Группа показателей

Особенности аффективно-личностной сферы

I. Контакт (но глубине, степени сотрудничества, ха­рактеру, устойчивости)

4 балла — высший уровень контактности, ребенок легко устанавливает полноценный контакт, способству­ет совместной деятельности, контакт стабильный на про­тяжении всего исследования;

3 балла — контакт устанавливается постепенно, впос­ледствии становится полноценным и стабильным;

2 балла — относительно полноценный контакт вна­чале, впоследствии в процессе работы при столкновении с трудностями, замечаниями экспериментатора контакт ухудшается; ухудшение отношений может быть вызва­но пресыщением деятельности;

1 балл — легко или постепенно устанавливает кон­такт, но он неполноценный по своей глубине, затрудне­на совместная деятельность; недооценивается значение информации, исходящей от взрослого, ориентация на собственную программу деятельности;

0,5 балла — недостаточный, нестойкий, хрупкий контакт на протяжении всего исследования из-за нега­тивного отношения к ситуации эксперимента, не вызы­вающей у ребенка интереса; подобное отношение может быть обусловлено чрезмерной стеснительностью, скован­ностью ребенка, неуверенностью в собственных силах, боязни допустить ошибку.

Для нормальных детей характерен средний резуль­тат — 2,3 балла, для детей с задержкой развития — 1,7 балла, для умственно отсталых детей — 1,2 балла.

II. Интерес (оценивается по степени увлеченности ребенка, характеру выполняемой работы: отдельных заданий или всех в совокупности, глубины, устойчивос­ти, широты интереса)

3 балла — выраженный стойкий интерес по отноше­нию к большинству заданий, стимулирует деятельность ребенка, который работает увлеченно, с азартом;

2,5 балла — те же качества, но менее выразительные во внешнем плане: эмоции, речевая реализация;

2 балла — достаточно выраженный, но избиратель­ный или угасающий по мере столкновения с трудностя­ми интерес; увлеченность может угасать после коррек­ции ошибочных решений экспериментатором;

1,5 балла — поверхностный интерес, который слабо стимулирует деятельность, но частично компенсируется старанием заслужить положительную оценку взрослого или просто подчинением взрослому;

1 балл — интерес проявляется в незначительной сте­пени в связи с угнетенностью ситуации экспериментом или стойкой боязнью допустить ошибку;

0 баллов — слабый, поверхностный, ничем не компен­сируемый интерес, деятельность возможна только лишь при наличии массивной и разнообразной стимуляции.

Нормальные дети набирают в среднем 2,4 балла, дети с задержкой развития —1,9 балла, умственно отсталые дети — 1,5 баллов.

III. Аффективный компонент продуктивности (отра­жает характер, выраженность и стабильность эмоцио­нального тонуса, аффективную реакцию ребенка на труд­ности, возникающие при выполнении заданий, порица­ние, похвалу)

3 балла — внешние эмоциональные проявления от­четливо выражены, адекватны, разнообразны, затруд­нения и ошибки затрудняют и огорчают его, однако стимулируют ребенка, поощрение и порицание одина­ково способствуют улучшению продуктивности дея­тельности;

2,5 балла — адекватные, внешне достаточно выра­женные реакции на затруднения. Ошибки, поощрения и порицания понимаются в целом правильно, но мало влияют на продуктивность деятельности;

2 балла — внешние проявления могут быть различ­ными, затруднения и ошибки, а также порицания при­водят к некоторой дезорганизации деятельности, одна­ко она корригируемая, поощрения и успехи улучшают темп и продуктивность деятельности;

1,5 балла — стойкое, несколько утрированное выраже­ние серьезности, напряженной работы мысли, наряду с этим выраженная нерешительность в самостоятельных действиях и высказываниях, часто это состояние наблюдается в свя­зи со страхом обнаружить свою несостоятельность;

1 балл — на фоне адекватных достаточно выражен­ных реакций возникают яркие эмоции на ситуации экс­перимента (слезы, агрессия), нередко затруднения и по­рицания грубо дезорганизуют деятельность;

0,5 балла — стойкий негативизм, подавление поло­жительных эмоций ситуацией исследования, грубая де­зорганизация деятельности;

0 баллов — безразличное отношение к ситуациям эксперимента, неадекватная реакция, на пример, «аф­фект благодушия» в силу фактического интереса к пред­лагаемой деятельности.

Нормальный ребенок набирает в среднем 2,3 балла, дети с задержкой психического развития — 1,9 балла, умственно отсталые дети — 0 баллов.

IV. Активность (оценивается по массивности внешних стимуляций).

3 балла — ребенок работает сам с незначительной стимуляцией при выполнении отдельных заданий, во всех случаях наблюдается положительный эффект от стимуляции;

2,5 балла — ребенок нуждается в незначительной стимуляции при столкновении с трудностями во время выполнения заданий эксперимента, стимуляция оказы­вает положительный эффект;

2 балла — нужна незначительная, но постоянная сти­муляция при невысоком интересе к работе или легкая стимуляция при наступлении насыщения в отдельных заданиях (снижение интереса);

1,5 балла — незначительная стимуляция в большин­стве заданий в сочетании с массивной стимуляцией в отдельных заданиях при нерешительных действиях, эф­фект от стимуляции не всегда достигается;

1 балл — стимуляция в большинстве заданий в соче­тании с массивной стимуляцией в отдельных заданиях при невысоком интересе к работе, быстро наступает пре­сыщение в отдельных заданиях;

0,5 балла — необходима массивная разнообразная стимуляция в подавляющем числе заданий из-за от­сутствия интереса к заданию, быстрого пресыщения, постоянной нерешительности, что, в свою очередь, при­водит к грубой дезорганизации деятельности.

Нормальные дети в среднем набирают 2,4 балла, дети с задержкой развития — 2 балла, умственно отсталые дети — 1 балл.

V. Оценка собственных достижений (оценивается по адекватности восприятия результатов собственного труда)

4 балла — адекватное, самостоятельное и аргументированное восприятие;

3 балла — снижение первоначально завышенной оцен­ки после вопросов типа «Все ли ты хорошо сделал? По­смотри внимательно…»;

2 балла — снижение первоначальной завышенной оценки после прямых указаний на допущенные ошибки и имевшиеся трудности;

1 балл — аффективное, неадекватное: снижение оцен­ки после указания на допущенные ошибки;

0,5 баллов -- отказ от опенки;

0 баллов -- неадекватно завышенная оценка даже после массивной коррекции.

В норме ребенок набирает в среднем 2,5 балла; дети с задержкой психического развития — 1,8 балла, умствен­но отсталые дети — 0,6 балла.

Аналогично просчитываются и другие разделы, пос­ле чего выставляется общая оценка. Данная методика применима и в отношении школьников.