ОБЗОРНЫЙ КОНСПЕКТ ПО 20 ВЕКУ.

«Век 19 железный, поистине жестокий век» - писал А.А. Блок. 20 век многократно превзошёл его по жестокости: это был век 2-х мировых войн. Но кроме потерь, он был веком гигантского скачка в науке и технике, огромных достижений в художественном отражении жизни. Быстро усложняется язык искусства, в т.ч. музыки. Направления и стили сменяют друг друга со всё увеличивающейся быстротой. Поздний романтизм Вагнера, Брукнера, Малера, импрессионизм Дебюсси и Равеля, реализм Бизе и веризм (предельная правдивость) Пуччини – всё это сохраняется в творчестве их последователей. В противоположность импрессионизму – германо-австрийский экспрессионизм - искусство крайне отрицательных чувств – ужаса, тоски, отчаяния. В живописи это Георг Гросс, Кете Кольвиц, Эрнст Барлах. В литературе Франц Кафка. В музыке композиторы «нововенской школы»: Арнольд Шёнберг, Альбан Берг, Антон Веберн. Они провозглашают отказ от мажора и минора, придумывают атональность – равноправие всех 12 хроматических тонов октавы. Перед 1МВ появляется футуризм (искусства будущего: итальянец Ф. Маринетти) – отказ от традиций, поиск нового, небывалого. В других странах появляется неофольклоризм – интерес к древней истории и культуре своих стран (раннее творчество Игоря Стравинского, венгры Бела Барток и Золтан Кодаи). Одновременно в Европу стал проникать американский джаз.

После 1-й Мировой Войны новые направления. Философия экзистенциализма (уход в мир иллюзий) и учение австрийского психиатра Зигмунда Фрейда (изучавшего сферу бессознательного в человеческой психике) отразились в искусстве сюрреализма («сверхреализма», отражение образов из подсознания). Во французской поэзии это: Анри Бретон, Гийом Аполлинер, Поль Элюар; в живописи Сальвадор Дали).

Антиромантизм во французской музыке: поэт Жан Кокто и объединившаяся вокруг него «Группа шести» - композиторы Артур Онеггер, Дариус Мийо, Франсис Пуленк, Жорж Орик, Луи Дюррей, Жермена Тайефер. В их произведениях карикатура и гротеск, в музыке политональность. Похожие устремления, а также неоклассицизм у немецкого композитора П. Хиндемита, у раннего Прокофьева, Стравинского, итальянцев Альфредо Казелла, Оторино Респиги.

После 2-й Мировой Войны в 50-е гг. появляется авангардизм – стремление к постоянному обновлению муз. языка.

В 60-е гг. – алеаторика (искусство случайных сочетаний), сонористика (поиски новых тембров и звучаний), полистилистика (мозаика из музыки разных стилей). В 80-е гг. - неоромантизм. Происходит постоянная смена стремлений к новому, и стремлений к возрождению и переосмыслению традиций.

Неоклассицизм (нео = вновь) - художественное течение, возникшее в начале XX века и развившееся после 1-й Мировой войны как противоположность экспрессионизму, как протест против бутафорских страстей романтизма и заумного эстетствования импрессионизма. Неоклассицизм - обращение к образам эпохи классицизма и более ранним (барокко). Ему свойственны: сдержанность в проявлении чувств, возвышенность, стремление к мудрой гармонии, обращение к жанрам и формам XVII - XVIII века.

 

ПАУЛЬ ХИНДЕМИТ (1895 - 1963). Композитор, дирижёр, альтист, преподаватель, автор книг и учебников, музыкальный общественный деятель, яркий представитель немецкого неоклассицизма. Родился в 1895 г. в г. Ханау-на-Майне (в западной Германии). С 13 лет играл на скрипке на свадьбах, позже - в опереточном оркестре, был тапёром в немом кино. Учился во Франкфуртской консерватории. С 1915 г. он - вторая скрипка в «Ребнер-квартете» (его консерваторский учитель Ребнер - первая скрипка). С 1921 г. -альтист в квартете Лико Амара. Гастролировал по всей Европе, дважды приезжал в Советский Союз. С 1927 г. - профессор Высшей музыкальной школы (консерватории) в Берлине. После прихода к власти в Германии фашистов вынужден был эмигрировать (в 1940г.) в США. Во время 2-й Мировой войны написал книги «Наставления в композиции», «Мир композитора», Учебник гармонии, читал лекции в Йельском и Гарвардском университетах. После Войны (в 1954 г.)вернулся в Европу, жил в Швейцарии и Западной Германии, выступал во многих странах мира как оркестровый дирижёр. Как общественный деятель проявил себя в начале 20-х гг. Он был одним из организаторов «Фестивалей новой музыки» в Донауэшингене и Баден-Бадене (почётным президентом «Фестивалей» был Рихард Штраус). Хиндемитом написано огромное количество музыкальных произведений: 8 опер, 5 балетов и пантомим, 6 симфоний, концерты почти для всех оркестровых инструментов, сюиты, хоры, квартеты и квинтеты, сонаты для различных инструментов, пьесы, танцы, киномузыка. Хиндемит обладал феноменальной работоспособностью, всё сочинённое им сразу же исполнялось. Начал свою композиторскую деятельность в начале 20-х гг. как ярый противник романтизма. Ранние оперы: «Убийца - надежда женщин» по экспрессионистской пьесе Оскара Кокошки (о сидящем в тюрьме мрачном убийце, который, силой гипнотического действия своей воли, заставляет Женщину выпустить его на свободу), «Нуш-Нуши» (для театра марионеток, в основе сюжета камбоджийская сказка) «Святая Сусанна» (о монахине, возлюбившей Христа земной любовью). Во второй половине 20-х гг. созданы Сюита для ф-но «1922 год», опера «Кардильяк» по новелле Э.Т.А. Гофмана «Мадам де Скюдери» (о безумном гениальном ювелире, убивавшем покупателей своих прекрасных изделий), опера-скетч «Туда и обратно» (сюжет и музыка до середины развиваются в прямом движении, а затем - в обратном), опера-пародия «Новости дня» (сатира на суетливую и бессмысленную повседневную жизнь, отражённую в не менее бессмысленных газетных хрониках), «Камерная музыка № 1 - 7» (концерты для различных инструментов в сопровождении камерного оркестра). Замечательные произведения 30-х гг. - «Бостонская симфония», опера «Художник Матис» (о немецком художнике XVI века Матиасе Грюневальде) и симфония «Художник Матис» на основе музыки оперы (т.к. в фашистской Германии оперу поставить было невозможно). В США были созданы «Симфонические метаморфозы тем Вебера», симфония «Серена» («лучезарная»), фортепианный цикл «Людус тоналис» («игра тональностей» - своеобразный Хорошо темперированный клавир XX века: 12 фуг и 11 интерлюдий, расположенных в соответствии с системой звукового родства, созданной Хиндемитом: C-G-F-D-B-A-Es-As-E-H-Des-Fis). В 50-е гг. написана «Питсбургская симфония», опера "Гармония мира" и одноименная симфония (опера посвящена немецкому астроному Иоганну Кеплеру, открывшему законы небесной механики).