КЛОД ДЕБЮССИ

Александр III (1881-1894гг.). Политика контрреформ

 

Царствование Александра III вошло в историю как время "контрреформ". Идеологами нового политического курса выступили обер-прокурор Синода К. Победоносцев, министр внутренних дел Д. Толстой, известный публицист и общественный деятель М. Катков.

Суть этого курса:

1. Новые идеологи считали, что причина политического кризиса во вредных для России идеях, заимствованных у Запада (ослабли устои, это привело к революционным движениям);

2. Цель новой политики - укрепление самодержавия, его пошатнувшегося престижа и авторитета;

3. Необходимо подавить и искоренить «крамолу», а для этого пересмотреть законы принятые ранее.

Практическая реализация этого курса: введение института начальников -они назначались министром внутренних дел из местных дворян - в результате укрепились позиции правительства на местах; Земская контрреформа – увеличивалось при выборах в земство число гласных от помещиков - укрепились позиции дворян; Городовое положение - исключились из состава избирателей приказчики и мелкие торговцы, давались преимущества для крупной буржуазии, постановления городской думы санкционировались губернским начальством; изменения вносились в Судебную систему - повышался имущественный и образовательный ценз для присяжных заседателей, ограничивалась публичность и гласность заседаний и т. д. Охранительные меры правительства коснулись печати и образования –ужесточился административный контроль за высшими учебными заведениями, возрастала плата за обучение, «Циркуляр о кухаркиных детях» рекомендовал закрыть двери гимназии перед детьми не из дворянских семей; ряд изданий был закрыт, усилилась карательная цензура. Правительство проводило политику насильственной русификации национальных окраин.

Политика «контрреформ» была направлена на усиление и упрочнение власти дворянства на местах.

Во внутренней политике Александра III были и положительные моменты: в 1881 г. все бывшие помещичьи крестьяне переводились на обязательный выкуп, понижались выкупные платежи, учреждался Крестьянский банк; в 80-ых годах предпринимаются l-ые попытки регламентировать отношения между рабочими и промышленниками, в большинстве своём они носили характер уступок нарождавшемуся рабочему движению (принят закон о запрещение труда малолетних, воспрещалось ночная работа несовершеннолетних и женщин, ограничивалась максимальная продолжительность рабочего дня - не выше 11,5 часов).

(1862-1918)

 

Французский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный критик, основоположник музыкального импрессионизма. Опирался на национальные традиции (французские композиторы-клавесинисты Жан Филипп Рамо, Франсуа Куперен), лирическую оперу и романс (Шарль Гуно, Жюль Массне), хорошо знал музыку Чайковского, Мусоргского, Римского-Корсакова, французскую поэзию символистов, живопись импрессионистов.

Родился в Сен-Жерменском предместье Парижа. Родители далеки от музыки, но Клод с 9 лет играл на ф-но, а с 11 учился в Парижской консерватории (по ф-но у А. Мармонтеля, по композиции у Эрнста Гиро). Среди его учителей - Амбруаз Тома (дирижёр, оперный композитор), Сезар Франк (композитор, органист, знаток старой полифонии), Лео Делиб (композитор, автор балетов).

Первые сочинения - песни на стихи Бурже, Верлена. В 1881 и 1882 г. побывал в России (как домашний пианист баронессы Надежды Филаретовны фон Мекк - близкого друга П.И. Чайковского). В 1884 г., окончив консерваторию, выиграл конкурс на Римскую премию (кантата «Блудный сын»), и 1885-87 гг. провёл в Италии, изучая искусство, увлекаясь музыкой Палестрины и Вагнера. Сочинения этого времени: симфоническая ода «Зулейма», симфоническая сюита «Весна», кантата «Дева-избранница» (1888) и др.

90-е гг. - расцвет творчества. Д. посещал салон поэта Стефана Маларме - вождя поэтов символистов. Сочинения: «Лунный свет», «Акварели», «Песни Билитис», «Бергамасская сюита» (1890), Струнный квартет, Симфонический прелюд «Послеполуденный отдых фавна» (1894), оркестровые «Ноктюрны» (1899). В 90-е гг. композитор смог преодолеть увлечение музыкой Вагнера, и создал оперу «Пеллеас и Мелизанда» по пьесе бельгийского драматурга-символиста Мориса Метерлинка (поставлена в 1902 г. без успеха).

С 1901 г. Д. выступал как музыкальный критик. 1900-е гг. созданы ф-п пьесы «Сады под дождём» (1902), «Вечер в Гренаде», «Остров радости»(1904), симфоническая сюита «Море»(1905), «Образы» (1912).

В последние 10 лет созданы: ф-п сюита «Детский уголок» (1908 г. - под впечатлением музыки М.П. Мусоргского), балет «Ящик с игрушками» (1910), 24 прелюдии (1910 и 1913), 12 этюдов (1915), сонаты. В 1913 г. выступал как дирижёр в Москве и Петербурге.

Во время 1 мировой войны испытал патриотический подъём.

 

СИМФОНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО ДЕБЮССИ

Юношеская («московская») симфония, симфоническая ода «Зулейма», симфоническая сюита «Весна» (создана в Италии), кантата Дева-избранница» (влияние Вагнера и Листа).

Лучшие сочинения 90-х гг.: «Симфонический прелюд «Послеполуденный отдых фавна» (по поэме Стефана Маларме), «Ноктюрны», 3 симфонических эскиза «Море», оркестровая сюита «Образы» (Жиги, Иберия, Весенние хороводы).

Метод Дебюсси противоположен бетховенскому (т.е. не драматизм и мотивное развитие, а картинность и статичность), от Листа и Берлиоза - программность и красочность оркестровки, влияние Балакирева, Римского-Корсакова. Нет сонатной формы, зато есть тембровое и фактурное развитие. Много деревянных духовых, арфа, divisi струнных, флажолеты, сурдины, глиссандо, женский хор, поющий с закрытым ртом, флейта в низком регистре и другие красочные тембры и приёмы.

«Ноктюрны» - 3 симфонические картины, объединённые не сюжетом, а подходом к воплощению: «Облака», «Празднества», «Сирены».

«Облака» - «...это неподвижный образ неба с медленно и меланхолически проходящими и тающими серыми облаками: удаляясь, они гаснут, нежно оттенённые белым светом» - слова автора из предисловия к партитуре. Форма 3-х-частная с мало контрастной серединой.

«Празднества» - тоже в трёхчастной форме. «Празднества — это движение, пляшущий ритм атмосферы с взрывами внезапного света, это также эпизод шествия (ослепительное и химерическое видение), проходящего сквозь праздник и сливающегося с ним».

«Сирены» - музыка, близкая «Облакам», «Затонувшему собору». В характере - статичность. Вместе с оркестром звучит женский хор (8 сопрано и 8 альтов), поющих с закрытым ртом и на «а». Хор использован как один из инструментов (тембров) оркестра. «Сирены - это море и его безгранично многообразный ритм; среди осеребрённых луной волн возникает, рассыпаясь смехом, и удаляется таинственное пение сирен...».

 

 

К. ДЕБЮССИ. ПРЕЛЮДИИ

1 том (1-12) - 1910 г., 2 том (13-24) - 1913 г. 24 пьесы для ф-но, в которых сконцентрированы наиболее характерные стилевые и эстетические черты творчества композитора. Это цикл самостоятельных программных пьес - музыкально-изобразительных картин с самостоятельными названиями в конце, итог творчества Дебюсси и яркое воплощение разных музыкальных образов. В прелюдиях особая программность - не преломление внемузыкальных образов, а особые, собственные образы, перекликающиеся с внешними. Композитор стремился «воспеть свой внутренний пейзаж».

Среди них есть отражение впечатлений от картин природы («Туманы», «Паруса», «Вереск», Холмы Анакапри», «Ветер на равнине»). Есть жанрово-бытовые прелюдии («Прерванная серенада»), гротеск, т.е. причудливо-комические («Генерал Левайн-эксцентрик», «Кэк-уок»[1]), легендарная («Затонувший собор»), образы стихов («Ароматы и звуки в вечернем воздухе реют» - по стихотворению Шарля Бодлера). Есть образы живописи («Канона» - этрусская скульптура, «Дельфийские танцовщицы»- античный барельеф, изображающий танцы жриц в дельфийском храме).

«Холмы Анакапри» - солнечный пейзаж Италии. В музыке ритм тарантеллы, пентатонный лад, динамическая реприза.

«Шаги на снегу». Авторская ремарка: «ритмический рисунок в колорите печального пейзажа». Своеобразные колористические вариации на неизменный «спотыкающийся» ритмо-мотив.

«Девушка с волосами цвета льна». Авторская ремарка: «очень спокойно с нежной выразительностью». Это музыкальный портрет без портретного сходства, совершенно иной, чем портреты «Давидсбюндлеров» в «Карнавале» Р. Шумана.

«Затонувший собор». Прелюдия создана под впечатлением бретонской (северо-запад Франции) легенды о поглощённом морем городе Ис, иногда поднимающемся из-под воды на заре под перезвон колоколов[2]. Это эпическая картина без религиозной мистики и романтических страстей. В начале прелюдии картина мглы и тумана (цепочки пусто звучащих квинт), затем звучит торжественный средневековый хорал и мощные удары колокола. В конце - снова звучат пустые квинты. «Генерал Левайн (иногда переводят - Лявин) - эксцентрик[3]»". Музыка изображает забавный комический танец куклы-марионетки[4], танцующей кэк-уок.

МОРИС РАВЕЛЬ (1875-1937) Выдающийся французский композитор, прекрасный пианист, дирижёр, музыкальный критик. Яркий представитель мировой музыкальной культуры первой половины XX века, продолжил и развил искания Дебюсси в области музыкального импрессионизма, звукописи, красочной гармонии и оркестровки. Родился в городке Сибур на границе Испании и Франции. Отец - француз, инженер, широко образован, мать - испанка. Вскоре после рождения Мориса семья переехала в Париж. Будущий композитор начал учиться игре на ф-но с 7 лет, вскоре стал сочинять. Был способным, прилежным, но не вундеркиндом. В 14 лет (т.е. в 1889 г.) поступил в Парижскую консерваторию, где учился по ф-но у Шарля де Берио, по композиции - у Габриеля Форе. В 1889 г. в Париже была Всемирная выставка, где были устроены концерты русской музыки, вызвавшие моду на русское искусство. Равель в молодости увлекался живописью импрессионистов, старой и современной литературой, испанским и французским фольклором. Многое воспринял от композиторов Эрнста Шабрие. Эрика Сати, Клода Дебюсси, Бородина, Римского-Корсакова, Мусоргского. Стравинского. Одно из ранних сочинений «Хабанера» - позже вошла в «Испанскую рапсодию» (1907 г.: «Прелюдия «К ночи», «Малагенья». «Хабанера», «Фериа»). В 90-е гг. создано ф-п произведение «Павана усопшей инфанте» (другой перевод: «Павана на смерть инфанты») , «Шехеразада». В 1901 г. Равель участвовал в конкурсе на Римскую премию, но занял 2 место. В начале 1900-е гг. Равель входил в артистические кружки, впервые встретился с Дебюсси. Начало века - время трудное для Равеля. Его гармонические находки вызвали полемическую войну противников и сторонников. Вместе с тем эти годы - расцвет творчества. Ф-п произведения «Игра воды», циклы пьес «Отражения» (5 пьес). «Ночной Гаспар» («Ундина», «Виселица», «Скарбо»); одноактная опера «Испанский час» (комическая опера о жене городского часовщика и её многочисленных поклонниках; 1907г.), «Благородные и сентиментальные вальсы» для ф-п (1911 г.), превратившиеся в балет «Аделаида или язык цветов», цикл детских пьес в 4 руки «Моя матушка-гусыня» (1912 г.), превращённый затем в балет «Сон Флорины». Кульминацией творчества первого десятилетия века стал балет «Дафнис и Хлоя» (1912 г., античная пастораль по роману Лонга; создана по заказу Сергея Дягилева, либретто Михаила Фокина). В годы 1-й Мировой войны Равель вступил добровольцем в действующую армию. Военные испытания сильно подорвали его здоровье. Памяти погибших друзей после Войны была посвящена ф-п сюита «Гробница Куперена» (1917 г.). После Войны появились композиторы «Французской шестёрки», противники музыкального импрессионизма, на фоне которых Равель выглядит почти «устарелым». Его награждают «Орденом почетного легиона», от которого он отказывается. Значительные сочинения этого времени - «Вальс» (музыка для балетной постановки по заказу Дягилева, однако отвергнута заказчиком как недостаточно театральная; 1920 г.), соната для скрипки и виолончели, концертная рапсодия для скрипки с оркестром «Цыганка», опера-балет «Дитя и чудеса» (1925 г.), оркестровка «Картинок с выставки» М. Мусоргского. В 20-е гг. Равель несмотря на недомогания много выступал как дирижёр. В 1928 году по заказу балерины Иды Рубинштейн написано «Болеро» (оформление балетной постановки - Александр Бенуа), поставленное с большим успехом.

В начале 30-х побыли созданы 2 ф-п концерта: ля минор, для левой руки (по заказу ;,пианиста Пауля Витгенштейна, потерявшего на войне правую руку) и соль мажор, -посвящённый первой, исполнительнице, выдающейся французской пианистке Маргарите Лонг. Вместе с ней Равель; совершил большое концертное турне по городам Европы. В середине 30-х гг. болезнь усилилась. В 1937 г. Равель умер от опухоли мозга.

 

М. РАВЕЛЬ. БОЛЕРО. Создано в 1928 г. по заказу известной балерины Иды Рубинштейн. Стало своеобразным итогом симфонического творчества композитора. Первоначальная идея инструментовать для балета ф-п пьесы испанского композитора Исаака Альбениса привела к мысли о создании своего произведения на основе испанского танца. Болеро - трехдольный испанский танец в умеренном темпе, известен с конца 18 века. «Болеро» как балет, просуществовало; недолго: экстравагантный танец Иды Рубинштейн в костюме цыганки имел шумный, но кратковременный успех. Как концертная симфоническая пьеса «Болеро» исключительно популярно и поныне. Программного литературного замысла произведение не имеет, но художественный образ очень яркий. Это вариационный цикл[5], в основе которого — тема, имеющая неповторимый испанский колорит. В каждой из 18-вариаций почти целиком сохраняется мелодический и ритмический рисунок, темп, гармония и форма темы, но каждый раз меняется, инструментовка, постепенно нарастает звуковая мощь, доходя до кульминации в самому конце произведения. Использованы необычные инструменты и тембры: саксофоны -тенор и сопранино; флейта и труба с сурдиной; валторна, флейта пикколо и челеста; движение параллельными трезвучиями; глиссандо тромбонов в кульминации и др. Через всё произведение проходит неизменная ритмическая фигура малого барабана (звучит более 160 раз). Тема сочинена самим автором. Мелодия вьётся вокруг опорных нот. Тональность всего произведения – до мажор (с внезапным отклонением в ми мажор и обратно в последней вариации). Начиная со второго проведения появляется второй вариант темы в до миноре фригийском, чередующийся с первым. Он звучит более эмоционально насыщенно, благодаря подчёркиванию II пониженной ступени. Болеро занимает особое место в мировой симфонической литературе благодаря высокому, композиторскому мастерству, смелости художественного замысла и средств выражения, ярко национальному звучанию и оптимистическому, жизнеутверждающему характеру музыки.

ИТАЛЬЯНСКАЯ ОПЕРА НА РУБЕЖЕ XIX-XX веков. В 80-е гг. XIX века в Италии в литературе, а затем и в музыке появляется новое художественное направление, названное «веризмом» (vего - правда). Веризму свойственно отрицание романтической бутафории, обнажённый до натурализма показ жизни простых людей, преувеличенная подача чувств героев, острые сюжетные положения. К таким произведениям относится опера «Сельская честь» Пьетро Масканьи (1890 г.) по новелле основоположника веризма драматурга Джованни Верга, и опера «Паяцы» Руджеро Леонкавалло (1892 г.) — либретто автора, а также оперы Пуччини. ДЖАКОМО ПУЧЧИНИ (1858-1924) -выдающийся итальянский оперный композитор. В его творчестве достигает высшего расцвета и завершается трёхвековая эволюция итальянской оперы. Дж. Пуччини родился в г. Лукка. Его отец, дед и прадед были церковными музыкантами. Джакомо учился дома, пел в церковном хоре, зарабатывал игрой на органе. В 18 лет он услышал оперу Верди "Аида", и" решил стать композитором. Учился в музыкальном институте в Лукке, в Миланской консерватории. Первые оперы "Виллисы" и "Эдгар" успеха не имели, зато привлекли внимание издательства Рикорди, с которым композитор поддерживал тесные деловые связи. В конце 80-х гг. он пережил увлечение Вагнером, Верди, Визе. В 90-е годы появляются первые зрелые произведения. Это "Манон Леско" (1893 г.), "Богема" (1896 г.) и "Тоска" (1900 г.). "Манон Леско" написана по роману аббата Прево. В ней рассказывается о судьбе ветреной провинциальной девушки, загубленной развращённым светским обществом. В музыке применены сквозные сцены с чередование кантилены и декламации. "Тоска" - история любви актрисы Флории Тоски и художника Марио Каварадосси. Действие происходит в Риме в 1800-м г., где царит террор против сторонников генерала Бонапарта. Начальник полиции барон Скарпья - олицетворение бесчеловечности и коварства. Кульминация сюжета - убийство злодея Скарпья рукой доведённой до предела отчаяния Тоски, и расстрел якобы холостыми патронами Каварадосси, обвинённого в укрывательстве революционера. Жестокая откровенность сюжетных положений граничит с натурализмом. До предела обострены контрасты мечтательной кантилены и нервной декламации, лирических дуэтов и хоровых финалов.

После смерти Верди Пуччини становится первым оперным композитором Италии. В 1904 г. появляется опера "Чио-Чио-сан" ("Мадам Баттерфляй"). Главная героиня - юная японская гейша, полюбившая американского морского офицера. Покинутая неверным мужем, она кончает с собой. Музыкальный язык свеж и оригинален, элементы японского фольклора соседствуют с певучей итальянской мелодией. После "Чио-Чио-сан" наступает 15-летний период творческой депрессии. Произведения, написанные в эти годы ("Девушка с Запада", "Ласточка") значительно уступают предыдущим. Только после 1-й Мировой войны появляются интересные произведения. Это оперный триптих: "Плащ" (драма ревности), "Сестра Анжелика" (лирическая мелодрама о молодой монахине) и "Джанни Скикки" (сатирическая комедия о плутовском флорентийском адвокате, присвоившем наследство умершего богача). "Лебединой песней" Пуччини стала опера "Турандот" (1924 г. не законченная) по сказке Карло Гоцци. Китайская принцесса Турандот не знает чувства любви. Она загадывает женихам трудные загадки, и казнит неотгадавших. Принц Калаф разгадывает загадки и пробуждает чувства принцессы. В опере условный восточный колорит соседствует с прекрасными итальянскими мелодиями, лирика - с драматической экспрессией, восторженным воспеванием жизни и всепобеждающей любви.

Со смертью Пуччини завершилась эпоха итальянской оперы. Новое поколение композиторов обращается преимущественно к инструментальным жанрам, отдавая дань импрессионизму, конструктивизму, неоклассицизму.