ВВЕДЕНИЕ

ЭКОНОМИКА ФИРМЫ

Институт менеджмента и бизнеса

 

Кафедра экономики, организации и управления производством

 

 

 

конспект лекций для студентов, обучающихся

по направлениям подготовки бакалавров

080100.62 «Экономика» и 080200.62 «Менеджмент»

 

Составитель И.В. Дружинина

 

 

Тюмень

ТюмГНГУ


 

Объектом рассмотрения в курсе «Экономика фирмы» является самостоятельная хозяйственная единица, осуществляющая свою коммерческую деятельность на территории данного государства и подчиняющаяся законам и подзаконным нормативным актам этого государства.

Такую хозяйственную единицу принято назвать фирмой (предприятием).

Фирма (предприятие, организация) – это обособленный субъект предпринимательства, созданный в порядке, установленном законом, для производства продукции (работ, услуг) с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Целью дисциплины «Экономика фирмы» является приобретение студентами теоретических знаний и практических навыков, необходимых для понимания экономических процессов, происходящих в рамках хозяйствующих субъектов, и управления ими.

Задачи дисциплины:

- понимание сущности фирмы как субъекта предпринимательской деятельности;

- изучение:

правовых основ, регламентирующих деятельность фирмы;

среды функционирования фирмы и факторов ее развития;

основных ресурсов фирмы (трудовых и материальных) и показателей их использования;

финансовых ресурсов предприятия.

Дисциплина «Экономика фирмы» входит в состав цикла (Б.3) «Профессиональный цикл», вариативная часть.

Знания, полученные студентами, и компетенции, формируемые при изучении дисциплины «Экономика фирмы» необходимы для изучения следующих дисциплин: «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности», «Статистика», «Экономика труда», «Эконометрическое моделирование», «Анализ временных рядов и прогнозирование», «Организация заработной платы», «Анализ и моделирование трудовых показателей», «Финансовая статистика», «Планирование на предприятии», а также могут быть полезны при подготовке выпускной квалификационной работы бакалавра, посвященной исследованию уровня, динамики, взаимосвязей и моделированию любых социально-экономических процессов.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

основные понятия экономики коммерческих структур;

организационно-правовые формы предприятий и их классификацию;

факторы внешней и внутренней среды функционирования фирмы;

систему экономических показателей, характеризующих условия и результаты деятельности фирм независимо от вида их экономической деятельности, и способы их исчисления;

простейшие методы экономического анализа состояния фирмы.

ТЕМА 1. ФИРМА (ПРЕДПРИЯТИЕ) –