АРТУР ОНЕГГЕР 1892-1955

- самый талантливый из шести. Родился во Франции, в Гавре, в семье выходцев из Швейцарии. Перед 1 МВ поступил в Парижскую консерваторию, во время войны служил в пограничных войсках, потом заканчивал учёбу. В 20-е гг создал хореографическую симфонию Каток (балет на роликовых коньках), балет «Под водой», Симфонические движения, Пасифик 231, Регби. Пасифик – паровоз, изображается разгон, движение и торможение тяжёлого состава. Регби – изображение модной игры в разных её фазах. Далее были оратория Царь Давид, библейская драма Юдифь. В 30-е гг 1 симфония и оратория Зовы мира. Лучшее сочинение этих лет – оратория-мистерия Жанна дАрк на костре (1935) и оратория-поэма «Пляска мёртвых (1938) на тексты поэта Поля Клоделя

Во 2 МВ эмиграция в Швейцарию, работа на радио Созданы 2 (с солирующей трубой) и 3 (Литургическая) симфонии. После войны – 4 симфония (лирико-жанровая) «Базельские утехи». Преподавал в Эколь нормаль. Написал книгу «Я- композитор» (раскрыл секреты ремесла), Последние сочинения 5 симфония (три ре) и Монопартита, а также Рождественская кантата, музыка к кино. Умер в 1955 от болезни сердца.

Творчество велико и многообразно: 30 симфонических, 16 камерных, 12 театральных, 13 балетов, 3 концерта, музыка для театра и кино.

 

вариант

Артур Онеггер (1892 - 1955).Крупнейший французский композитор первой половины XX века. В его музыке - тревога за судьбы человечества, напряженная эмоциональность, трагизм. Он композитор, дирижер, литератор, музыкальный деятель. В его творческом наследии оперы, оратории, 5 симфоний и мн. др., а также 3 книги.

Швейцарский подданный, родился в Гавре (на севере Франции), переехал в Париж. Отец коммерсант, мать - пианистка-любительница. Самостоятельно научился играть на скрипке, сочинять. В 13 лет стал учиться у церковного органиста. В 1909 г. (т.е. в 17 лет) поступил в консерваторию в Цюрихе (Швейцария), а через 2 года перевёлся в Парижскую консерваторию. Как скрипач оказался не перспективен. Стал учиться по композиции у проф. Андрэ Жедальжа, а по оркестровке и дирижированию - у Шарля Видора и Венсана Д'Энди (ученика Цезаря Франка и основателя знаменитой «Схола канторум»). С 1914 по 1918 гг. О. был на войне (пограничником в Швейцарии). После Войны, в начале 20-х гг. был членом объединения французских композиторов, известной как «Французская шестёрка» (по аналогии с «русской пятёркой», т.е. «Могучей кучкой»). Идейным лидером объединения были Жан Кокто (писатель, поэт, художник, кинорежиссёр, музыкальный критик), а также композитор Эрик Сати. Онеггер провозгласил отказ от «дебюссизма» (т.е. музыкального импрессионизма), ориентировался на композиторов Игоря Стравинского и Сергея Прокофьева.

Ранние сочинения - романсы, симфонический прелюд к драме Мориса Метерлинка, струнный квартет, оратория «Царь Давид», симфонический этюд «Пасифик 231» . В 1924 г. О. вышел из объединения «Шестёрка». В 1926 г. женился. В конце 20-х - начале 30-х гг. создал музыкальную драму «Юдифь» (1926), лирическую трагедию «Антигона» (по древнегреческому драматургу Эсхилу, 1927), балеты «Под водой», «Свадьба Амура и Психеи», «Семирамида», а также 1 симфония (1930), оратория «Крики мира». С конца 20-х до начала 40-х гг. О. выступал как оркестровый дирижёр (в 1928 г. - в Ленинграде). Наиболее значительное сочинение этого периода - оратория «Жанна д'Арк на костре» (1935).

С 1935 г. О. был членом Народной музыкальной федерации, примыкал к антифашистскому Народному фронту, сочинял массовые песни для рабочих хоров, музыку к спектаклю «14 июля» по пьесе Р. Роллана. В 1937 г. - Прелюдия на смерть Ж. Жореса, опера «Орлёнок» (по пьесе французского драматурга начала XX века Эдмона Ростана).

Во время 2 Мировой войны (в 1940-м г. оккупация немцами Парижа) был сторонником Движения Сопротивления. Работал в г. Лозанне (Швейцария) на радио, сочинял музыку к радиоспектаклям, создал оперу-ораторию «Колумб». В 1941 г. создана 2 симфония (для струнного оркестра с трубой в финале), оратория «Пляска мёртвых», позже - балет «Призыв гор».

В 1944 г. (после изгнания фашистов) О. вернулся в Париж. Занимался публицистической и педагогической деятельностью (был организатором и вице-президентом Международного Музыкального Союза, преподавал в Эколь нормаль). В 1946 г создана 3-я «Литургическая» симфония. В 1948 г. Он стал Почётным доктором Цюрихского университета. В 1950 г. создана 5-я симфония («Симфония трёх ре»). В 1952 г. был проведен Фестиваль музыки Онеггера, избрание его почетным членом Французской Академии.

По отзывам современников, был очень трудолюбив. Его кумиром был И. Стравинский.

 

 

Оливье Мессиан (1908 - 1992)

Французский композитор, музыкальный теоретик, пианист, органист, музыкальный критик.

Родился на юге Франции в Авиньоне. В 1930 окончил Парижскую консерваторию, учился у Поля Дюка (композиция), Дюпре (орган). Был органистом церкви св. троицы в Париже. Входил в объединение композиторов «Молодая Франция».

Во время 2 Мировой войны 1940-41 гг. М. был в лагере для военнопленных (где был создан «Квартет на конец времени»), С 1942 М. профессор Парижской консерватории (гармония, муз. анализ, музыкальная эстетика и психология). Среди учеников — Пьер Булез, Янис Ксенакис, Карлгейнц Штокгаузен (выдающиеся музыканты современности).

Глубоко верующий католик. Это отразилось в его произведениях — 9 медитаций для органа «Рождение Господа»(1935), ф-п цикл «Двадцать взглядов на младенца Христа», оркестрово-хоровое сочинение «Три маленьких литургии» (1944). Увлекался экзотикой (философией и музыкой Востока): вокальный цикл «Ярави, песнь любви и смерти» (1945), симфония в 10 частях «Турангалила» (индийский аналог «Ромео и Джульетты», 1948), «Кантейоджайя» (для ф-п, 1949). В своих сочинениях многократно применял одноголосный электромузыкальный инструмент «Волны Мартено».

Любитель и знаток пения птиц, посвятил им «Пробуждение птиц» (для ф-п и орк., 1953), «Экзотические птицы» (для ф-но, ударных и духовых — 1956 г.), «Каталог птиц» (7 тетрадей пьес для ф-но- 1958 г.),

Музыка М. основана на сложных ритмических и ладовых структурах. В книге «Техника моего музыкального языка»(1944) М. сформулировал теорию ; «ладов с ограниченной транспозицией», ввёл понятие «полимодальности» («полиладовости»). В 1948 г. «Трактат о ритме». В 60-х - 70-х гг. оратория «Преображение Господа нашего», орк. соч. «Хронохромия»(1960), «Цвета града небесного»(1963), «Из ущелий к звёздам» (1974). В 83 г. -монументальная опера «Св. Франциск Ассизский».

М. блестящий органист-импровизатор, концертирующий пианист.

В результате многолетней педагогической работы он создал «Курс 20 уроков современного сольфеджио, «20 уроков по гармонии» и мн. др. книг и статей.

РОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЖАЗА. Джаз - это особая область музыкального искусства, музыкальный язык, созданный американскими неграми. Привезённые из Африки работорговцами, негры в Америке были обращены в христианство, постепенно забыли песни родины, стали петь христианские молитвы, но по-своему. Так родились Spirituals("спиритуалы"), которые пелись в церкви. С отменой рабства в 1865 г. наступила сегрегация (расовое неравноправие). Народная песня, отразившая тяжёлые условия жизни негров в сельской местности, жалоба и крик протеста - это вокальный блюз. Блюзовый лад - это мажор с III и VII пониженными ступенями (позже добавляется V пониженная ступень). Оркестровый (инструментальный) джаз появился в условиях большого города, в Нью-Орлеане, где в конце XIX века у негров появились свои оркестры, участвовавшие в уличных парадах и шествиях. Составы - самые разные, но опорой всем является ритм-группа - ударные, контрабас, туба, гитара (банджо), позже - фортепиано. Другие (мелодические) инструменты копировали народную манеру пения: глиссандо, вибрато, альтерации, блюзовые ноты. Метр четырёхдольный, подчёркивание 2 и 4 (слабых) долей называется свинг(покачивание).

После 1-й Мировой войны джаз распространился не только в США, но и в Европе, и даже в Азии (в данной статье речь идёт только об американском джазе). Успех негритянских музыкантов привлёк в джаз белых, пытавшихся играть в джазовой манере. Так появился «белый» или «коммерческий» джаз (оркестры Пола Уайтмена, Бена Селвина и др.) с сентиментальным слащавым звучанием (в 30-е гг. даже появился особый стиль –Sweet musik - сладкая музыка). Для широкой публики джаз был новой танцевальной музыкой: уан-степы, фокстроты, шимми и др. пришли на смену вальсам и полькам.

Искусство джаза импровизационно. Многие гениальные джазмены не знали нот и другой премудрости, т.к. нигде не учились. Аранжировки делались устно (договаривались на репетициях). Огромную роль в джазе сыграла грамзапись: только пластинки могли зафиксировать искусство музыкантов - творцов джаза.

Следующим после Нью-Орлеана центром джаза стал Чикаго, где в многочисленных кафе и кабачках играли джаз-оркестры. Прославились имена: Кинг Оливер, Луи Армстронг (трубачи), Джелли Ролл Мортон (ф-но) и др. Именно в Чикаго зародилась традиция Jam sessions («джем сешнс» - приятные собрания) -игра асов джаза для собственного удовольствия и для ценителей.

В Нью-Йорке в негритянском районе Гарлеме тоже были в ходу маленькие кабачки, где пианисты играли рэгтаймы (танцевальные ф-п пьесы с обилием синкоп — отсюда название — рваный ритм). Была модна манера игры страйд т.е. "большой шаг": левая рука пианиста играла бас на сильных и аккорд на слабых долях такта, а в правой - тема и её вариации. Прославился пианист Фэтс Уоллес («толстяк»), оркестр Флетчера Хендерсона, певицы Бесси Смит, Этель Уотерс, пианист и аранжировщик Дюк Эллингтон.

С 30-е гг. радио и звуковое кино способствовали распространению джаза. С 1935 по 1945 гг. считается «периодом свинга». Прославились оркестры кларнетиста Бенни Гудмена, Каунта Бэйси. Мода на «риффы» - многократно повторяемые короткие хорошо запоминаемые музыкальные построения (при повторении в них изменялась манера исполнения, усиливался свинг). В середине 40-х гг. наряду с большими составами (Big band) вошли в моду малые оркестры и ансамбли. Популярный инструмент - тенор-саксофон (знаменитый саксофонист Коулмен Хокинс). С появлением электроусилителей стали солировать гитаристы. В период свинга возвращается интерес к забытому к концу 20-х гг. блюзу и одной из его ранних фортепианных форм - «буги-вуги» (повторяющаяся фигура в левой руке и риффы в правой).

После кризиса 1946 г. появился новый стиль - «би-боп» — виртуозный, быстрый, гармонически усложненный. Его представители: Диззи Гиллеспи, Чарльз Паркер, ТелониуЧ, Монк и др. Многие знатоки утверждали, что «би-боп - не джаз, и никогда им не будет». Под эту музыку невозможно танцевать. Постепенно би-боп превратился в «кул» (прохладный), стал медленнее, мягче, танцевальнее. В начале 50-х гг. возродился нью-арлеанский стиль (оркестр Кида Ори, Луи Армстронг). Подражание негритянскому ньюарлеанскому джазу получило название "диксилэнд" (название южных штатов США) -крикливая "ярмарочная" музыка. В эти годы появились записи "ритм энд блюз" (вместо прежнего названия "расовые пластинки"), «рок-н-ролл» (ровесник традиционного джаза, вышедший из стиля «буги-вуги», ставший модным с 50-х гг. благодаря коммерческой рекламе). В рок-н-ролле прославились белые музыканты Элвис Пресли, Билл Хейли. Коммерческий «белый» джаз сильно потеснил подлинный, негритянский.

В 60-е гг. и позже происходят попытки синтеза традиционного джаза и различных фольклорных (в том числе экзотических), авангардных и других элементов, приведших к созданию многих новых разновидностей и направлений джаза.

ДЖОРДЖ ГЕРШВИН (1898 - 1937) - выдающийся американский композитор, представитель направления симфоджаза т.е. соединения" европейской классической традиции с материалом и приёмами джазовой музыки. Родился а Нью-Йорке. Сын эмигранта из России. Систематического музыкального образования не получил, но занимался на ф-но с учителем. Работал тапёром в нотном магазине (играл покупателям выбранные ими ноты) на улице Тин Пен Элли (улица нотных издательств, нотных магазинов, и т.п.). Под влиянием Ирвина Берлина - автора модных песен, стал сочинять. В 1916 г. появились первые песни, в 1918 первый шлягер-бестселлер, переиздававшийся 10 лет, в 1919 г. - песенка «Сване» - продано 2 млн. грампластинок и 1 млн. экземпляров нот. Он стал популярен. Песни и ф-п пьесы в джазовом характере писал всю жизнь. В 1924 г. для симфоджаза Пола Уайтмена создана «Рапсодия в стиле блюз» - своеобразный одночастный ф-п концерт. Огромный успех. В 1928 г. поездка в Париж к Морису Равелю для занятий композицией. Равель отказал, считая Гершвина уже сформировавшимся композитором. Под впечатлением поездки написана симфоническая картина «Американец в Париже». В 1932 г. - «Кубинская увертюра». В 1935 г. написана первая классическая американская опера, основанная на негритянском фольклоре - «Порги и Бесс», по пьесе американского драматурга Дю Бос Хейварда. Принята публикой с восторгом. В 1937 г. быстро умер от опухоли мозга.