ВЕНСКИЕ КОМПОЗИТОРЫ - СИМФОНИСТЫ КОНЦА XIX ВЕКА.
АНТОН БРУКНЕР (1824 -1896)
- выдающийся австрийский композитор - симфонист, замечательный органист-импровизатор, педагог. Жил и творил в те же годы, что и Иоганнес Брамс. Так же как и у Брамса, лучшие произведения созданы в Вене, с которой оба композитора были связаны с 1860-х гг. и до конца жизни. Однако талант Брукнера развивался медленно и трудно. Его музыка начала находить дорогу к слушателям только в конце жизни автора. Оценить по достоинству его творчество любители музыки и профессионалы смогли только через много лет после смерти композитора. А. Брукнер известен главным образом как автор симфонической музыки (9 симфоний, последняя не закончена, 2-х ранних симфоний без номера), а также духовной музыки (6 месс, Те Deum реквием, хоры и др.). В симфонических произведениях он продолжал традиции Бетховена и Шуберта, испытал сильное влияние Р. Вагнера, которому поклонялся как божеству. Этим объясняются классически стройные формы его симфоний, обилие ярких, опирающихся на австрийский фольклор мелодий, красочная позднеромантическая гармония, монументальный размах произведений. В духовной музыке, благодаря тому, что А. Брукнер много лет был церковным органистом, сильно воздействие И.С. Баха и старых мастеров органной и вокальной полифонии (например, П. Палестрины).
Брукнер родился в деревне Ансфельд близ города Линца в верхней Австрии в семье учителя. В обязанности отца в числе прочего входило музицирование в школе, игра на органе в церкви. Подрабатывал он и игрой на свадьбах. С 7 лет Антон играл на скрипке и спинете (маленький клавесин), с 10 лет помогал отцу играть на органе в церкви. В 13 лет он осиротел. Был певчим в монастырском хоре, помощником школьного учителя. Выдержать огромную школьную нагрузку (в классе было более 70 человек), да ещё обязательные домашние и полевые крестьянские работы, найти силы для постоянных музыкальных упражнений и самообразования Антону помогли его огромная работоспособность, весёлый нрав и необыкновенное упорство. В 32 года он начал заниматься с венским профессором Симоном Зехтером. В 1861 г. блестяще сдал экзамен на должность профессора венской консерватории, но стал им только через 7 лет. С 1868 г. начинается венский период жизни и расцвет творчества. Здесь создаются зрелые симфонии, Реквием, Те Деум. В 1869 г. он ездил в Париж, играл на органе в соборе Нотр-Дам, вызвав восхищение выдающихся французских музыкантов Сен-Санса и Цезаря Франка. Услышав впервые в 1865 г. оперу Вагнера «Тристан и Изольда», Брукнер стал восторженным поклонником немецкого мастера, даже посвятил ему свою 3 симфонию. Самым страшным ударом было для него известие в 1883 г. о смерти Вагнера. До последних лет Брукнер напряжённо трудился, сочетая творчество с преподаванием в венской консерватории, а с 1875 г. и в университете. С 1891 г. он на государственной пенсии (что тогда было очень редко и очень почётно). Превозмогая болезнь сердца, он пытался закончить 9 симфонию, но не смог.
Последняя законченная (8-я) симфония велика по протяженности (около 80 минут), в ней четверной состав оркестра, концепция «от мрака к свету» - напоминает симфонии Бетховена. 1 часть - Аллегро модерато, «Возвещение смерти» (по словам композитора). Главная партия напоминает «мотив судьбы» из 5 симфонии Бетховена. В коде удары литавр помечены словами: «Так бьют часы смерти». 2 часть - скерцо. Грубоватое народное веселье и мечтательная идиллия в среднем разделе. 3 часть - адажио, своеобразный симфонический ноктюрн. В музыке — пантеизм, т.е. обожествление природы. 4 часть - грандиозный финал. Поводом создания этой музыки послужила торжественная встреча трёх императоров -австрийского, германского и русского в сентябре 1884 г. Тема, напоминающая лейтмотив Зигфрида-героя из вагнеровской тетралогии «Кольцо нибелунга», создаёт образ титанического героя. Финал заканчивается радостным ликованием.
ГУСТАВ МАЛЕР (1860 - 1911) - один из учеников Антона Брукнера, выдающийся дирижёр, композитор - симфонист. Его творчеством завершается почти двухвековая история венской классической симфонии. Его дирижёрская деятельность пример фанатического служения Музыке. Основу творческого наследия Г. Малера составляют 10 симфоний (последняя не закончена), симфония-кантата «Песнь о земле», циклы песен для голоса с оркестром «Песни странствующего подмастерья», «Чудесный рог мальчика», «Песни об умерших детях». Густав Малер родился в 1860 г. а деревне Калишт в Чехии в многодетной бедной еврейской семье. Он был странным ребёнком: рассеянным и сосредоточенным на своём внутреннем мире, добрым с друзьями, и совсем не способным продолжать торговое дело своего отца. По окончании гимназии в Йиглаве, Густав в 15 лет начинает учёбу в венской консерватории, в затем и в университете. Смерть отца заставила заняться работой ради денег. С 1880 г. начинаются его странствия по европейским городам: Галле, Лайбах, Ольмюц, Кассель, Прага, Лейпциг, Гамбург. Малер был капельмейстером, дирижёром, даже директором оперного театра (в Будапеште). Предельно требовательный к себе и другим, нетерпимый к рутине и безвкусице, он быстро наживал себе врагов (прозвавших его тираном, деспотом). Нигде подолгу не задерживаясь, он всё же успевал сильно поднять качество исполнения музыки. Слава его росла. В Гамбурге его исполнение слышал Петр Ильич Чайковский, и отозвался о нём как о гениальном дирижёре.
Лучшие и самые трудные 10 лет Малер провёл в Вене (1897 - 1907). Здесь он в 42 года женился на дочери венского художника, стал отцом двух дочек, в которых души не чаял. Но борьба с косностью и рутиной отняла все силы. Он надорвал сердце. Враги заставили его покинуть пост дирижёра венской оперы и отправиться в гастрольные поездки по Европе (был он и в Петербурге и Москве), и в США. В 1911 г. он уже смертельно больной возвращается в Вену.
Симфонии Малера огромны по размерам, составу исполнителей (исключение составляет 4-я - камерная). Гигантские масштабы нужны композитору для воплощения грандиозных замыслов: «Для меня написать симфонию значит всеми средствами музыкальной техники построить мир». Первые 4 симфонии образуют своеобразную тетралогию. В них применены темы, взятые из его песенных циклов «Песни * странствующего подмастерья (в 1 -и) и «Чудесный рог мальчика» (на народные поэтические тексты, вошедшие в сборник Арнима и Брентано) - во 2, 3 и 4 симфонии. 5, 6 и 7-я образуют «венскую трилогию». Они более зрелые, насыщенные по фактуре. Особняком стоит 8-я, прозванная «Симфонией тысячи участников» (3 сопрано,3 альта, тенор, баритон, бас, хор мальчиков, 2 смешанных хора и огромный оркестр). Это по существу — симфония — кантата. Следующее крупное сочинение не имеет номера. Это кантата «Песнь о земле» на тексты китайских поэтов VIII века - горестное философское размышление автора о себе. Она писалась, как и следующая, 9-я симфония, в понимании того, что земные дни сочтены. «Предчувствие близкой смерти заставило взглянуть на себя и на мир глазами уходящего, как никогда влюблённого в жизнь человека» (цит. по книге: «Г. Малер. Письма, воспоминания». М., 1964, с.91). Последняя 10-я симфония осталась лишь в эскизах. Она должна была стать исповедью мастера, прекрасной и трагической. Спустя много лет симфония была реконструирована и исполнена. Однако и ныне не утихают споры о точности и правомерности её воссоздания по эскизам.
Г. МАЛЕР. СИМФОНИЯ №1 «ТИТАН» (1888 г).
Симфония близка венской музыке. В ней сплав лирики и иронии (гротеска). Есть связь с песенным циклом композитора «Песни странствующего подмастерья»: здесь и философский подтекст, и романтизм, и пантеизм[6].
1 часть в сонатной форме с большим вступлением. Во вступлении звучит «поэтичная тишина» лесной природы, отзвуки пения птиц, охотничьих рогов. Главная партия светлая, идиллическая.
2 ч. - Скерцо. Музыка основана на лендлере (венском предшественнике вальса) - юмористическая и лирическая картинка.
3 ч. - Траурный (гротескный) марш в манере художника Жака Калло (известного своими причудливыми и гротескными рисунками). 3-хчастное строение. В крайних разделах звучит мрачный канон на тему песенки «Братец Мартин, ты всё спишь?» В среднем разделе сентиментальная мелодия в цыганском характере: пародия на мещанскую чувствительную музыку. Замысел этого траурного марша возник под
впечатлением лубочной[7] картинки, с изображением сценки, где притворно-скорбные звери хоронят охотника, который на них охотился, и, не сдержавшись, вдруг от радости пускаются в пляс.
4 часть — драматический центр симфонии. В музыке романтически преувеличенное изображение жизненных бурь. Образы этой части (и название симфонии) навеяны романом любимого автором писателя Жана Поля (Рихтера) с тем же названием - «Титан». В конце части и всей симфонии происходит успокоение, чем достигается перекличка с безмятежной 1 частью.