Влияние соотношения уровней стимульной ситуации и потребности на формирование различных форм поведения.

Как было сказано выше, необходимым условием возникновения мотивации и реализации ее в поведении является сочетание наличия внутренней потребности и стимульной ситуации. При этом на характер мотивации оказывает существенную роль, как выраженность потребности, так и степень полноты стимульной ситуации. ПРолнота стимульно ситуации определяет характер и объем аппетитивного поведения. Для состояния доминанты, о котором речь шла выше, уровень потребности существенно превосходит уровень стимульной ситуации, необходимый для ее удовлетворения. Наиболее оптимальным и простым случаем для возникновения поведения является ситуация, когда внутренняя потребность и стимульная ситуация достаточно адекватно соответствуют друг другу, однако эти две составляющие далеко не всегда конгруентны. В их крайних состояниях: 1) максимальная стимульная ситуация + отсутствие потребности и 2) отсутствие стимульной ситуации + максимальная потребность, поведение не осуществляется. Например, абсолютно сытое животное не будет есть никакую пищу, а при отсутствии пищи даже очень голодное животное также не будет есть по естественным причинам. В то же время присутствие большого количества очень вкусной пищи способно довести до пищевого поведения даже самую ничтожную потребность. Однако пищевое поведение в данном случае будет вызываться не только своим естественным побудительным мотивом - голодом. Существенную роль здесь будут играть неспецифические причины(мотивации), желание удовлетворить любопытство (попробовать незнакомое блюдо, например), испытать положительные эмоции от процесса поедания вкусной пищи, поесть впрок, чтобы не есть потом и т.д. И, чем меньше выражено чувство голода, тем большую роль будут играть эти причины.

Если рассмотреть противоположную ситуацию, когда потребности выражены сильно, а специфические стимулы недостаточны, то она решается с помощью поискового поведения (доминантного поиска). В этом случае при незначительных расхождениях между уровнем потребности и наличием стимульной ситуации, способной удовлетворить ее с помощью поискового поведения, последнее будет ориентировано только на наиболее специфичные стимулы. Не очень голодный человек, при наличии достаточного выбора, будет есть только самую вкусную пищу, выбирать лучшие фрукты и т.д. В поисковом поведении он будет ориентироваться только на непосредственный вид или запах пищи. Если потребность высока, а стимульная ситуация совершенно недостаточна, то поисковое поведение начинает ориентироваться на менее специфичные, но ассоциативно связанные стимулы. Требования к качеству пищи снижаются, а поисковое поведение может ориентироваться на косвенные признаки наличия пищи. При выраженной мотивации и существенном недостатке стимульной ситуации (в данном случае пищи) человек может рассматривать в качестве пищи вообще непищевые с нормальной точки зрения предметы – кожаные изделия, стеариновые свечи и т.д.

Таким образом, манипуляция уровнем потребности и полнотой стимульной ситуации способно сформировать очень разные по своей структуре и качеству поведенческие паттерны. Интересно посмотреть, какие изменения будет претерпевать поведение при этих манипуляциях.

На рис. 2.7 схематически представлена система, в которой уровень потребности уровень потребности уменьшается от максимально возможного до полного отсутствии потребности. Параллельно изменению потребности изменяется характер стимульной ситуации – от полного, аболютно избыточного, до ее полного отсутствия. Шар в центре символизирует точку, где потребности строго соответствуют имеющейся стимульной ситуации.

При перемещении по шкале вправо в зону преобладания потребности над стимульной ситуацией, дефицит стимульной ситуации формирует условия, активирующие поисковое поведение. Поисковое поведение создает по описанным выше механизмам дополнительные возможности пополнения стимульной ситуации, новые способы удовлетворения потребности, или изыскивает новые стимулы для удовлетворения потребности старыми способами, или добивается удовлетворения потребности новыми способами с использованием новых стимулов. Такое поведение соответствует понятию «творчество», причем имеется в виду то творчество, которое обеспечивает прогресс индивида или общества. Это творчество создает новые технологии и продукты и т.д. Нужно помнить, что нарастание творческого потенциала при снижении уровня доступных стимулов сопровождается расширением объема и широты привлекаемых в поисковом поведении навыков и снижением критериев принятия решения. Эти две тенденции в своем развитии проводят к новым оригинальным решениям, иногда значительно лучшим по сравнению с существующими. Крайний вариант такого творчества получил название «латерального мышления». При латеральном мышлении создаются продукты или идеи, по своей сути выходящие за рамки существующей парадигмы, имеющихся представлений о норме бытия и возможностях человека.

Рис. 2.7. Зависимость изменения поведения от соотношения уровня потребности и наличия стимульной ситуации.

 

Однако такой процесс в своем поступательном развитии не может бесконечно удовлетворять принципу целесообразности. На каком-то этапе совершенно неспецифичные стимулы с помощью неспецифичных навыков способны обеспечить животному формально-физиологическое удовлетворение потребности, но такое поведение станет нерациональным или, как оно часто называется - извращенным. Так обезьяна, долго находящаяся в клетке одна, может, спариваясь с соломенным манекеном, удовлетворить свою половую потребность, однако это поведение этологически (биологически) нецелесообразно.

Также возможна другая тенденция, когда совокупность стимулов превосходит по своему обилию реальные минимально достаточные потребности индивида. Эта ситуация рождает поведение двух видов. Первое, сопровождается процессом обратным описанному: при удовлетворении потребности используются только наиболее специфичные стимулы. В процессе удовлетворения потребности применяются наиболее стандартные навыки, тщательно отобранные и специфичные. Например, пищу готовят из самых лучших продуктов, они должны быть очень свежими и отличаться совершенно определенным вкусом и (или) другими качествами. Таким образом, в мотивационном пространстве, вместо расширения круга используемых стимулов, как это было при преобладании потребности над стимульной ситуацией, увеличивается количество составляющих (степеней свободы), определяющих мотивационное состояние и это ограничивает стимульную ситуацию – часть стимулов не подпадает под критерии годности. Например, при заказе рыбного блюда в ресторане рыба должна быть определенного вида, обязательно живая и посетитель должен иметь возможность выбрать в аквариуме именно ту рыбу, которую ему приготовят на обед (ужин). Большая часть стимулов отбраковывается, так как они не удовлетворяют многочисленным требованиям, предъявляемым к необходимой стимульной ситуации. Например, фирма «Фарматон» при производстве препарата на основе экстракта женьшеня «Гинсана» отбраковывает в среднем 50% выращенного урожая корня растения и тем самым обеспечивает высокий уровень стандартности и качества препарата. Такой подход позволил фирме создать препарат особого, очень высокого качества. Однако, если бы фирма не располагала избытком сырья, а имела бы его ровно столько, сколько нужно, она не смогла бы воспользоваться имеющейся технологией и вынуждена была бы производить препарат более низкого качества или разработать другую, более совершенную технологию его производства и стандартизации. Другой иллюстрацией сказанному может служить пример массового истребления диких северных оленей в Канаде, описанный Фарли Моуэтом (Ф.Моуэт. «Люди оленьего края.»). Фирмы заготовители мяса производили массовый отстрел диких карибу, но забирали только языки, а туши оставляли на льду Гудзонова залива, весной их поглощало море.

Существует и другая возможность формирования поведения в этих условиях. Избыточная стимульная ситуация создает самостоятельную потребность в использовании этих «лишних» стимулов. При этом поисковое поведение оказывается направленным на создание новых, необычных мотиваций для использования избыточной стимульной ситуации. При этом такие потребности с точки зрения адаптации, эволюции или просто обеспечения физиологических нужд индивида, достаточно часто не влекут за собой никакого полезного приспособительного результата. Примером такого поведения могут служить любые модные игрушки, которые периодически сменяют друг друга на рынке («Тамагочи», «Покемоны»). Другим примером является деятельность многочисленных сетевых компаний, которые путем создания несуществующих проблем (например, освобождения организма от мифических шлаков) навязывают потребителю совершенно ненужные ему продукты (биологические добавки к пище). Сюда же можно в известной мере отнести рекламную деятельность, проведение фестивалей, ярмарок, выставок и т.д., целью которых выступает не столько удовлетворение насущных потребностей, сколько формирование спроса на конкретные виды продукции, перепроизводство которых или отсутствие реальной биологической потребности в которых не создает на них спрос. Проявлением этого поведения, также является любая форма оригинальности и снобизма. Например, блюда из икры улиток, суп из комариных глаз, паштет из соловьиных языков, коллекционирование автомобилей, часов, фотоаппаратов, если последнее не продиктовано необходимостью профессиональной деятельности.

Подобное поведение также является творчеством, однако, уже не созидательным, а потребительским. Его целесообразность также имеет границы. В умеренных формах оно оказывается вполне оправданным. Так свойства инструмента, приобретаемого музыкантом приобретают особое качество в зависимости от его необычной формы исключительного качества материалов, старинной работы, знаменитого имени мастера и т.д. Игра на таком инструменте вызывает сильные специфические переживания и существенно влияют на качество исполнения, хотя на физических качествах самого звука могут и не отражаться. В заостренном виде такая деятельность принимает иррациональный характер. Например, периодически приходится слышать о соревнованиях по разбиванию автомобилей или пианино. В американском кино широко распространен такой художественный прием, когда персонажи начинают кидать друг в друга торты, блюда с салатами и т.д. Появление таких фактов говорит о явной избыточности стимульной ситуации и обесценивания ее как фактора поведения. Ведь если продукты достаются с большим трудом и производятся только в том количестве которое необходимо для еды, ими никто не будет бросаться. На Руси считалось крайне неприличным выбрасывать даже крошки от хлеба.

Нужно заметить, что наша психика устроена так, что центральная позиция на описываемой шкале, где имеется нулевой баланс между потребностью и стимульной ситуацией, несмотря на кажущуюся с первого взгляда благополучность и желательность такой ситуации, сама по себе не только не является приемлемым состоянием, но откровенно нежелательна. При здравом размышлении эта «золотая середина» на бытовом языке может быть определена как состояние, соответствующее понятию «скука». Поскольку она не содержит необходимости (потребности) в развитии поведения эта ситуация вступает в противоречие с рефлексом саморазвития и порождает самостоятельную потребность в создании поводов для поискового поведения. Мы очень часто сталкиваемся с ситуациями, когда люди, имеющие полный достаток и живущие без видимых проблем, начинают создавать такие проблемы искусственно, часто в качестве отдыха. Например, в отпускной период многие предпочитают отправиться в путешествие, хотя любая поездка сопряжена с серьезными затратами и психоэмоцональным напряжением. Занятия экстремальными видами спорта также присущи людям, работающим в комфортных условиях и живущих в достатке.

Это свойство присуще не только человеку, но и животным. Примеры такого рода часто можно наблюдать у наших домашних любимцев или лабораторных животных. Достаточно посмотреть с каким удовольствием крысы или хомяки бегают в колесе. Более того, крысы и мыши, участвующие в длительных поведенческих экспериментах (не травматичных), несмотря на высокие психоэмоциональные нагрузки, имеют более высокие показатели здоровья (биохимические и морфологические характеристики крови, иммунный статус и др.) по сравнению со своими не участвующими в экспериментах сверстниками.

Акцептор результата действия– механизм формирования прогноза параметров приспособительного результата и сравнения его с показателями полученного результата. Расхождение или соответствие результата, полученного при выполнении поведенческого акта, является основанием для принятия результата этого действия, повторения действия, изменения поведения или прекращения дальнейшего поведения в отношении данного стимула.

Декларативная репрезентация – внутренний образ приспособительного результата, способного удовлетворить соответствующую потребность, выполняющий роль системообразующего фактора при формировании поведения по удовлетворению данной потребности.

Когнитивный диссонанс– несоответствие какого-либо поведенческого акта, в котором участвует человек или животное, его установкам, или несбалансированные отношения между установками, вовлекаемыми в один и тот же поведенческий акт или между эмоциональными и когнитивными оценками различных впечатлений, действий или последствий, возникающих в процессе поведения.

Принятие решения – ограничение возможных вариантов поведения одним (в крайнем случае, незначительным кругом близких, по сути) способом удовлетворения потребности (достижения цели).

Процедурная репрезентация – совокупность действий и команд, которые необходимо совершить для достижения приспособительного результата (декларативной репрезентации).

Пусковой стимул– репрезентация, включающая совокупность внешних и внутренних стимулов, характеризующих ситуацию, и отражающих ее максимальную готовность для успешного достижения цели, получения оптимального результата.

Установка- (attitude) устойчивая реакция, представляющая собой психическое и нервное состояние готовности, организованная посредством опыта, оказывающая целенаправленное или динамическое влияние на, реакции индивида на все объекты и ситуации, имеющие отношение к этому состоянию, и включающая аффективный компонент (все эмоции в отношении объекта или ситуации), поведенческий компонент (предполагаемые действия в отношении объекта, ситуации) и когнитивный компонент (мысли, факты, знания, убеждения в отношении объекта, ситуации) . Установки формируются по отношению к людям, предметам и идеям.

Амбивалентные последствия поведения – последствия поведения (как правило отрицательного характера), являющиеся неизбежным следствием осуществляемого поведения, однако при этом никак не связанные с целями и задачами данного поведения.

Адаптивный контроль – способность животного или человека предвидеть вероятность возникновения амбивалентных последствий поведения. Например, после еды возникает потребность в питье. Проявлением адаптивного контроля в этих условиях будет выпивание перед едой некоторого количества воды или включение жидкости в меню для ее потребления во время еды.

Градиент цели – степень изменения влечения (избегания) по отношению к цели поведения зависящая от величины расстояния или интервала времени до стимула или предполагаемого результата поведения. Обратно-пропорциональная зависимость расстояния (времени) и силы реакции в отношении стимула (цели).

Доминанта – внутренне состояние, формирующееся на основе осознания потребности высокого уровня или длительно существуюей потребности и невозможности ее удовлетворить в рамках существующих норм поведения или ввиду отсутствия стимульной ситуации.

Мотивация– совокупность причинных факторов во внешней и внутренней среде организма, определяющих характер, силу и направленность поведения, главным образом характеризуемая соотношением величины положительного результата, потребности в нем и затрат на его получение

Мотивационное состояние – состояние, формирующееся в виде многомерной векторной величины в сложном поведении, включающем несколько элементарных мотиваций.

Потребность– осознаваемое индивидом несоответствие его текущего состояния требованиям механизмов поддержания гомеостаза, изменений внешней среды или открывшимся перспективам повышения адаптивных возможностей организма.