П. Хиндемит. Симфония «Художник Матис».

После создания «Бостонской симфонии» (к 50-летию Бостонского симфонического оркестра,1931) и «Филармонического концерта» (в честь берлинского оркестра и его руководителя В. Фуртвенглера), Пауль Хиндемит начал писать историко-философскую оперу «Художник Матис». Главный герой - немецкий художник XVI века Матиас Нитхардт, прозванный Грюневальд, участник Крестьянской войны времён Мартина Лютера, автор картин Изенгеймского алтаря в Ашаффенбурге.

После прихода к власти в Германии фашистов (1933 г) постановка оперы на сцене была запрещена лично Гитлером. По совету Фуртвенглера Хиндемит создал из материала оперы симфонию, которая была исполнена в 1934 г с большим успехом, но вызвала ругань фашистской прессы и запрет на исполнение музыки Хиндемита в Германии.

Симфония «Художник Матис» программная. Три её части имеют названия картин Изенгеймского алтаря. Первая часть - «Концерт ангелов» величавая и лучезарная. Сонатное аллегро с медленным вступлением трёхчастного строения. В крайних разделах вступления звучат хоральные аккорды духовых, в среднем разделе - подлинная песня XVI века «Три ангела пели» (взятая из знаменитого сборника Арнима и Брентано «Чудесный рог мальчика»). Музыка сонатного аллегро светла и прозрачна (главная партия танцевальная, побочная напевная, заключительная «щебечущая»), несмотря на сложные полифонические приёмы развития тем.

Вторая часть - «Положение во гроб» - короткая, суровая, сдержанная, звучащая холодно и отрешённо. Форма трёхчастная, с полифоническим развитием, с секундовыми вздохами - «ламенто» и чертами траурного марша.

Третья часть - «Искушение святого Антония» - наиболее развёрнутая. В опере это страшный сон героя в ночном лесу. В медленном вступлении атональная унисонная тема рисует образ дьявольских сил. Главная партия - демоническая скачка. Побочная - широкая лирическая тема. Активное наступление сил зла внезапно переходит в лирический эпизод: дьявольское искушение любовью. Это центр формы, после которого темы повторяются в обратном порядке. В конце наподобие органа звучит хорал медных инструментов «Аллилуйя» и подлинный григорианский хорал «Слава Спасителю Сиона».

 

Карл Орф (1895-1982)

 

Один из самых оригинальных композиторов XX века. Родился в Баварии на западе Германии, в г. Мюнхене. Рано обнаружил интерес к театру. Окончил Музыкальную академию. Был капельмейстером в мюнхенском камерном театре. Испытал влияние Дебюсси, Рихарда Штрауса, Арнольда Шёнберга, Игоря Стравинского. Орландо Лассо, Пьерлуиджи Палестрины. Вместе с преподавательницей танца Гюнтер открыл школу гимнастики и танца (под влиянием танцовщицы Айседоры Дункан). В 1930 г. издал «Шульверк» - Собрание песен и пьес для детей.

Творческая зрелость: в 1936 г. создана кантата «Кармина Бурана» на стихи поэтов 13 века вагантов. В 1939 г, опера «Луна», в 1942 г. опера «Умница». «Бернауэрин» (1947).

«Луна» (Der Mond) по сказке бр. Гримм, рассказчик + музыка. Пародия на Верди и Пуччини. Четыре парня украли с неба луну, и зарабатывали на освещении своей деревни. Умерли, попали в ад. Святой Пётр отнял у них луну и вернул на небо.

«Умница» - по сказке бр. Гримм. Чередование вокала и прозаических диалогов. Король женился на умной крестьянке, но обижен её умом, прогнал её, разрешив взять с собой самое дорогое. Она решила забрать его, и король её простил.

«Бернауэрин» («Дочь Бернауэра») - баварская драма в 2-х частях. Разговор чередуется с пением хора, оркестровой музыкой и сольным пением. Баварский принц женился на прекрасной Агнесс, дочери цирюльника, но его отец обвинил её в колдовстве и заставил казнить.

В 1942 г создана кантата «Катулли кармина» (Песни древнеримского поэта Катулла), а в 1951 г. - кантата «Триумф Афродиты». Вместе с кантатой «Кармина бурана» они образуют триптих кантат («Триумфы»).

В 50-60х гг. создаются античные трагедии - «Антигона» (1949), «Царь Эдип» (1959).-«Прометей» (1967) - гибрид оперы и драмы, с псалмодированием одноголосного хора,

В 50-х гг. Орф издал Полное собрание пьес для детей «Шульверк»

В 1963 г. в Зальцбурге открылся Институт Орфа центр непрофессионального музыкального воспитания. В это время Орф создал свою систему музыкального воспитания, в основе которой импровизация, детский оркестр, ритмическая речь, движение, танец.

В 1960-70-е гг. создавались пьесы для говорящего хора. Одно из последних произведений -«Мистерия о конце времени (1971) по типу народных средневековых представлений, чередование разговорных сцен и пения (хор) на латинском и греческом языке.

 

К. Орф. «Кармина бурана»

 

Это баварские песни 10-12 века на латинском языке: религиозные, любовные, застольные, пародийные и др. Авторы - ваганты - бродячие недоучившиеся студенты и монахи. В кантате 3 части, 24 фрагмента. В крайних частях развитие тематики от любовных мечтаний к гимну любви. В средней части - картина весёлого кутежа. Обрамление: №1 и № 2, (точное повторение) - хор «О, Фортуна» (Колесо Фортуны, т.е. судьбы)- Исполняет хор, оркестр с увеличенной группой ударных инструментов, хор мальчиков, сопрано, баритон, тенор-альтино (т.е. очень высокий).

1 часть - «Ранней весной». №№ 3 - 10 (с №6 по №10 - «На поляне») - весенние пейзажи, пляски.

2 часть - «В таверне» - пьяный разгул (№11-№14). №12 - жалоба жареного лебедя: «Когда-то, к сведенью людей - \я первым был средь лебедей \ на родине моей.\\ Терпеть изволь \ такую боль; \ на раны сыплют соль!». Поёт тенор-альтино, в припеве - хор.

3 часть «Суд любви»: куртуазное (т.е. изысканное) общество рыцарей и дам - лирические, любовные образы. №15 - «Любовь летает всюду». №17 - «Стояла девушка» - поэтичная ария сопрано. №24 - Апофеоз (т.е. обожествление) любви: гимн Елене (легендарной античной красавице, из-за которой была Троянская война) и Бланшфлёр - средневековому идеалу женской красоты.

№25 - повторение №1, хор «О, Фортуна» - мрачное вечное вращение Колеса судьбы.