ВВЕДЕНИЕ
ЭКОНОМИКА ФИРМЫ
Институт менеджмента и бизнеса
Кафедра экономики, организации и управления производством
конспект лекций для студентов, обучающихся
по направлениям подготовки бакалавров
080100.62 «Экономика» и 080200.62 «Менеджмент»
Составитель И.В. Дружинина
Тюмень
ТюмГНГУ
Объектом рассмотрения в курсе «Экономика фирмы» является самостоятельная хозяйственная единица, осуществляющая свою коммерческую деятельность на территории данного государства и подчиняющаяся законам и подзаконным нормативным актам этого государства.
Такую хозяйственную единицу принято назвать фирмой (предприятием).
Фирма (предприятие, организация) – это обособленный субъект предпринимательства, созданный в порядке, установленном законом, для производства продукции (работ, услуг) с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Целью дисциплины «Экономика фирмы» является приобретение студентами теоретических знаний и практических навыков, необходимых для понимания экономических процессов, происходящих в рамках хозяйствующих субъектов, и управления ими.
Задачи дисциплины:- понимание сущности фирмы как субъекта предпринимательской деятельности;
- изучение:
правовых основ, регламентирующих деятельность фирмы;
среды функционирования фирмы и факторов ее развития;
основных ресурсов фирмы (трудовых и материальных) и показателей их использования;
финансовых ресурсов предприятия.
Дисциплина «Экономика фирмы» входит в состав цикла (Б.3) «Профессиональный цикл», вариативная часть.
Знания, полученные студентами, и компетенции, формируемые при изучении дисциплины «Экономика фирмы» необходимы для изучения следующих дисциплин: «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности», «Статистика», «Экономика труда», «Эконометрическое моделирование», «Анализ временных рядов и прогнозирование», «Организация заработной платы», «Анализ и моделирование трудовых показателей», «Финансовая статистика», «Планирование на предприятии», а также могут быть полезны при подготовке выпускной квалификационной работы бакалавра, посвященной исследованию уровня, динамики, взаимосвязей и моделированию любых социально-экономических процессов.
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
основные понятия экономики коммерческих структур;
организационно-правовые формы предприятий и их классификацию;
факторы внешней и внутренней среды функционирования фирмы;
систему экономических показателей, характеризующих условия и результаты деятельности фирм независимо от вида их экономической деятельности, и способы их исчисления;
простейшие методы экономического анализа состояния фирмы.
ТЕМА 1. ФИРМА (ПРЕДПРИЯТИЕ) –