Внешняя среда организации
Практически до 50-х годов представителями различных школ менеджмента анализировались в основном внутренние факторы организации. И лишь во второй половине XX века стало уделяться внимание факторам внешней среды, которые условно можно разделить на факторы прямого и косвенного воздействия.
Таблица 8.1
Факторы внешней среды
Факторы прямого воздействия | Факторы косвенного воздействия |
1. Поставщики: а) поставщики материалов, энергии, оборудования, медикаментов и перевязочных средств, продуктов питания и т.д.; б) поставщики капитала, финансовых услуг (страховые медицинские организации, банки, органы управления здравоохранением, частные лица); в) трудовые ресурсы. 2. Законы и государственные органы. 3. Потребители (пациенты). 4. Конкуренты (другие ЛПУ). 5. Собственники (особенно при акционировании ЛПУ). | 1. Экономическое окружение (уровень развития и состояния экономики страны и данного региона). 2. Политическое окружение (политическая стабильность). 3. Технологическое окружение. 4. Социально- культурное окружение. 5. Международное окружение. |
Одним из наиболее распространенных методов анализа внешней среды в зарубежных странах является СВОТ (CWOT) — анализ, предполагающий анализировать следующие факторы:
— мощь (capacity) организации по отношению к внешней среде;
— слабость (weakness) по отношению к внешней среде;
— возможности (opportunity), проистекающие из внешней среды;
— угрозы (treat), проистекающие из внешней среды.
При этом ставятся задачи по развитию ЛПУ, по использованию его мощи и уменьшению его слабости с тем, чтобы воспользоваться возможностями и предотвратить угрозы.