Аравия эпохи джахилийи
Н.В. Кошелева
История религий (история ислама)
III курс, специальность: история
Аравия эпохи джахилийи 1
1. Основные источники по истории доисламской Аравии. 1
2. Географическая среда обитания и социальный строй арабов. 2
3. Религиозные представления арабов. 3
4. Государственные образования и политическая ситуация в Аравии к моменту возникновения ислама. 4
Возникновение ислама 4
1. Источники по раннему исламу и формированию мусульманского государства. 4
2. Мекканский период жизни Мухаммеда. 5
3. Мединский период жизни Мухаммеда. 6
Эпоха «праведных халифов» и расширение арабского халифата 7
1. Войны ридда и расширение халифата при Абу Бекре. 7
2. Правление Омара. 8
3. Напряженная ситуация в халифате при Османе. 9
Религиозный климат в период арабского халифата 9
1. Халифат Омейядов (661– 750) 10
2. Халифат Аббасидов. 11
Становление исламской догматики 13
1. Вопрос о верховной власти. 13
2. Проблема веры.. 13
3. Проблема предопределения и свободы воли. 14
4. Вопрос о сущности и атрибутах Бога. 14
5. Мусульманское право. 14
Мусульманские секты суннитов и шиитов 16
1. «Правоверие» и «заблуждение» в раннем исламе: оформление секты суннитов. 16
2. Становление шиитской традиции. 17
Направления в исламе: хариджиты, мурджииты, мутазилиты и суфии 19
1. Становление секты хариджитов. 19
2. Мурджииты.. 20
3. Мутазилиты.. 20
4. Оформление суфийской традиции. 21
1. Основные источники по истории доисламской Аравии
2. Географическая среда обитания и социальный строй арабов
3. Религиозные представления арабов
4. Государственные образования и политическая ситуация в Аравии к моменту возникновения ислама
1. Основные источники по истории доисламской Аравии
1) Арабские письменные источники:«Книга идолов» аль-Кальби, «Книга религиозных сект и философских школ» Шахрастани и «Мукаддима» Ибн Халдуна.
2) Арабская доисламская поэзия. Существует вопрос о ее подлинности – создана она в 5 – 6 вв или позже – в 8 – 9 вв. Проблема подлинности поставлена в 50 – 70-х гг. 19 в. В 20 в. англичанин Марголиус и египтянин Таха Хусейн – вновь подняли этот вопрос.
3) Арабские надписи
4) Коран как источник по истории Аравии эпохи джахилийи
5) Персидские и византийские источники
2. Географическая среда обитания и социальный строй арабов
До распространения ислама и арабского языка слово «араб» относилось к кочевым семитским племенам Аравийского полуострова и Севера Сирийской пустыни. Свою землю они называли Джазират аль-араб – «Остров арабов». Первое упоминание о племенах Аравии – ариби (арубу, араби) – встречается в ассирийских и вавилонских источниках 600 г. до н.э.
Отдельные группы арабов еще до нашей эры выселялись за пределы родного полуострова, что в дальнейшем облегчило арабизацию завоеванных территорий. Сегодня арабами называют носителей арабского языка, проживающих на территории от атлантического побережья Африки (Мавритания) до Юго-Западного Ирана, включая страны Магриба, Египет и Судан, Аравийский полуостров, Сирию и Ирак. Несмотря на то, что ислам сыграл ключевую роль в распространении арабского языка и культуры, не все современные арабы являются мусульманами. Около 5% арабоязычного населения – это христиане, друзы или иудеи.
Арабы пришли на Аравийский п-в во II тыс. до н.э. Откуда – неизвестно. Аравийский п-в делится на 5 частей: Тихама, Хиджаз, Неджд, Йемен, Хадрамаут. С древности климат не изменился.
Оседлые арабы проживали на Севере и Юге Аравии, где существовали государственные объединения, а также в оазисах. Они выращивали финиковую пальму, ячмень, виноград, плодовые деревья, занимались караванной торговлей: везли специи, мирру, ладан, алоэ, слоновую кость и золото из Южной Аравии и Африки на Север. Но основное население Аравии составляли кочевники-бедуины, которые разводили коз, овец и особенно верблюдов, ценимых за шерсть, молоко и возможность передвигаться по пустыне на большие расстояния. Арабы не только приручили это животное (со второй половины II тыс. до н.э.), но также изобрели верблюжье седло с лукой (II – III вв.), что позволило бедуинам выставлять маневренную быстроходную «верблюжью» кавалерию и внушало уважение соседям.
По легенде, арабы произошли от пророка Ибрахима (библ. Авраам). При этом северные арабы ведут свой род от Исмаила – сына Авраама и рабыни-египтянки Хаджар (библ. Агарь), а южные – от Иоктана, дяди Авраама. Современные ученые делят древние арабские племена по этническому происхождению на южно-арабские, входящие в группы кахлан и кахтан, и северо-арабские, входящие в группы мудар и рабийа. В каждую группу входило по несколько племен. Племена нередко получали название по своему общему предку, к имени которого прибавляли «бану» - сыны. И кочевники, и городское население принадлежали к определенным племенам, коленам и родам. Даже сегодня некоторые арабы идентифицируют себя не по национальному признаку, а по племенной принадлежности. Во главе племени стоял сайид – вождь, а позже – шейх. В случае военных столкновений ему причиталась крупная доля военной добычи, но из нее он был обязан выкупать пленных. При сайиде обычно находился шаир – ведун, а также, если у племени был свой идол – кахин - жрец.
3. Религиозные представления арабов
Среди арабов были распространены фетишизм, культ бетил и вера в джинов.
Ко времени зарождения ислама в Хиджазе было известно 2 типа жертв: верховному божеству и идолу.
В VI веке богопочитание потеряло свой первоначальный смысл. Оно вырадилось в фетишизм.
В поздний период развития арабской мифологии появилось общее для центральной и Северной Аравии верховное божество – Аллах (аль-Илах). В древнейших верованиях Аллах имел супругу – мать богов аль-Лат. Геродот упоминал Аллат и Ороталта (араб. Божество неизвестного происхождения, Геродот отождествлял его с Дионисом) как единственных богов, которых почитают арабы. У Аллаха и Аллат были дочери – богини Манат и Узза (причем в Центральной Аравии Аллат почиталась не как супруга Аллаха, а как сестра двух других богинь).
Главным идолом Мекки со второй половины III века был Хубал (бог неба и луны). Он покровительствовал курайшитам. В Каабе стояло ок. 360 идолов. Терпимость оказывалась настолько большой, что на столбах стояли также изображения Авраама, ангелов и пречистой девы с младенцем Иисусом.
Главная святыня – черный камень. Европейские путешественники, видевшие его, говорят, что это кусок базальта, красновато-коричневого, почти черного цвета, вулканического происхождения. Он усеян маленькими остроконечными кристаллами и небольшими кусочками красного полевого шпата. Несколько раз его разбивали, так что сегодня он состоит из дюжины кусков, собранных вместе. Многие принимают его за аэролит.
У арабов было широко распространено гадание. В затруднительных случаях обращались к оракулу.
Арабы были также знакомы с христианством, иудаизмом и религией персов. Особой формой монотеизма являлся, как принято сегодня считать, ханифизм. Неизвестны случаи перехода ханифов в ислам. В исламской доксографической литературе термином «хунафа» обозначались вероотступники.
4. Государственные образования и политическая ситуация в Аравии к моменту возникновения ислама
Неодинаковые природные условия и контакты с развитыми цивилизациями древности обусловили неравномерное развитие областей Аравии. На севере и юге Аравии с древности существовали государственные образования: Минейское и Сабейское царства на Юге, Набатейсео царство, государство Тадмор, буферные царства Лахмидов и Гассанидов. Кроме того, в регионе сильно ощущалось персидское и византийское влияния.
Таким образом, арабам были известны государственные структуры. Изменение торговых путей только ускорило арабскую государственность. Существует еще фактор перенаселенности региона.