Александр I и его преобразовательная деятельность
(1801 - 1825 гг.)
Все реформы в России имели общие характерные черты:
1. Проводились «сверху» - самодержцем.
2. Реформаторская деятельность всегда наталкивалась на сопротивление «контрреформаторской партии».
3. Судьба реформ всегда находилась в прямой зависимости от соотношения реформаторских и контрреформаторских сил.
4. Влияние реформ на последующее развитие страны нередко было двойственным. Успешные, последовательные преобразования предотвращали революционные потрясения, а реформы не продуманные или не доведенные до конца приближали их.
В начале XIX в. инициатором преобразований в сфере государственного устройства и социальных отношений выступил император Александр I. Характерной чертой Александровского царствования становится борьба 2-х течений: либерального и консервативно-охранительного; лавирование императора между ними. Большинство историков выделяют в царствование Александра I два периода: до войны с Наполеоном (1812 -1814 гг.) - это период подготовки реформ стремление провести широкомасштабные преобразования либеральной направленности; после победы, когда во внутренней и во внешней политике стали преобладать консервативные тенденции. I-ый период - деятельность Негласного комитета (1801-1803 гг.) -неофициального органа при царе, куда вошли «молодые друзья» императора - П. Строганов, Н. Новосильцев, В. Кочубей, А. Чарторыжский. Их планы - полная реорганизация государственного управления, введение конституции, постепенная отмена крепостного права.
Конкретные факты этой деятельности: февраль 1801 г. - Указ о предоставлении права покупать незаселённые земли купцам, мещанам, государственным крестьянам; февраль 1803 г. - Указ «О вольных хлебопашцах» - по нему землевладельцы могли отпускать на волю крепостных крестьян с землёй за выкуп; в 1804 г. открыты Харьковский и Казанский университеты, Педагогический институт в Петербурге. Университетский устав 1804 г. закрепил автономию университетов; сентябрь 1802 г. - Манифест об учреждении министерств (коллегии включались в них) - министры назначались царем и были ему подотчетны; расширились права Сената и т. д.
Новый виток реформаторской активности Александра I связан с именем М. М. Сперанского (1772 - 1839 гг.). (Выходец из семьи сельского священника, Сперанский благодаря личным качествам и поразительной работоспособности сделала головокружительную карьеру и к исходу 1807 г. стал одним из ближайших советников императора. В конце 1808 г. царь поручил ему составить общий план государственных преобразований. В начале октября 1809 г. проект реформ названный М. М. Сперанским «Введение к Уложению государственных законов», был закончен.
В основе проекта был заложен принцип разделения властей: с этой целью законодательные функции у Государственной думы, судебные - в Сенате, исполнительная власть - министерства. Для координации действий высших государственных учреждений создавался Государственный совет, его члены назначались императором. Совет наделялся правом предварительного рассмотрения законов до их внесения в Государственную думу. Исключительное право законодательной инициативы и утверждения новых законов сохранялось за императором. В его руках была и вся полнота власти и управления страной.
Систему законодательных учреждений составляли Выборные думы -волостные, уездные, губернские и общегосударственные. Избирательные права предоставлялись дворянству, купцам, государственным крестьянам.
Гражданскими правами наделялось всё население страны, включая и крепостных крестьян. Государственная дума рассматривала законопроекты, представленные министрами, Государственным советом или императором. Закон вступал в силу только после одобрения Думой, она же контролировала деятельность министерств. Император мог принимать законодательные акты помимо Думы, только руководствуясь чрезвычайными обстоятельствами (когда речь шла о «спасении Отечества», войне, мире).
Александр I одобрил план Сперанского, но не решился на осуществление реформ (Был создан в январе 1810 г. Государственный совет -законосовещательный орган при государе и летом 1811 г. завершена министерская реформа - этим царь ограничился из планов Сперанского. В марте 1812 г. Сперанский был уволен с государственной службы и сослан в Нижний Новгород под строгий надзор полиции, затем переведён в Пермь. «Первый министр» императора становится объектом постоянных нападок «консервативной части света» и противников преобразований, император «внимает общественному мнению» и реформатора отдаляют от двора).
II - ой период - усиление консервативных тенденций и оформление жёсткого полицейского режима. Связывают его с деятельностью А. Аракчеева.
В этот период 27 ноября 1815 г. Александр I пописал Конституцию Польши, она стала конституционной монархией. Поручил император разработать группе своих советников и проект конституции и для России. Он был разработан и представлен государю в 1819 г., одобрен им («Государственная уставная грамота российской империи»). И этот проект реализовать император не решился. В подавляющей своей массе дворянство не хотело либеральных преобразований; опирался царь только на узкий круг в своих идеях и потому боялся дворцового переворота. Боязнь привести страну к хаосу, распаду.