Общая симптоматология умственно отсталого ребенка
История заболевания
IX. Развитие ребенка с 4 до 7 лет
VIII. Развитие от 1 до 3 лет
Навыки самообслуживания, речь ребенка, активный и пассивный словарный запас, грамматический строй, наличие расстройств речи, запоминания. Личностные особенности ребенка: свойства характера, общительный, спокойный, ласковый, требовательный, капризный и т. д. Интересы ребенка, игровая деятельность, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, отношение к родителям, сон, аппетит, наличие патологических привычек, увлечений, страха.
Изменения в характере поведения ребенка, причины этих изменений, преобладающий фон настроения, форма и содержание игр, уровень интеллектуального развития. Когда научился читать, писать, считать, интересы ребенка, поведение в детском саду и дома, общение со сверстниками и домашними
X. Развитие ребенка с 7 до 12 лет.
Возраст поступления в школу, уровень готовности к школьному обучению, особенности познавательной деятельности ребенка (восприятие, память, мышление, внимание и т. д.), успеваемость. Направленность интересов, отношение к учебе, оставался ли на второй год и в каких классах» причины неуспеваемости. Поведение в семье и школе. Внеучебные интересы, дополнительные занятия.
С какого момента наблюдаются изменения в психическом состоянии ребенка. Каким образом возникли эти нарушения (внезапно или развивались постепенно, как проявлялись). Первые признаки заболевания. Какие моменты предшествовали появлению заболевания (травмы, инфекции, интоксикации, стрессы, изменения в жилищной ситуации). Срок, прошедший от времени воздействия вредности до появления первых признаков заболевания. Проявились ли они в изменении деятельности ребенка, его активности, работоспособности, интересах, играх и т. д. Отмечались ли изменения в эмоциональной сфере, настроениях, аффективных реакциях, изменились ли характер и поведение. Наблюдались ли нарушения интеллектуальной деятельности, снижение интеллектуального уровня, отставание в психическом развитии. Каков характер нарушений, в какой последовательности они возникали. Каков был диагноз ранее, чем и как лечился.
Психическое недоразвитие при олигофрении подчиняется двум биогенетическим закономерностям:
1. При раннем воздействии патогенных факторов на развивающийся организм нарушения носят равномерный малодифферёнцированный характер.
2. Поражению подвергаются эволюционно наиболее молодые, интенсивно развивающиеся в данный момент системы центральной нервной системы, которые не закончили своего формирования и развития к моменту воздействия патогенных факторов.