СПИСОК МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ!

Монтеверди К. Опера «Ариадна»: «Плач Ариадны».

Пёрселл Г. Опера «Дидона и Эней»: предсмертная ария Дидоны.

Вивальди А. «Времена года» — один из концертов.

____ Куперен Ф. «Будильник», «Жнецы», «Сборщицы винограда».

--- --- Бах И.С. Органная хоральная прелюдия фа минор; органная токката и фуга ре

минор; «Хорошо темперированный клавир»: I том — прелюдии и фуги до мажор и до минор; Высокая месса си минор: № 1, 4, 16, 17, 20, 23, 24; «Страсти по Матфею» — № 1, 47, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 78 (наиболее необходимы № 1, 47, 78).

Гендель Г.Ф. Оратория «Самсон»: увертюра, № 4, 7, 15, 26, 29, 31, 32, 33; «Музыка на воде» или «Музыка фейерверка»; Сопсег1о ^гош) соль минор ор. 6 № 6.

Глюк К.В. Опера «Орфей»: I действие — всё до арий Амура; II действие — 1-я картина; 2-я картина — соло флейты («Мелодия») из балета блаженных теней; III действие — ария Орфея «Потерял я Эвридик>».

Гайдн И. Лондонская симфония № 103 ми-бемоль мажор («С тремоло литавр»); оратория «Времена года»: I часть — оркестровое вступление, хор крестьян, песня Симона, хоры «В сердце радость», «Как прекрасно это поле», «В каждой почке и цветке»; II часть — оркестровое вступление, ария Симона, «Гроза» (№ 18, 19); III часть — «Охота» (№ 29); IV часть — оркестровое вступление.

Моцарт В. А. «Свадьба Фигаро»: увертюра; I действие, I -я картина — дуэты Фигаро и Сюзанны, каватина Фигаро, ария Керубино, терцет графа, Сюзанны и дона Базилио, ария Фигаро; 2-я картина — ария графини, романс Керубино, ария Сюзанны, финал 1действия; II действие, 3-я картина — «дуэт письма» графини и Сюзанны; 4-я картина

— ария Барбарины, ария Фигаро, ария Сюзанны, финал оперы; симфония № 40 соль
минор; Реквием: №1,2, 7.

Бетховен Л. ван. «Патетическая» и «Лунная» сонаты, «Аппассионата»; Третья симфония (I часть); Пятая симфония; Девятая симфония (финал); Шестая симо>ония (I часть).

Шуберт Ф. «Маргарита за прялкой»; «Лесной царь»; «Прекрасная мельничиха»: «В путь», «Куда», «Стой», «Желание знать», «Дождь слез», «Моя», «Пауза», «Ре­вность и гордость», «Мельник и ручей», «Колыбельная ручья»; «Зимний путь»: «Спокойно спи», «Липа», «Ворон», «Шарманщик».

Вебер К.М. Приглашение к танцу; «Вольный стрелок»: увертюра; I действие — хор «Победа», марш крестьян, лендлер, ария Макса; II действие — ария Агаты, сцена в Волчьей долине; III действие — хор подружек, хор охотников.

Мендельсон-Бартольди Ф. Увертюра «Сон в летнюю ночь». Концерт для скрипки с оркестром.

Шуман Р. «Бабочки»; «Карнавал»; «Крейслериана»; «Любовь поэта»; «В сияньи теплых майских дней», «Во сне я горько плакал», «Я не сержусь», «Вы злые, злые песни», «Я утром в саду встречаю».

Вагнер Р. «Лоэнгрин»: вступление; I действие — вторая и третья сцены; II действие

— вступление, четвертая сцена; III действие — антракт, вторая и третья сцены.
Брамс И. Четвертая симфония.

Россини Дж. «Севильский цирюльник»: увертюра; I действие, 1-я картина —

1 Список музыкальных произведений может стать основой для фоно- и нотной хрестоматий, которые мы надеемся включить в массовый тираж настоящего издания. Просим читателей высказать свои предложения, касающиеся их содер­жания.

каватина Альмавивы, каватина Фигаро, канцона Альмавивы; 2-я картина — каватина и ария Розины, ария дона Базилио; II действие — квинтет «Доброй ночи»; III действие — финал.

Верди Дж. «Риголетто»: вступление; I действие, 1-я картина — сцена придворного бала, баллада Герцога; 2-я картина — вступление, сцена Риголетто и Джильды, сцена Герцога и Джильды, хор «Тише, тише»; II действие — песенка и ария Риголетто, сцена Джильды и Риголетто; III действие — песенка Герцога, квартет.

Берлиоз Г. «Фантастическая симфония».

Визе Ж. Опера «Кармен»: увертюра; I действие — хор солдат, хор мальчишек, хор работниц и выход Кармен, хабанера, сцена, хор (ссора работниц), песня и мелодрама, сегидилья; оркестровый антракт ко II действию; II действие — цыганская песня и пляска, куплеты тореадора, дуэт Кармен и Хозе; оркестровый антракт к III действию; III действие — терцет (сиена гадания); оркестровый антракт к IV действию; IV действие — хор, марш и хор, дуэт и финальный хор.

Шопен Ф. Полонезы ор. 40 № 1 ля мажор, ор. 40 № 2 до минор, ор. 53 ля-бемоль мажор; мазурки ор. 24 № 2 до мажор, ор. 6 № 3 ми мажор, ор. 7 № 1 си-бемоль мажор, ор. 17 № 1 си-бемоль мажор, ор. 17 № 4 ля минор, ор. 30 № 4 до-диез минор, ор. 33 № 1 соль-диез минор; вальсы ор. 34 № 2 ля минор, ор. 64 № 2 до-диез минор; этюды ор. 10 № 9 фа минор, ор. 25 № 7 до-диез минор, ор. 10 № 6 ми-бемоль минор, ор. 10 № 12 до минор, ор. 25 № 12 до минор, ор. 25 № И ля минор, ор. 10 N9 3 ми мажор; прелюдия ре минор № 24; ноктюрны ор. 48 № 1 до минор, ор. 27 № 2 ре-бемоль мажор; Баркарола; соната № 2 си-бемоль минор; баллада № 1 соль минор.

Лист Ф. «Первый год странствий. Швейцария» — «Часовня Вильгельма Телля»; «Второй год странствий. Италия»— «Обручение», «Сонет Петрарки» № 104; «Венеция и Неаполь»; «Третий год странствий» — «Фонтаны виллы д'Эсте»; Венгерские рапсодии № 2, 6, 12; Симфоническая поэма «Тассо».

Григ Э. Концерт для фортепиано с оркестром ля минор; Первая оркестровая сюита «Пер Гюнт»; Вторая оркестровая сюита «Пер Гюнт» — «Песня Сольвейг»,

Дебюсси К. «Послеполуденный отдых фавна»; «Ноктюрны»; прелюдии — «Девушка с волосами цвета льна», «Звуки и ароматы в вечернем воздухе реют», «Терраса, освещенная лунным светом», «Феи — прелестные танцовщицы»; «Детский уголок».

Равель М. «Болеро»; «Испанская рапсодия»; «Игра воды»; «Сказки матушки гусыни».

Малер Г. Первая симфония. «Песни странствующего подмастерья».

Штраус Р. «Дон-Жуан»; «Веселые забавы Тиля Уленшпигеля».

Барток Б. Allegro barbaro.

Шёнберг А. «Уцелевший из Варшавы».

Веберн А. «Свет глаз».

Берг А. Концерт для скрипки с оркестром.

Хиндемит Л. «Игра тональностей» (начало цикла); Фортепианная сюита «1922»; «Фрау музыка»; «Мы строим город».

Орф К. «Кармина Бурана» (начало кантаты).

Бриттен. Б. «Путеводитель по оркестру для юношества».

Онеггер А. «Пасифик-231».

'Мессиан О. «Двадцать взглядов на младенца Иисуса».

Булез П. «Структуры»; «Молоток без мастера».

Штокхаузен К. «Перекрестная игра».

Ноно Л. «Прерванная песня».

Лютославский В. Вторая симфония.

Шеффер П. и Анри П. «Симфония для одного человека».

Респиги. О. «Пинии Рима».

Пендерецкий К. «Плач по жертвам Хиросимы».

Берио, Симфония.

СПИСОК ИКОНОГРАФИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ [8]

К Главе I

Портреты композитора К. Монтеверди, драматурга У. Шекспира, художника П. Рубенса. Одна из картин П. Рубенса.

Портреты композиторов А. Скарлатти, Ж.Б. Люлли, Ж.Б. Рамо, Г. Пёрселла, Р. Кайзера, Д. Букстехуде, А. Корелли.

Портреты композитора Ф. Куперена и художника А. Ватто. Одна из картин А. Ватто.

Портреты композиторов И.С. Баха и Г.Ф. Генделя.

Портрет писателя Р. Роллана.

Портреты общественных деятелей М. Лютера и Т. Мюнцера.

Картины с изображением дворца и храма в стиле барокко.

Картина и изображение архитектурного сооружения эпохи классицизма во Фран­ции в XVII веке.

К Главе II

Портреты писателей Д. Дефо, Г. Филдинга, Т. Дж. Смолетта, Дж. Свифта, -Вольтера, Ш.Л. Монтескье, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, П.А. Гольбаха, Ж.Л. Д'Аламбера, А.М. Шенье.

Портреты художников Ж.Б. Шардена и Ж.Б. Грёза.

Одна из картин Ж.Б. Шардена и Ж.Б. Грёза.

Портрет художника Ж.Л. Давида.

Ж.Л. Давид. «Клятва Горациев».

Изображение Собора святого Стефана в Вене.

Портреты писателей Г.Э. Лессинга, И.Г. Гердера, И.В. Гёте, И.Ф. Шиллера.

Портреты композитора К.В. Глюка и либреттиста Р. Кальцабиджи.

Портреты композитора И. Гайдна и писателя Стендаля.

Портреты композитора В.А, Моцарта, писателя П.О. Бомарше, либреттиста Л. да Понте.

Портрет композитора Л. ван Бетховена. Портреты композиторов Ф.Ж. Госсека, А.Э.М. Гретри, Л. Керубини, Э. Мегюля, Ж.-Ж. Руссо.

К Главе III

Портреты писателей А.В. Шлегеля и Ф. Шлегеля, Альфреда де Мюссе, Дж. Г. Байрона, В. Скотта, В, Гюго. П. Мериме, Ф.Р. Шатобриана, Э.Т.А. Гофмана, Л. Тика, Новалиса, А. Ламартина.

Портреты композитора Ф. Шуберта и певца М. Фогля.

Портреты поэтов Г. Гейне, Л. Рельштаба, В. Мюллера.

Портреты композиторов К.М. Вебера, Ф. Мендельсона-Бартольди, Р. Шумана.

Портрет пианистки К. Вик.

Портрет писателя Жана Поля (И.П.Ф. Рихтера).

Портреты композиторов Р. Вагнера и И. Брамса.

Портреты общественных деятелей Дж. Мадзини и Дж. Гарибальди.

Портреты композиторов Дж. Россини, В. Беллини, Г. Доницетти, скрипача и композитора Н. Паганини, композитора Дж. Верди.

Портрет писателя В. Гюго.

Портреты композиторов Дж. Пуччини, Р. Леонкавалло, П. Масканьи.

Портреты художников Э. Делакруа и Т. Жерико.

Картины Делакруа «Резня на Хиосе», «Греция на развалинах Миссолунги», «Сво­бода на баррикадах».

Картина Жерико «Плот Медузы».

Портреты писателей О. де Бальзака, Жорж Санд, П.Ж. Беранже.

Портреты композиторов Дж. Мейербера и Г. Берлиоза.

Портреты писателей А. Дюма-отца и А. Дюма-сына.

Портреты композиторов Ж. Оффенбаха, Ш. Гуно, Л. Делиба, Ж. Массне, К. Сен-Санса.

Портрет композитора Ж. Визе.

Картины Г. Курбе, Ф. Милле, Т. Руссо, К. Коро (по одному произведению каждого художника).

Портреты писателей Э. Золя, А. Доде и П. Мериме.

Э. Делакруа. Портрет композитора Ф. Шопена.

Портрет поэта А. Мицкевича.

Портреты композитора Ф- Листа и поэтов М. Вёрёшмарти, Ш. Петёфи.

Изображение часовни Вильгельма Телля на берегу Фирвальдштетского озера в Швейцарии.

Рафаэль Санти. «Обручение».

Портрет поэта Т. Тассо.

Портреты композитора Э. Грига, скрипача и композитора У. Булля, поэта, писателя и драматурга Г. Ибсена, писателя и поэта Х.К. Андерсена.

К Главе IV

Портреты художников Э. Мане, К. Моне, Э. Дега, К. Писсарро, О. Ренуара. П. Сезанна, Ж. Сера, В. Ван-Гога, А. Сислея, П. Гогена, А. Тулуз-Лотрека. К. Моне. «Впечатление».

По одной картине остальных художников-импрессионистов. Портреты композиторов К. Дебюсси и М. Равеля. Портреты поэтов Ш. Бодлера, П. Верлена, С. Малларме. Портрет композитора Г. Малера. Портрет композитора Р. Штрауса.

Портреты художников П. Клее, О. Кокошки, В. Кандинского, Г. Гроса. По одной картине каждого из этих художников.

Портреты писателей, поэтов, драматургов С. Георге, Г. Кайзера, Г. Гофмансталя, Ф. Верфеля, В. Газенклевера, Ф. Кафки, И. Бехера, Б. Брехта,

Портреты композиторов А. Шёнберга, А. Берга, А. Веберна. Портреты композиторов ф. Бузони, П. Хиндемита, К. Орфа. Портреты композиторов К. Вайля, Г. Эйслера, П. Дессау. Портрет композитора Б. Бриттена.

Портреты композиторов Э. Сати, А. Онеггера, Д. Мийо, Ф. Пуленка, Ж. Орика, Л. Дюрея, Ж. Тайфер.

Портреты композиторов А. Русселя, Ш.Кеклена, О. Мессиана, А. Жоливе, Дани-ель-Лесюра, И. Бодрие.

Портреты композиторов П. Булеза, К. Штокхаузена, Л. Ноно, Дж. Кейджа, .В. Лютославского, К. Пендерецкого, П. Шеффера, П. Анри, О. Респиги, X. Эймерта, Л. Берио, Д. Лиге ги.

Портреты композиторов Б. Бартока и 3. Кодая.

 


СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Конен В. Монтеверди. — М., 1971.

Брянцева В. Жан Филипп Рамо и французский музыкальный театр. — М., 1981.

Уэстреп Дж. Пёрселл. — Л., 1980.

Морозов С. Бах. — М., 1984.

Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах. — М., 1966.

Хаммершлаг Я. Если бы Бах вел дневник... — Будапешт, 1963.

Роллан Р. Гендель. — М., 1984.

Варна И. Если бы Гендель вел дневник... — Будапешт, 1972.

Кремлев Ю. Йозеф Гайдн. — М., 1972.

Новак Л. Йозеф Гайдн. — М., 1973.

Вейс Д. Возвышенное и земное. — М., 1970.

М ерике Э. Моцарт на пути в Прагу. — М., 1965.

Стендаль. Жизнь Моцарта//Соч. в 15-ти т. — М., 1959. — Т. 8.

Роллан Р. Жизнь Бетховена//Собр. соч. в 14-ти т. — Т. 2. — М., 1954; Бетховен, великие творческие эпохи. Незавершенный собор//Там же. — М., 1957. — Т. 12.

Музыка французской революции XVIII века. Бетховен. — М., 1967.

Альшванг А. Людвиг ван Бетховен. — М., 1977.

Бродски Ф- Если бы Бетховен вел дневник... — Будапешт, 1966.

Кремнев Б. Шуберт//Жизнь замечательных людей. — М., 1964.

Вульфиус П. Франц Шуберт. — М., 1983.

Жизнь Франца Шуберта в документах/Сост. Ю. Хохлов. — М., 1963.

Гольдшмидт Г. Франц Шуберт. — М., 1968.

Берлиоз Г. «Фрейшютц» Вебера; «Оберон», фантастическая опера К.М. Вебера//Избр. статьи. — М., 1956.

Серов А. «Волшебный стрелок»//Избр. статьи. — М., 1957- — Т.2.

Чайковский Л. Итальянская опера. «Фрейшютц» Вебера//П. Чайковский. Муз.-кри­тические статьи. — М., 1953.

Житомирский Д. Роберт Шуман. — М., 1964.

Владыкина-Бачинская Н. Роберт Шуман. — М., 1968.

Кроо Д. Если бы Шуман вел дневник... Будапешт, 1966.

Левик Б. Рихард Вагнер. — М., 1978.

Кенигсберг А. Рихард Вагнер. — Л., 1972.

Манн Т. Страдание и величие Рихарда Вагнера//Собр. соч. — М., 1961. — Т. 10.'

Галь Г. Брамс. Вагнер. Верди. Три мастера — три мира. — М., 1986.

Гейрингер К. Иоганнес Брамс. — М., 1965.

Царева Е. Иоганнес Брамс. — М., 1986.

Бронфин Е. Джоаккино Россини. — Л., 1986.

Стендаль. Жизнь Россини//Собр. соч. — М., 1959. — Т. 8.

Бушен А. Рождение оперы. — М., 1962.

Соловцова Л. Джузеппе Верди. — М., 1981.

Роллан Р. Берлиоз//Музыканты наших дней//Собр. соч. — Л., 1936. — Т. 26.

Стасов В. Лист, Шуман и Берлиоз в Росси. — М., 1954.

Хохловкина А. Жорж Бизе. — М., 1954.

Ивашкевич Я. Шопен. — М.; Л., 1949.

Лист Ф. Ф- Шопен. — М., 1956.

Бэлза И. Шопен. — М., 1968.

Кремлев Ю. Фридерик Шопен. — М., 1960.

Ханкиш Я. Если бы Лист вел дневник... Будапешт 1963.

Александрова В., Мейлих Е. Ференц Лист. — Л., 1968.

Бородин А. Воспоминания о Листе. — М., 1953.

Рацкая Ц. Ференц Лист. — М., 1969.

Левашева О. Эдвард Григ. Очерк жизни и творчества. — М., 1978-

Асафьев Б. Григ. — Л., 1984.

Розинер Ф. Сага об Эдварде Григе. — м., 1972.

Раппопорт Л. Антон Брукнер. — М., 1977.

Вайсборд М. Исаак Альбенис. — М., 1977.

Малы Милослав. Бедржих Сметана. — Прага, 1957.

Крунтяева Т. Бедржих Сметана. — Л., 1976.

Лушина Я. Антонин Дворжак. — Л., 1961.

Дворжак в письмах и воспоминаниях. — М., 1964.

Музыка XX века: Очерки в двух частях. 1890—1945. — М., 1976—1987

Нестьев И. На рубеже двух столетий. — М., 1967.

Леонтьева О. Западноевропейские композиторы середины XX века. М. 1964

Друскин М. О западноевропейской музыке XX века. — М., 1973.

Шнеерсон Г. Статьи о современной зарубежной музыке: Очерки. Воспоминания —

М., 1974.

Зарубежная музыка XX века: Материалы и документы. — М., 1975.

Холопова В. Вопросы ритма в творчестве композиторов XX века. — М., 1977.

Розеншильд К. Молодой Дебюсси и его современники. — М., 1963.

Куницкая Р. О романтической поэтике в творчестве Дебюсси. — М., 1982.

Альшванг А. Произведения Дебюсси и Равеля. — М., 1963.

Цыпин Г. Морис Равель. — М., 1959. Равель в зеркале своих писем. — Л., 1962.

Крейн Ю. Сим4юнические произведения М. Равеля. — М., 1962.

Смирнов В. Морис Равель и его творчество. — Л., 1981.

Крейнина Ю. Макс Регер. — М., 1992. Густав Малер. Письма. Воспоминания. — М., 1968.

Барсова И. Симфонии Густава Малера. — М., 1975.

Штраус Р., Роллан Р. Переписка. Выдержки из дневника. — М., 1960,

Краузе Э. Рихард Штраус: Образ и творчество. — М., 1961.

Крауклис Г. Симфоническая поэма Р. Штрауса «Веселые забавы Тиля Эйленшпиге-

ля»//Из истории зарубежной музыки. — М., 1971.

Келдыш Т. Джакомо Пуччини. — Л., 1962.

Данилевич Л. Джакомо Пуччини. — М., 1969. Пуччини Дж. Письма. — Л., 1971.

Левашева О. Пуччини и его современники. — М., 1980.

Черногорска М. Леош Яначек. — Прага, 1960. Шеда Я. Леош Яначек. — Прага, 1960.

Полякова Л. Оперное творчество Л. Яначека. — М., 1968.

Фогель Я. Леош Яначек. — М., 1982.

Шимановский К. Избранные статьи и письма. — Л., 1963.

Волынский Э. Кароль Шимановский (1882—1937): Краткий очерк жизни и творчества.

— Л., 1974.

Кароль Шимановский: Воспоминания. Статьи. Публикации. — М., 1984.

Джордже Энеску: Воспоминания и биографические материалы. М.; Л., 1966.

Котляров Б. Джордже Энеску. — М., 1970.

Крейн Ю. Мануэль де Фалья и его творчество. — М., 1960. Фалья М. де Статьи о музыке и музыкантах. — М., 1971.

Александрова В., Бронфин Е. Ян Сибелиус. Очерк жизни и творчества. — М., 1963.

Коженова И. О национальных особенностях творчества Я. Сибелиуса//Из истории

зарубежной музыки. — М., 1971.

Друскин М. Австрийский экспрессионизм//Друскин А/. О западноевропейской музыке

XX века. — М., 1973.

Денисов Э. Додекафония и проблемы современной композиторской техники//Музыка

и современность. — М., 1969. — Вып. 6.

Лаул Р. О творческом методе А. Шёнберга//Вопросы теории и эстетики музыки. —

Л., 1969. — Вып. 9.

Тараканов М. Музыкальный театр Альбана Берга. — М., 1976.

Холопова В., Холопов Ю. Антон Веберн: Жизнь и творчество. — М., 1984.

Левая Т., Леонтьева О. Пауль Хиндемит. — М., 1974.

Леонтьева О. Карл Орф. — М., 1984.

Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа. — М., 1978.

Нестъев И. История одного содружества (Б. Брехт и К. Вайль)//Из истории музыки

социалистических стран Европы. — М., 1975.

Нестъев И. Ганс Эйслер, его время, его песни. — М., 1981.

Хенненберг Ф. Пауль Дессау: Творческий портрет. — М., 1979.

Журдан-Моранж Э. Мои друзья музыканты. — М., 1966.

Дюмениль Р. Современные французские композиторы группы «Шести». — Л., 1964. Онеггер А. Я — композитор. — Л., 1963.

Раппопорт Л. Артур Онеггер. — Л., 1967.

Онеггер А. О музыкальном искусстве. — Л., 1979.

Кокорева Л. Дариус Мийо: Жизнь и творчество. — М., 1985.

Ковнацкая Л. Бенджамин Бриттен. — М., 1974.

Барток Б. Письма. Заметки и документы Бартока, собранные И. Уйфалуши. —

Будапешт, 1958.

Нестьев И. Бела Барток: 1881 —1945. Жизнь и творчество. — М., 1969.

Кодой 3. Венгерская народная музыка. — Будапешт, 1961.

Кодой 3. Избранные статьи. — М., 1982.

Эсе Л. Золтан Кодай. — М., 1980. Музыкальное воспитание в Венгрии. — М., 1983.

Никольская И. От Шимановского до Лютославского и Пендерецкого. — М., 1990.


[1] Кэк-уок в переводе - шествие за пирогом. У американских негров устраивались соревнования в пении и танце. Победителя отправляли на кухню за призом - пирогом.

[2] " Эта легенда напоминает русскую легенду о граде Китеже, который опустился на дно озера Светлый яр по молитве его жителей, спасавшихся от захватчиков. В этой легенде тоже говорится о колокольном звоне, доносящемся из-под воды

[3] Эксцентрик - цирковой клоун- жонглёр.

[4] Марионетки - куклы, управляемые сверху, с помощью верёвочек.

 

[5] Известны" б видов вариаций: а) пассакалия (вариации на бассо остинато) - вариации на неизменно повторяющуюся мелодию в басу (пример; Crucifixus из "Высокой мессы" Баха); б) чакона (близка пассакалье) -вариации на повторяющуюся аккордовую последовательность; в) классические ("орнаментальные'') вариации; г) романтические (характерные) вариации; д) «глинкинские вариации» на неизменно повторяющуюся мелодию; е) симфонические (оркестровые) вариации.

 

[6] Пантеизм - обожествление природы, восторженное отношение к ней.

[7] Лубочные картинки - максимально дешёвые издания картинок с изображением сценок из народной жизни. Лубок - примитивная народная живопись на лубе - очищенной от коры доске.

 

[8] Список иконографических материалов может стать основой для альбома иллю­страций и комплекта слайдов, которые мы надеемся включить в массовый тираж настоящего издания. Просим читателей высказать свои предложения, касающи­еся их содержания.