Общая симптоматология умственно отсталого ребенка

История заболевания

IX. Развитие ребенка с 4 до 7 лет

VIII. Развитие от 1 до 3 лет

Навыки самообслуживания, речь ребенка, активный и пассивный словарный запас, грамматический строй, наличие расстройств речи, запоминания. Личностные особенности ребенка: свойства характера, общительный, спокойный, ласковый, требовательный, капризный и т. д. Интересы ребенка, игровая деятельность, взаимоот­ношения со сверстниками и взрослыми, отношение к родителям, сон, аппетит, наличие патологических при­вычек, увлечений, страха.

Изменения в характере поведения ребенка, причины этих изменений, преобладающий фон настроения, форма и содержание игр, уровень интеллектуального разви­тия. Когда научился читать, писать, считать, интересы ребенка, поведение в детском саду и дома, общение со сверстниками и домашними

X. Развитие ребенка с 7 до 12 лет.

Возраст поступления в школу, уровень готовности к школьному обучению, особенности познавательной дея­тельности ребенка (восприятие, память, мышление, вни­мание и т. д.), успеваемость. Направленность интересов, отношение к учебе, оставался ли на второй год и в ка­ких классах» причины неуспеваемости. Поведение в се­мье и школе. Внеучебные интересы, дополнительные занятия.

С какого момента наблюдаются изменения в психи­ческом состоянии ребенка. Каким образом возникли эти нарушения (внезапно или развивались постепенно, как проявлялись). Первые признаки заболевания. Какие моменты предшествовали появлению заболевания (трав­мы, инфекции, интоксикации, стрессы, изменения в жилищной ситуации). Срок, прошедший от времени воз­действия вредности до появления первых признаков за­болевания. Проявились ли они в изменении деятельнос­ти ребенка, его активности, работоспособности, интере­сах, играх и т. д. Отмечались ли изменения в эмоцио­нальной сфере, настроениях, аффективных реакциях, изменились ли характер и поведение. Наблюдались ли нарушения интеллектуальной деятельности, снижение интеллектуального уровня, отставание в психическом развитии. Каков характер нарушений, в какой последова­тельности они возникали. Каков был диагноз ранее, чем и как лечился.

 

Психическое недоразвитие при олигофрении подчи­няется двум биогенетическим закономерностям:

1. При раннем воздействии патогенных факторов на развивающийся организм нарушения носят равномер­ный малодифферёнцированный характер.

2. Поражению подвергаются эволюционно наиболее молодые, интенсивно развивающиеся в данный момент системы центральной нервной системы, которые не за­кончили своего формирования и развития к моменту воздействия патогенных факторов.