Экспериментально-психологические методики существенно отличаются от педагогических по следующим признакам.
I. Различная целевая установка. Педагогические тесты направлены на измерение степени умственной одаренности ребенка. Экспериментально-педагогические тесты должны существенно дополнять и углублять изучение ребенка, что помогает более точно определить диагноз и пути дальнейшего развития исследуемого.
II. Экспериментально-психологические методики направлены на качественный анализ психических процессов, на раскрытие механизмов того или иного способа деятельности ребенка, тогда как тестовые испытания носят в основном измерительный характер.
Психологический эксперимент неизменно происходит в искусственных условиях. Экспериментатор должен с самого начала быть готовым к тому, что не все может пойти так, как запланировано, когда дело касается умственно отсталых или психически больных детей. Такой ребенок способен нарушить весь порядок работы, игнорируя инструкцию. Он нередко бессмысленно манипулирует пособиями, кладет их в карманы, просто играет, вместо того чтобы, выполнять задание. Подобное явление не следует воспринимать в качестве срыва эксперимента. Это также является ценными данными для определения диагноза ребенка.
Очень важно протоколировать каждый шаг эксперимента. Для каждой экспериментальной методики существует своя форма протокола. Здесь важно записывать сведения о том, как вел себя ребенок, какие действия предпринимал, как реагировал на различные ситуации и т. д. Помимо результатов наблюдения за ребенком, протокол должен включать вопросы, критические замечания, подсказки, прямые объяснения экспериментатора, а также содержать сведения о реакции испытуемого на помощь (старается ли он спорить, или тут же стремится исправить ошибку).
В процессе работы экспериментатор может оказывать различные виды помощи:
1) переспрашивание, просьба повторить слово, что заставляет ребенка снова вернуться к сказанному или сделанному;
2) похвала или стимуляция дальнейших действий («Молодец», «Хорошо»);
3) вопросы, уточняющие, почему ребенок сделал так, а не иначе, это позволяет испытуемому определить свои действия;
4) наводящие вопросы или возражения, что обращает внимание ребенка на проделанную работу;
5) подсказка, совет сделать что-то другим способом;
6) показ определенной манипуляции и просьба самостоятельно повторить действие;
7) обучение ребенка определенному действию.
Иногда экспериментатору трудно выбрать, к какому виду помощи прибегнуть в том или ином случае, однако всегда нужно руководствоваться, как считает С. Я. Рубинштейн, общими правилами:
а) сначала следует проверить, не окажутся ли достаточными легкие виды помощи и затем прибегнуть к показу и соучению;
б) экспериментатор не должен быть многословным или вообще чрезмерно активным; его вмешательство в ход эксперимента, т. е. в работу ребенка, должно быть обдуманным, скупым, редким;
в) каждый акт вмешательства, то есть помощи, должен быть внесен в протокол (так же как ответные действия и высказывания ребенка).
Некоторые сложности вызывает и анализ полученных, данных эксперимента. Здесь на первый план выступает отграничение проявления патологии психической деятельности от особенностей психики, связанных с индивидуальными свойствами ребенка. Именно поэтому проведение и анализ эксперимента требуют от психолога определенного опыта.
На базе анализа экспериментальных данных составляется заключение. Этот документ не является направлениям ребенка в то или иное специальное учреждение. Он относится к вспомогательным данным, позволяющим уточнить и углубить диагноз. В заключении можно" прочитать выводы, касающиеся адекватности или неадекватности эмоционального личностного отношения ребенка к самому факту проверки уровня его интеллекта. Представлены основные трудные моменты, с которыми сталкивается ребенок при выполнении тех или иных заданий. Кроме того, перечислены причины подобных, сложностей:
1) ослабление внимания, рассеянность, забывчивость вкупе с определенной сообразительностью;
2) поражение или недоразвитие органов слуха, зрения или речи;
3) неумение обобщать, выделять основной скрытый смысл и строить логичные умозаключения;
4) неспособность выразить свою мысль, трудности в работе со словесно оформленным материалом.
Безусловно, выводы экспериментальных данных могут содержать другие сведения. В любом случае первое место здесь принадлежит качественной оценке познавательной деятельности учащихся, исключая цифровые показатели уровня интеллектуального развития.
Методика «Обучающий эксперимент» была создана на основе учения Л. С. Выготского о наличии у ребенка двух уровней интеллектуального развития: «актуального» и «зоны ближайшего развития». Используется эксперимент для исследования потенциальных возможностей 7-10-летних детей. Экспериментальное обучение не требует наличия у испытуемого школьных знаний, поэтому может проводиться и с теми детьми, которые испытывают трудности в обучении или вообще еще не обучались в школе. В работе используются два набора карточек по 24 штуки, на которых изображены различные по цвету и величине геометрические фигуры. Один набор карточек используется для показа задания. Испытуемому показывают карточки и предлагают разложить на группы — подходящее с подходящим. В помощь предоставляется доска, на которой нарисованы все карточки. В дальнейшем доска убирается, В этой методике оцениваются три параметра: ориентировка, восприимчивость к помощи, способность к переносу.
Умственно отсталые дети значительно пассивнее, нежели нормальные дети, плохо воспринимают помощь, трудно усваивают учебный материал.
Для психологических методов обследования школьников необходимы определенные материалы.
Для исследования внимания требуются:
1) бланки корректурных проб;
2) таблицы для подсчета разноцветных кружков в секторах круга;
3) таблицы для одновременного подсчета фигур 2 видов;
4) субтест «недостающие предметы» (из методики Векслера).
Для исследования восприятия:
1) таблицы с изображением контура знакомых предметов, частей предметов, зашумленные изображения;
2) набор карточек с изображением геометрических фигур двух размеров, четырех цветов, трех видов;
3) методика «Почтовый ящик»;
4) доски Сегена разной сложности;
5) кубики Коса;
6) таблицы с изображением предметов, которые нужно дорисовать;
7) набор разрезных картинок (2-4 части);
8) картинки для определения правой, левой стороны, низа, верха и т. д.
Для исследования мышления:
1) таблицы с изображением четырех предметов, один из которых является лишним (по величине, по цвету, по группе и т. д.);
2) таблицы с логическими заданиями на поиск недостающих фигур;
3) бланки с заданием на выделение существенных признаков;
4) пословицы и поговорки;
5) сюжетные картинки;
6) таблицы с заданием на сравнение пар слов;
7) картинки с нелепыми сюжетами;
8) классификации;
9) таблицы с загадками;
10) набор противоположных по значению слов для исследования ассоциаций;
Для исследования памяти:
1) таблицы с изображением знакомых предметов для запоминания (цифры, геометрические фигуры, слова);
2) бланки для запоминания 10 слов;
3) картинки для опосредованного запоминания слов с изображением предметов;
4) пиктограммы (методика Лурих);
5) бланки для воспроизведения.
Для исследования эмоционально-волевой сферы и качеств личности:
1) таблицы с набором задач разной трудности и соответствующие им карточки с номерами задач для проведения метода исследования уровня притязания;
2) серия картинок для исследования личности, интересов, внутренних переживаний;
3) набор сюжетных картин, подлежащих оценке;
4) незаконченные предложения;
5) бланки с вариантами заданий для исследования волевых усилий.
При обследовании детей очень важно принимать во внимание следующие показатели.
1 - Эмоциональная реакция ребенка на само обследование. Некоторая доля скованности, волнение являются нормальной реакцией ребенка на новую обстановку. Фамильярность с представителями комиссии, неоправданная веселость, поведение, не соответствующее обстановке, должно настораживать.
2 - Адекватное восприятие и понимание инструкции и цели задания. Насколько внимательно выслушивает ребенок инструкцию, старается ли понять до конца, прежде чем приступить к выполнению задания? Устная или устная с наглядным пособием инструкция воспринимается ребенком лучше?
3 - Характер деятельности при выполнении задания. Насколько стойкий интерес вызывает новое задание? Степень целенаправленности деятельности ребенка, умение выделить главное, сосредоточиться на процессе работы, работоспособность. Умение принять помощь и перенос усвоенных знаний на сходные задания.
4 - Эмоциональная реакция на результаты своей работы. Самокритичность, адекватность (радость, если задание получилось, огорчение, если что-то не вышло), правильное понимание ситуации.
Несмотря на многочисленные разработки и методики, специалисты медико-психолого-педагогических комиссий нередко испытывают трудности в определении точного диагноза. Каждый ребенок настолько индивидуален, что требует особого подхода при изучении. Именно поэтому важно уточнять уже существующие методикР1 и разрабатывать новые, позволяющие более полно раскрыть особенности развития обследуемого ребенка.