСЧ) различной ведомственной принадлежности, более 1500 врачебных и 20 тыс. фельдшерских здравпунктов, в промышленном здравоохранении работали около 80 тыс. врачей, в том числе более 10 тыс. врачей-терапевтов цеховых врачебных участков. Промышленные предприятия вкладывали дополнительно к бюджету значительные средства в строительство и ремонт медицинских учреждений, оснащение их современным лечебно-диагностическим оборудованием, развитие социальной сферы, оказывали помощь лечебно-профилактическим учреждениям во внедрении новых медицинских технологий. Особенно значительный вклад в промышленное здравоохранение вносили градообразующие предприятия.
Экономические преобразования последнего десятилетия привели к росту числа предприятий различных форм собственности. В то же время стало выделяться гораздо меньше средств на улучшение условий труда, совершенствование оборудования и технологий; причины этого — ухудшение бюджетного финансирования и отсутствие экономической заинтересованности работодателей в здоровье работающих. На многих предприятиях нарушаются требования законодательства в части охраны труда. По данным официальной статистики (возможно, заниженным), на работах с вредными и опасными условиями труда заняты около 7 млн. человек, половина из которых — женщины.
Все перечисленное, наряду с социальной и экономической нестабильностью и множеством иных стрессовых факторов, негативно сказывается на здоровье как населения России в целом, так и экономически активной его части, от которой главным образом зависит экономическое возрождение государства и благополучие всего общества.
Чрезвычайно остро стоит проблема сверхсмертности трудоспособного населения, особенно от неестественных причин, в число которых входят травмы и несчастные случаи на производстве. Уровень смертности этого вида в России сегодня такой же, как 100 лет назад; он почти в 2,5 раза превышает аналогичный показатель в развитых странах и в 1,5 раза — в развивающихся.
Значительную часть трудопотерь, связанных с заболеваниями, травмами и преждевременной смертью, возможно частично и полностью предотвратить, но для этого необходимо решать стоящие перед страной социально-политические, экономические, производственные, экологические и медицинские проблемы. Решение этих проблем должно стать основой государственной политики в области охраны здоровья населения, в том числе работающего. Однако ясно, что сегодня подходы к организации здравоохранения в целом и промышленной медицины — в частности не могут быть такими, как до начала реформ.
Уже к середине 80-х годов в промышленной медицине, как и в отечественном здравоохранении в целом, накопилось множество проблем. И если в условиях нового хозяйственного механизма и позднее, в период внедрения медицинского страхования, вопросы финансирования территориальной амбулаторно-поликлинической и стационарной служб в какой-то мере решались благодаря появлению дополнительных внебюджетных источников финансирования, то медико-санитарные службы предприятий, не участвовавшие в экономическом эксперименте по внедрению нового хозяйственного механизма и впоследствии не включенные в систему обязательного медицинского страхования (за исключением стационаров медсанчастей и поликлиник медсанчастей открытого типа), оказались в сложной ситуации. В связи с этим в настоящее время материально-техническая база некоторых медико-санитарных частей не соответствует современным требованиям и не позволяет комплексно и качественно проводить профилактические мероприятия с учетом производственных факторов, отрицательно влияющих на здоровье работающих условий их производственной деятельности.
Серьезную проблему представляло собой дублирование медицинской помощи работающим: «распыление» лечебных воздействий. Помощь оказывали участковые и цеховые врачи, специалисты муниципальных и цеховых медицинских учреждений. Это обуславливало высокие затраты и в то жевремя не позволяло сконцентрировать всю медицинскую, а также профессиональную историю пациента в руках одного ответственного лечащего врача. Предварительные и периодические медицинские осмотры работников предприятий нередко проводились учреждениями и комиссиями, не располагающими полной информацией о пациентах. Такая практика приводила к снижению качества медицинского контроля, многочисленным экспертным ошибкам; к профессиональной деятельности зачастую допускались лица, которым она была противопоказана.
Для сохранения имеющегося потенциала отечественного промышленного здравоохранения и существенного улучшения охраны здоровья работающего населения необходимо более эффективное использование имеющихся ресурсов и внедрение экономических методов управления.
С учетом этого была разработана и в 1997 г. одобрена Правительством Российской Федерации Концепция развития медицинской науки и здравоохранения. Основа Концепции — постепенный, поэтапный переход к системе единого лечащего врача, несущего ответственность за все медицинские аспекты профилактики, своевременной диагностики, лечения и реабилитации пациента, а также за экспертизу его профессиональной пригодности и допуск к профессиональной деятельности, связанной с воздействием неблагоприятных факторов или повышенной опасности для работника и окружающих. Таким единым лечащим врачом для пациента может быть врач общей практики (семейный врач), либо участковый терапевт лечебно— профилактического учреждения, в котором пациенты получают медицинскую помощь на постоянной основе (по месту постоянной регистрации или по договору обязательного медицинского страхования).
23.06.94 г. вступил в действие приказ Минздравмедпрома России №130 «Об организации медицинской помощи работающим на предприятиях промышленности, транспорта, связи в условиях обязательного медицинского страхования». Приказ определил принципы работы лечебно-профилактических учреждений общелечебной сети по медицинскому обеспечению работающих, впервые наметил основные направления реформирования цеховой службы и медико-санитарных частей, их интеграции в систему муниципального здравоохранения, превращения дублирования медицинской помощи работающим путем перехода к системе единого лечащего врача и медицинского учреждения. Сейчас по рекомендации Министерства юстиции отдельные положения приказа приводятся в соответствие с принятым позднее Гражданским кодексом Российской Федерации, но основные его положения остаются в силе. Реализация приказа способствовала сохранению медицинских учреждений и кадров промышленного здравоохранения и более рациональному их использованию.
В 1995—1996 гг. Минздравом РФ утверждены новые медицинские регламенты допуска к профессии в связи с развитием новых производственных технологий и проведения профилактических медицинских осмотров работников, имеющих контакт с производственными факторами риска (приказы от 05.10.95 №280/88, от 14.03.96 №90; от 10.12.96 №405). В этих документах актуализированы регламенты допуска к профессии в связи с развитием новых производственных технологий и связанного с этим появления новых повреждающих воздействий. Введен новый порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров: они должны проводиться только с участием лечащего врача, выполнением всего объема обследований, с рассмотрением, при необходимости, материалов клинико-экспертной комиссии соответствующего учреждения или с освидетельствованием пациента этой комиссией. Определена возможность направления лиц, длительно работающих с отдельными повреждающими факторами, на углубленное медицинское обследование в Центр профпатологии.
В соответствии с действующим законодательством предварительные медосмотры проводятся за счет граждан либо по решению работодателя, принимающего на работу или учебу (тогда — за его счет), а периодические только за счет средств работодателя. Если работодатель не финансирует эту работу и допускает работников к профессиональной деятельности, связанной с воздействием вредных производственных факторов или повышенной опасностью для работника и окружающих, без медицинского заключения, он должен нести за это ответственность в установленном законом порядке. Контролирующую функцию в данном случае осуществляют (наряду с другими организациями) органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Среди учреждений, оказывающих помощь работникам предприятий промышленности, строительства, транспорта и связи, наиболее совершенной формой является медико-санитарная часть (МСЧ). Это комплексное лечебно-профилактическое учреждение, в котором оказывается специализированная амбулаторно-поликлиническая, а при наличии стационара и больничная медицинская помощь трудящимся предприятия и прикрепленному населению; проводятся профилактические осмотры, осуществляется диспансеризация работающих на предприятии и необходимые оздоровительные мероприятия.
МСЧ бывают закрытого и открытого типа. Закрытая МСЧ предназначена для оказания медицинской помощи исключительно работающим на предприятии, при котором она организована. МСЧ открытого типа обеспечивает также помощь членам семей работающих на предприятии, она может иметь в составе отделения (участки) для обслуживания населения прилегающих микрорайонов. График работы МСЧ строится с учетом режима работы предприятия, чтобы медицинская помощь была доступна в свободное от работы время.
Сейчас МСЧ может быть самостоятельным государственным учреждением (федерального, ведомственного или муниципального уровня) с правом юридического лица либо структурным подразделением предприятия негосударственной организационно-правовой формы собственности; в последнем случае юридический статус и реквизиты МСЧ определяются Уставом предприятия.
По действующим нормативным документам (приказ № 130 от 23.06.94) учредителями государственных МСЧ являются Минздрав России, другие министерства и ведомства, территориальные органы управления здравоохранением и Госкомимущество России (территориальные комитеты по управлению имуществом). Учредителями медико-санитарных частей на предприятиях с негосударственными формами собственности являются сами предприятия и Госкомимущество России с его комитетами на местах.
Независимо от форм собственности, деятельность МСЧ регламентируется законодательными и нормативными документами по вопросам охраны здоровья населения, уставом предприятия и действующим Положением о медико-санитарной части. Вся деятельность осуществляется в соответствии с выданной лицензией и полученным сертификатом.
В задачи МСЧ входит оказание специализированной квалифицированной и своевременной медико-санитарной помощи работникам предприятия при заболеваниях и травмах с целью снижения трудопотерь по болезни и инвалидности; планирование и осуществление совместно с администрацией предприятия и санэпидслужбой санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий по оздоровлению условий труда, снижению общей заболеваемости, производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также осуществление контроля за состоянием здоровья работающих.
Структура МСЧ организуется в соответствии с задачами и функциями, в зависимости от численности обслуживаемого контингента, по согласованию с учредителем. В состав МСЧ, как правило, входят поликлиника, врачебные и фельдшерские здравпункты. В крупных МСЧ имеются стационары. В состав МСЧ могут входить также другие подразделения: ночные санатории-профилактории или пансионаты, отделения неотложной помощи, Женские консультации, кабинеты психофизиологической разгрузки и др. Важным подразделением МСЧ является отделение восстановительного лечения. Взаимоотношения между структурными подразделениями МСЧ определяются Уставом.
В состав поликлиники входят типовые подразделения: регистратура, кабинеты для амбулаторного приема пациентов цеховыми врачами-терапевтами и основными специалистами, в том числе кабинеты подросткового врача, акушера-гинеколога. В поликлиниках крупных МСЧ организуются отделения профилактики.
Стационар открывается оптимально на 400—600 коек; в нем организуются как минимум два отделения: терапевтическое и хирургическое. Могут быть и специализированные отделения: неврологическое и др. Лечебно-диагностическая часть является общей для поликлиники и стационара, как и кабинет медицинской статистики и административно-хозяйственная часть.
Объединенная МСЧ, состоящая из поликлиники и стационара, является оптимальной формой. Чаще при предприятиях организуются необъединенные медицинские учреждения, состоящие из одной поликлиники.
Медико-санитарной частью может называться и больница, и поликлиника, если они обслуживают в основном рабочих, а не только население. Такие медицинские учреждения организуются при предприятиях на определенное количество работающих.
Во главе медсанчасти стоит главный врач — как правило, высококвалифицированный специалист, имеющий опыт организаторской работы. Поликлиника возглавляется заместителем главного врача по амбулаторно-поликлинической работе, который и считается заведующим поликлиникой. Во главе стационара стоит заместитель главного врача по стационару, которым обычно является начмед.
Для осуществления своих задач медсанчасть организует и проводит деятельность по следующим направлениям:
1. Оказание лечебной поликлинической и стационарной медицинской помощи по основным врачебным специальностям.
2. Планирование совместно с санитарно-эпидемиологической службой и осуществление профилактических медицинских осмотров трех видов:
предварительных — при поступлении на работу; периодических — для рабочих тяжелых и вредных профессий и целевых.
3. Медицинская экспертиза временной утраты трудоспособности.
4. Диспансеризация рабочих, особенно часто и длительно болеющих (к этой группе относят болеющих 4 раза в году и более с общей длительностью свыше 40 дней по одному заболеванию и болевших более 6 раз с длительностью более 60 дней по разным заболеваниям).
5. Контроль за санитарным состоянием и условиями труда работающих. Для этого цеховые врачи-терапевты периодически, в соответствии с заранее составленным графиком работы, выходят в цеха, на производственные участки и там непосредственно на местах осуществляют организационно-методическую работу.
6. Санитарное просвещение и гигиеническое воспитание работников предприятия по всем аспектам формирования здорового образа жизни.
7. Составление и реализация единого комплексного плана оздоровительных мероприятий и вообще планирование оздоровительной работы по всем возможным направлениям. Мероприятия, требующие больших капитальных затрат, обычно отражаются в коллективных договорах, в планах по технике безопасности, в планах социального и экономического развития коллективов предприятия; они, как правило, утверждаются директором предприятия и обязательны для исполнения. В комплексном же плане медико-санитарной части находят отражение разделы оздоровительной работы, требующие меньших затрат и касающиеся в основном деятельности медиков. Эти планы разрабатываются сотрудниками медсанчасти под руководством главного врача, согласовываются с администрацией и утверждаются директором предприятия на очередной календарный год. Работа МСЧ по снижению заболеваемости и травматизма проводится в соответствии с этим планом. Как правило, в планах обязательно отражаются четыре группы мероприятий: 1) организационно-методические мероприятия: (решение вопросов по охране здоровья работающих; выступления медицинских работников на различных производственных совещаниях и собраниях); 2) санитарно-технические мероприятия, связанные с автоматизацией производственных процессов, механизацией трудоемких работ, внедрением новых производственных технологий и др.; 3) санитарно-гигиенические мероприятия, направленные на снижение степени воздействия профессиональных вредностей (запыленности и загазованности рабочей зоны, шума, вибрации), утепление и освещение производственных помещений, совершенствование системы водоснабжения, канализации и др.; 4) лечебно-профилактические мероприятия (диспансеризация, профосмотры, вакцинация работающих при угрозе распространения инфекционных заболеваний и др.).
8. Мероприятия по профилактике травматизма: подготовка санитарного актива, обучение работников предприятия само— и взаимопомощи, организация медицинских аптечек на рабочих местах и прочие меры.
9. Повышение квалификации врачей и среднего медицинского персонала в области гигиены труда, санитарно-противоэпидемического дела, современных методов диагностики, лечения и профилактики заболеваний; изучение и распространение передовых форм и методов работы.
10. Организация учета и медицинской отчетности в целях анализа заболеваемости с временной утратой трудоспособности, оценки качества и эффективности проводимой работы.
11. Разработка аварийного плана, создание неприкосновенного запаса лекарственных средств и медицинского оборудования на случай аварий и (или) стихийных бедствий.
Вся работа по этим и другим направлениям проводится медсанчастью в тесном контакте с администрацией предприятия, профсоюзными организациями, отделом техники безопасности, а также с организациями и учреждениями вне предприятия: санэпиделужбой, органами и учреждениями здравоохранения, противопожарной службой, отделениями МЧС (чрезвычайных ситуаций).
Деятельность МСЧ строится на основе договоров об оказании медицинской помощи с учредителем, территориальным фондом обязательного медицинского страхования или страховыми медицинскими организациями, органами управления здравоохранением. В своей деятельности МСЧ использует принципы хозяйственного расчета, т.е. осуществляет самостоятельную хозяйственную деятельность в пределах, установленных Уставом, в котором определяются имущественные и иные права и обязанности предприятия. Все взаиморасчеты за оказание медицинской помощи осуществляются в утвержденном законом порядке.
Финансирование деятельности МСЧ производится:
1) из средств предприятия-учредителя на капитальное строительство, содержание помещений, включая оплату коммунальных услуг, ремонт, оснащение и эксплуатацию медицинского оборудования и транспорта, содержание медицинского персонала цеховых врачебных участков, врачебных и фельдшерских здравпунктов, сверхштатных нормативов, определенных в индивидуальном порядке.
2) Из средств государственного бюджета (федерального, отраслевого или местного) — при реализации целевых территориальных и федеральных программ, на содержание здравпунктов, организованных в пределах рекомендованных штатных нормативов.
3) Из средств территориальных фондов обязательного медицинского страхования (ОМС) или страховых медицинских организаций в соответствии с программой ОМС.
4) Из средств, полученных от реализации договоров по добровольному медицинскому страхованию (ДМС).
5) Из средств, полученных при оказании платных медицинских услуг населению.
6) Из иных источников, не запрещенных законодательством РФ, в том числе подсобных прибольничных хозяйств, трудовых мастерских, благотворительных взносов и пр.
Контроль за работой медсанчасти и ее руководителя в области медицинской и финансово-хозяйственной деятельности осуществляют в пределах своей компетенции, определенной Уставом и другими нормативными документами, Учредитель, органы управления здравоохранением, лицензионно-аккредитационные комиссии, территориальный фонд ОМС, налоговая инспекция и другие органы.
Более распространенной и приближенной к рабочим организационной формой оказания медицинской помощи на производстве являются здравпункты. Они организуются на предприятиях и в учебных заведениях для оказания первичной медико-санитарной помощи, а также для проведения мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости и улучшению санитарно-гигиенических условий на производстве.
В здравпунктах оказывается доврачебная и первая врачебная помощь при травмах, внезапных заболеваниях, отравлениях (в том числе профессиональных), острой сердечно-сосудистой и дыхательной недостаточности. При необходимости здравпункт организует транспортировку больных и пострадавших в лечебно-профилактические учреждения. Кроме того, здравпункт проводит мероприятия по борьбе с общей и профессиональной заболеваемостью, производственным травматизмом, по оздоровлению условий труда и быта.
Персонал здравпунктов осуществляет плановые лечебно-оздоровительные, санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия: организует медицинские осмотры работающих и их диспансеризацию; контролирует выполнение администрацией санитарных правил на производстве и перевод рабочих и служащих на работу в соответствии с состоянием их здоровья; проводит профилактические прививки; наблюдает за лицами, бывшими в контакте с инфекционными больными; обучает приемам само— и взаимопомощи при травмах; осуществляет работу с санитарным активом: участвует в разработке и анализе заболеваемости с временной утратой трудоспособности; проводит гигиеническое воспитание и пропаганду здорового образа жизни.
Здравпункты подразделяют на врачебные и фельдшерские. Они, как правило, входят в состав медсанчастей или городских (районных) больниц, поликлиник. При численности работников (учащихся) 1200 чел. и более организуется врачебный здравпункт. Фельдшерский здравпункт создается, как правило, при численности работников 500 чел. и более; в некоторых случаях (на шахтах, в геологоразведочных партиях и экспедициях, на удаленных участках) и при меньшей численности работников. В составе медико-санитарной части на крупном промышленном предприятии в отдельных цехах создаются цеховые фельдшерские здравпункты.
Персонал здравпунктов устанавливается по рекомендуемым штатным нормативам приказа № 130 от 23.06.94 г.
На промышленных предприятиях Ленинграда уже с 1968 г. вместо врачебных здравпунктов стали организовывать фельдшерские, а врачей здрав-' пунктов переводить в ближайшие территориальные поликлиники в качестве цеховых терапевтов и объединять в цеховые отделения. Так возникла новая, более прогрессивная форма организации медицинской помощи на промышленных предприятиях — цеховые отделения территориальных лечебно-профилактических учреждений. Врач, работая в поликлинике, осуществляет амбулаторный прием работников закрепленных за ним подразделений и периодически посещает фельдшерские здравпункты на предприятии, где также принимает пациентов, проводит профилактическую и организационно-методическую работу.
В последние годы, в связи с акционированием предприятий и переходом на медицинское страхование, количество цеховых врачей в поликлиниках сокращается, многие участки ликвидируются, как экономически невыгодные для предприятий. Тем не менее, представляется целесообразным привлекать амбулаторно-поликлинические учреждения по договорам с предприятиями и по договорам коллективного добровольного страхования для оказания медицинской помощи работникам предприятий, не имеющих медицинских подразделений.
Центральное место в системе промышленного здравоохранения занимает цеховой врач — терапевт, обслуживающий рабочих закрепленного за ним цехового врачебного участка.
Участок организуется при определенной численности работающих; средний норматив для обычных отраслей машиностроительной и легкой промышленности составляет 2000 чел. на один участок, а в тяжелых отраслях промышленности (угольной, горнорудной, металлургической, химической) — 1500 чел. При формировании участка необходимо учитывать три особенности. Во-первых, учитывается однородность технологического процесса, чтобы врачу было легче добиваться оздоровления условий труда. Во-вторых, учитывается тяжесть 'условий труда и вредность профессиональных факторов на отдельных производственных участках, т.е. цеха и подразделения распределяются по участкам так, чтобы нагрузка на цеховых врачей была равномерной. И, наконец, рационально формировать участки из близко расположенных цехов, чтобы они были компактными и не растянутыми по территории предприятия. В настоящее время состав участка и численность рабочих на нем определяются условиями контракта.
Цеховой врач осуществляет свою работу в соответствии с условиями контракта, заключенного с администрацией промышленного предприятия и территориальными органами здравоохранения. Главной задачей его является оказание медицинской помощи в условиях лечебно-профилактического учреждения совместно со специалистами этого учреждения, а также на месте работы пациентов. По согласованию с органами управления здравоохранением и по договору с территориальным фондом ОМС врач может оказывать первичную медико-санитарную помощь и на дому, т.е. работать по территориально-цеховому принципу. Содержание деятельности врача определяется законодательными нормативными актами (о длительности рабочего времени, режиме труда и др.) по вопросам охраны здоровья населения, уставом предприятия (учреждения), положением о МСЧ и городской поликлинике, а также положением о враче-терапевте цехового врачебного участка (приложение №2 к приказу Минздравмедпрома РФ № 130 от 26.06.94). В своей работе врач подчиняется руководителю (главному врачу) лечебно-профилактического учреждения, в котором он работает, и администрации предприятия. В подчинении у него находится средний и младший медицинский персонал, закрепленный за участком и кабинетом для амбулаторного приема.
Исходя из задач и в соответствии с полученным сертификатом цеховой врач должен выполнять следующие функции:
— оказывать первую медицинскую помощь при острых заболеваниях, производственных травмах и отравлениях, организовывать транспортировку больных в ЛПУ;
— осуществлять амбулаторный прием, лечение и реабилитацию больных и инвалидов;
— обеспечивать организацию своевременной консультации врачей-специалистов, госпитализацию пациентов, нуждающихся в стационарном обследовании и лечении;
— проводить экспертизу временной нетрудоспособности и своевременно направлять больных на медико-социальную экспертизу;
— осуществлять координацию и проведение предварительных и периодических медицинских профилактических осмотров;
— проводить диспансеризацию хронических больных, в том числе часто и длительно болеющих, с осуществлением всего комплекса мер общественной профилактики: трудоустройство нуждающихся, отбор на санаторно-курортное лечение, диетическое питание и др.; картотека диспансерных больных должна включать данные на 100—150 пациентов. Диспансерные осмотры проводятся до 3—4 раз в год, осмотры часто и длительно болеющих — 2 раза в год; — осуществлять динамическое наблюдение за состоянием здоровья рабочих своего участка на основе своевременного выявления общих и профессиональных заболеваний, полицевого учета случаев нетрудоспособности и анализа заболеваемости с временной утратой трудоспособности;
— проводить организационно-методические мероприятия по оздоровлению условий труда на рабочих местах, контролировать выполнение мероприятий коллективного договора и комплексного плана;
— проводить работу по подготовке санитарного актива на участке, санитарному просвещению и гигиеническому воспитанию работников предприятия, формированию здорового образа жизни.
Врач составляет комплексный план работы на год и поквартально на основе действующих текущих и перспективных планов работы медсанчасти. Рабочий день врача планируется следующим образом: 5 часов ежедневно отводится на амбулаторный прием и 2,5 часа — на организационно-профилактические мероприятия.
Если медико-санитарная часть имеет в своем составе поликлинику и стационар, то в работе врачей действует система чередования: год-полтора врач работает в поликлинике, затем несколько месяцев — в стационаре.
Врач имеет право не реже одного раза в 5 лет повышать квалификацию с отрывом от места работы за счет средств предприятия и личных средств; проходить аттестацию на врачебную категорию в установленные сроки; заключать в установленном порядке договоры добровольного медицинского страхования и получать плату за оказание дополнительных медицинских услуг; разрабатывать и вносить предложения администрации цехов по вопросам охраны здоровья работающих; в спорных и конфликтных случаях обращаться в органы управления здравоохранением, лицензионно-аккредитационную комиссию, независимую экспертную комиссию, арбитраж и правоохранительные органы.
Приказ № 130 ввел в номенклатуру специальность и должность врача-профпатолога и создал нормативную базу, позволяющую развить в каждом субъекте Федерации сеть центров профпатологии. С момента издания приказа в стране создано и функционирует свыше 80 территориальных центров профпатологии. Начата подготовка врачей по специальности «Профпатология» в интернатуре и клинической ординатуре согласно утвержденным образовательно-профессиональным программам первичной специализации.
Необходимо подчеркнуть, что одной из важнейших причин приоритетного развития промышленной медицины в сложных социально-экономических условиях 30-х — 50-х годов было стремление государства организовать преимущественное медицинское обслуживание работников отраслей, обеспечивающих рост национального дохода и безопасность страны. Экономический же кризис последнего десятилетия наоборот, по сути, привел к свертыванию промышленного здравоохранения и сокращению объема лечебно-профилактической помощи, оказываемой по производственному принципу.
Что касается принципа преимущественного медицинского обслуживания промышленных рабочих, то он, безусловно, носит временный характер; в будущем, при создании равных для всех условий оказания медицинской помощи надлежащего уровня и качества, актуальность этого принципа отпадет, и он будет исключен из практики здравоохранения. Остальные организационные формы, принципы и методы медицинского обслуживания работников промышленных предприятий, как показала длительная история развития этого направления в отечественном здравоохранении, оказались действенными, жизнеспособными и экономически выгодными; в новых социально-экономических условиях они заслуживают признания, дальнейшего развития и совершенствования.