Введение

Части 1,2

Учебное пособие

Финансовый менеджмент

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Абрашина Н. А. Двигательные церебральные нару­шения. Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1997. Актуальные проблемы диагностики задержки психи­ческого развития детей // Под ред. К. С. Лебединской. М.: Педагогика, 1982.

Апраушев А. В. Стать человеком: Кн. для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1992.

Богомолова А. И. Логопедическое пособие для заня­тий с детьми. М.: Библиополис, 1996.

Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста. М.: Гособразование СССР, 1983.

Выгодская И. Г. Устранение заикания у дошкольни­ков в игровых ситуациях. М.: Просвещение, 1993.

Генинг М. Г., Герман Н. А. Воспитание у дошкольни­ков правильной речи. Чебоксары: Чебоксарское кн. изд-во, 1976.

Головчиц Л. А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспи­тание и обучение дошкольников с нарушениями слуха. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

Гонеев А. Д., Лифинцева Н. И., Ялпаева Н. В. Основы коррекционной педагогики. М.: АСАВЕМ1А, 2004.

Городилова В. И., Рау Е. Ф. Исправление недостатков произношения у школьников. М.: Учпедгиз, 1952.

Дети с нарушениями развития: Хрестоматия / Сост. В. М. Астапов. М.: Междунар. лед. акад., 1995.

 

   

 

 

Предлагаемое пособие представляет собой краткое изложение основ управления финансами коммерческой организации, применительно, в первую очередь, к управлению финансами акционерных компаний и прочих форм организации бизнеса, характеризующихся разделением прав собственности и функций оперативного контроля. Основная цель курса – сформировать у читателя целостную картину современного финансового менеджмента, не останавливаясь подробно на безусловно важных, но усложняющих первое чтение деталях. При изучении курса следует иметь в виду, что, вопреки распространенному среди неспециалистов заблуждению, данная дисциплина отнюдь не ставит задачу научить читателя зарабатывать деньги: последнее, как будет показано ниже, является следствием удачного обнаружения и эксплуатации неэффективностей на финансовых и продуктовых рынках (или, говоря языком микроэкономики, временных экономических рент). Обучение искусству выявления экономических рент выходит за пределы данного курса (если этому вообще можно научить); изучение же основных достижений современной науки управления финансами формирует компетенции, позволяющие моделировать поведение основных субъектов финансовых отношений, а значит и создавать систему управления финансами, основанную на объективных закономерностях, а не на интуитивных решениях. Немаловажное значение здесь имеет и задача формализации процесса принятия управленческих решений в области финансов, позволяющая создать стройную систему управления на основе делегирования права принятия решений на более низкие уровни управления.

Характерной чертой современного финансового менеджмента является ориентация на финансовые рынки, как основной инструмент распределения финансовых ресурсов; а также на максимизацию рыночной оценки собственного капитала фирмы (рыночной капитализации), как основную цель управления коммерческой организацией. Соответственно, анализ любых управленческих решений проводится с позиции максимизации благосостояния собственников фирмы, что для акционерных компаний означает максимизацию рыночной стоимости их долевых ценных бумаг. Основными направлениями принятия таких решений являются инвестиционные решения, финансовые решения и решения в области дивидендной политики. При этом основной акцент делается на объективных финансовых закономерностях функционирования субъектов хозяйствования в условиях развитых финансовых рынков, через механизм которых и осуществляется перераспределение финансовых ресурсов в направлении наиболее эффективных их пользователей. Ориентация на не слишком популярную у отечественных финансистов североамериканскую модель финансового менеджмента отражает твердую убежденность автора в невозможности методологически непротиворечиво и целостно изложить классический курс финансового менеджмента, игнорируя концепцию рыночной эффективности, категорию стоимости капитала и методы ее оценки. Следует иметь в виду, что не всегда находящая понимание у читателей (по крайней мере, первоначально) ориентация классического финансового менеджмента на механизм эффективного финансового рынка обусловлена необходимостью заложить в базовом курсе методологический фундамент, на базе которого строится современная модель управления финансами. Использование концепции финансового рынка при описании процессов привлечения и распределения финансовых ресурсов не является самоцелью, а лишь отражает то обстоятельство, что максимизация акционерной стоимости реализуется только при достижении необходимого с точки зрения инвесторов компромисса между риском и ожидаемой доходностью (базовая методология финансового менеджмента). Модель эффективного финансового рынка позволяет формализовать зависимость между риском и ожидаемой доходностью, при том, что сама возможность квантификации последней обусловлена допущениями, характерными для современной портфельной теории. Без следования базовой методологии финансового менеджмента, как науки, построение целостного курса современного уровня не представляется возможным. Акцент исключительно на практических аспектах управления финансами более характерен для краткосрочных курсов повышения квалификации менеджеров.

Реализация сформулированной выше концепции привела автора к разделению курса на три части, которые можно охарактеризовать, как концептуальные основы и инструментарий финансового менеджмента, управление активами и капиталом, и специальные вопросы управления финансами. Первая часть включает формулирование финансовой концепции коммерческой организации (предприятия), целей и задач финансового управления, базовых концепций финансового менеджмента, методологических подходов к оценке финансовых активов, измерению финансового риска[1] и его учету в финансовых и инвестиционных решениях. Во второй части рассматриваются проблемы инвестиционной политики, управления стоимостью и структурой капитала, дивидендной и амортизационной политики, управления основным и оборотным капиталом, долгосрочного и краткосрочного финансирования. Наконец, третья, специальная часть курса посвящена проблемам финансового планирования и анализа эффективности управления финансами, организации управления, ориентированного на создание стоимости, управлению финансовыми рисками и другим специальным вопросам.

Следует также иметь в виду, что в сложившейся в большинстве стран практике обучения Финансовый менеджмент является базовым курсом, а не дисциплиной специализации. Это, в частности, объясняет наличие в подавляющем большинстве переводных пособий по финансовому менеджменту раздела «Финансовый анализ», изучаемого до курсов более высокого уровня, рассматривающих финансовый анализ и анализ финансовой отчетности более детально (в данном пособии этот раздел для краткости также опущен в предположении его детального изучения в рамках отдельных курсов). Более того, почти каждый из разделов финансового менеджмента затем развивается в отдельную дисциплину специализации: Корпоративные финансы, Анализ финансовой отчетности, Управление инвестициями, Финансовый инжиниринг, Международные финансы и др.

Представляя собой базовую дисциплину, финансовый менеджмент не требует глубокого предварительного изучения других дисциплин. В то же время базовые знания в области микро- и макроэкономики, бухгалтерского учета, теории вероятностей и математической статистики, общего курса финансов и кредита, основ функционирования рынка ценных бумаг и биржевого дела, безусловно, будут способствовать лучшему усвоению непростых закономерностей управления финансами субъекта хозяйствования в условиях рыночного распределения ресурсов.

Концептуально предлагаемое пособие задумывалось, как компромисс между теоретическим обоснованием используемых моделей, ориентацией на современную отечественную практику и доступностью для восприятия. Чрезмерный уклон в одну из этих сторон снижает информативную ценность курса. Как чрезмерная теоретичность, так и упрощенность одинаково негативно воспринимаются аудиторией. Ориентация исключительно на практические приложения не позволяет сформировать цельную, основанную на методологически единообразных подх

одах картину дисциплины. Кроме того, подходы к изложению материала курса на уровне "экономики для практиков", акцентирующие готовые формулы и их практическое применение, отнюдь не всегда способствуют распространению современных методов управления, в частности финансами, на практике: менеджеры будут способствовать внедрению продвинутых методов управления лишь при условии понимания экономической сути и осознания обоснованности этих методов.

Предлагаемое пособие не претендует на научную новизну и не призвано заменить собой фундаментальные учебники: в последние годы появился ряд как отечественных, так и переводных книг и пособий, с разной степенью детализации излагающих современные подходы к управлению финансами. Это в первую очередь книги В.В.Ковалева, М.Н.Крейниной, Дж.К.Ван Хорна, Ю.Бригхема и Л.Гапенски, С.Росса, Л.Гитмана и др. Автор настоящего пособия активно использовал перечисленные источники, равно, как и ряд не переведенных на русский язык книг – в первую очередь речь идет о популярных учебниках Х.Леви (Haim Levy) и М.Сарната (Marshall Sarnat), а также М.Кона (Meir Kohn). Получившееся в результате пособие представляет собой скорее курс лекций, содержащий изложенные в логической последовательности основные положения дисциплины, которое ни в коем случае не претендует на фундаментальность. Некоторая детальность рассмотрения присутствует лишь в разделах, содержащих изложение дискуссионных либо трудных для восприятия вопросов. Кроме того, определение пособия как курса лекций позволяет избежать его утяжеления за счет обильно представленных в переводной литературе практических заданий и приложений к отдельным главам. Зарубежная, в частности североамериканская, модель преподавания обычно не предусматривает подразделения занятий на лекционные и практические (семинарские). Как следствие, большинство североамериканских учебных книг представляет собой увесистые тома, содержащие подробные практические иллюстрации теоретического материала. В условиях сложившейся в отечественной высшей школе модели организации занятий представляется более целесообразным практические материалы, кейсы, тесты и т.п. приводить в отдельных изданиях, тем более, что срок полезного использования практических заданий и кейсов значительно короче, чем период актуальности теоретического материала.

Предполагается, что наличие подобного пособия позволит избежать изложения в ходе аудиторных занятий описательной части материала, сосредоточившись на обсуждении наиболее важных в теоретическом и практическом отношении проблем. При этом преимущества такого конспекта реализуются в полной мере лишь при условии предварительного изучения изложенного материала, которое сопровождается попытками ответить на сформулированные в конце каждого раздела вопросы. Необходимо также отметить, что приведенная в конце каждой главы библиография отражает источники, непосредственно использованные при написании главы. Актуальная библиография по финансовому менеджменту приведена в конце пособия.