Для всестороннего обследования ребенка дошкольного возраста необходимо иметь следующий игровой материал.
Методы обследования нарушений в развитии дошкольников
Методы психолого-педагогической диагностики неразрывно связаны с другими методами и имеют 4 направления.
Методологические основы МППК
1. Клинические методы (медицинский, психиатрический, психоневрологический методы). Составной частью клинических методов является психологическое обследование. Точные данные выдает врач в письменном виде.
2. Психологические методы, которые, в свою очередь, делятся на 3 вида:
а) психологические методы — наблюдение (долговременное или кратковременное), экспериментальные методы, изучение результатов деятельности ребенка (трудовой, игровой, учебной), анкетирование. Широко применяется беседа, или вопросно-ответная работа;
б) конкретные психологические методики — это частные психологические методики, направленные на изучение конкретных функций и процессов. Изучение познавательной деятельности осуществляется с помощью набора методик для обследования восприятия, памяти, мышления, речи и т. д. Исследование эмоционально-волевой сферы проводится с помощью методик, направленных на изучение личности ребенка (характера, интересов, способностей и т. д.), его чувств, воли;
в) частные психологические методики, направленные на изучение каких-либо чисто личностных, индивидуальных качеств ребенка,
3. Педагогические методы, направленные на наблюдение за детьми в процессе образования. Т. е. ребенок обследуется в момент получения и усвоения им каких-либо новых знаний. Эти методы тесно связаны с приемами и методами образования.
4. Методы речевого изучения (логопедические методы).
Для более точного обследования ребенка и вынесения правильного диагноза крайне важно собрать и изучить анамнестические сведения.
Медико-педагогическая комиссия осуществляет всестороннее обследование ребенка, как правило, в следующем порядке:
* проверка сохранности слуховой функции;
* проверка состояния вибрационной чувствительности;
* проверка сохранности зрительного анализатора;
* проверка состояния речи;
* проверка двигательной сферы;
* проверка уровня развития сенсорных я интеллектуальных процессов;
* наблюдение за поведением.
Исследовать особенности развития дошкольника в полной мере можно только наблюдая за его игрой. Поэтому этот метод является ведущим в изучении такого ребенка.
1. Пирамида из четырех колец. Наблюдая за тем, каким образом ребенок манипулирует игрушкой, насколько точно он надевает кольца на стержень, можно выяснить особенности развития моторики дошкольника. Различение дошкольником цвета, величины, количества предметов можно с помощью следующих указаний:
• «надень на стержень зеленое кольцо...»;
• «собери пирамидку, чтобы внизу было самое большое, а наверху самое маленькое кольцо...»;
• «положи сначала маленькое кольцо, потом побольше..., и самое большое кольцо...»;
• «дай мне три кольца...»;
• «покажи третье, четвертое кольца пирамиды».
Нормальные дети к 5 годам прекрасно справляются с поставленными задачами. Дети с аномалиями развития страдают нарушениями моторики. Им трудно сразу надеть кольцо на стержень пирамиды, иногда наблюдаются тремор или гиперкинезы. Часто такие дошкольники не способны соотнести величину колец при собирании пирамидки, поэтому выбирают кольца в хаотичном порядке. Дошкольники с глубокой умственной отсталостью не воспринимают слова специалиста, выполняя неадекватные действия с предметами, быстро отвлекаются на посторонние вещи.
2. Доски Сегена, представляющие собой доски с вкладышами, выполненными, а форме различных геометрических фигур. Эта методика используется с целью характеристики деятельности ребенка, а также умения соотносить предметы по форме, сравнивать их. В процессе проведения методики исследуется также уровень развития мелкой моторики пяльцев рук. Дошкольнику с аномалиями развития трудно понять цель этого задания, поэтому нередко он хаотично переставляет фигурки-вкладыши. Только после многочисленных показов экспериментатором способа действия некоторые из детей способны выполнить задание. Иногда вместо геометрических фигур нужно вложить в прорези вкладыши известных ребенку животных. Это облегчает задачу, и дети лучше справляются с ней. Глубоко умственно отсталые дети не способны понять инструкцию к этому заданию.
3. Разноцветные брусочки и палочки. Эта методика позволяет исследовать характер деятельности детей, способность к анализу, синтезу, умение сравнивать, а также особенности памяти. Задача ребенка — по образцу построить такую же фигуру. Дошкольник с аномалиями развития очень пассивен в процессе работы, невнимателен, поэтому нуждается в постоянной стимуляции деятельности со стороны специалиста. Самокритичность такого ребенка снижена, он не в состоянии сравнить образец с результатами своего труда. Глубоко умственно отсталые дошкольники не в состоянии понять стоящую перед ними задачу.
4. Почтовый ящик, представляющий собой коробку с прорезями, куда опускаются объемные фигуры. В отличие от досок Сегена, здесь ребенок должен сопоставить объемный предмет с формой прорези. Нормальные дети к 6 годам без труда справляются с задачей. Умственно отсталый ребенок испытывает серьезные затруднения при выполнении задания. Он не может развернуть фигуру, соотнеся ее с прорезью. Только при помощи специалиста такой дошкольник справляется с заданием. Глубоко умственно отсталые дети вообще не понимают задания.
5. Кубики различной величины. Методика направлена на выявление представлений ребенка о понятии величины предметов. Дошкольнику предлагается разложить кубики от маленького к большому, и наоборот. Как правило, умственно отсталые дети испытывают трудности при выполнении задания, поскольку понятие величины формируется у них в более позднем возрасте и для этого требуется специальное обучение.
6. Набор геометрических фигур. Методика направлена на выявление у ребенка способности к простейшим обобщениям. Задача дошкольника разложить геометрические фигуры по группам. С помощью фигур можно проверить счет. Умственно отсталые дети с трудом понимают инструкцию, однако принимают помощь взрослого и к 6 годам начинают справляться с заданием. Дети с глубокой умственной отсталостью не в состоянии понять инструкцию.
7. Матрешки (2-3-4-составные). Методика направлена на выявление способности понимания инструкции, умения сопоставлять величину предметов. Дошкольник должен сначала собрать, а потом разобрать матрешку. Нормальные дети без труда выполняют задание. Дети с аномалиями развития не в состоянии справиться с заданиями. Они не учитывают величину матрешек, поэтому их действия характеризуются хаотичностью. В результате у умственно отсталого ребенка ничего не получается, и он теряет интерес к заданию.
8. Разрезные картинки, которые представляют собой изображения знакомых предметов, разрезанные на 2 части по горизонтали и вертикали; на 3 части по вертикали. Методика направлена на исследование восприятия дошкольника. Дети с аномалиями развития затрудняются в выполнении задания, поскольку не в состоянии представить себе целое произведение. У них нарушено пространственное восприятие. Умственно отсталый ребенок способен принять помощь взрослого, если тот расположит части таким образом, чтобы ребенку осталось только соединить их.
9. Мозаика направлена на исследование наличия интереса, волевых усилий, ориентировки в пространстве, воображения, развития мелкой моторики. Задача дошкольника — по образцу составить изображение, составить картинку по подражанию, проявить фантазию и самостоятельно создать узор или изображение. Дети с аномалиями развития не проявляют особого интереса к выполнению данного задания. Они не соотносят образец с результатами своей деятельности, часто отвлекаются от задания, нередко бросают его на середине работы.
10. Предметные картинки представляют собой изображения предметов, знакомых детям. Методика направлена на исследование внимания, зрительной памяти, мышления ребенка, определение запаса общих представлений, определение способности детей к обучению. Кроме того, при помощи предметных картинок исследуется речь дошкольника: словарный запас, фонетические и грамматические особенности.
Особенности эффективно-личностной сферы:
1) контакт;
2) интерес;
3) аффективный компонент продуктивности;
4) активность;
5) критика.
Особенности работоспособности:
6) динамика продуктивности;
7) истощаемость;
8) переключаемость;
9) внимание.
Общая характеристика деятельности:
10) ориентировочная деятельность;
11) понимание обращенной речи;
12) вербализация;
13) целенаправленность.
Частные показатели интеллектуально-мнестической деятельности:
• непосредственная память (кратковременная);
• непосредственная память (долговременная);
• простое кодирование;
• качество опосредованного запоминания;
• доступность опосредования;
• динамика обучения (обучающий эксперимент);
• качество переноса (обучающий эксперимент);
• конструктивный праксис;
• логические построения;
• простые обобщения;
• усложненные обобщения;
• анализ несообразностей.
По каждому параметру выставляются баллы, которые впоследствии суммируются по группам показателей. В качестве примера можно привести способ количественной оценки первого раздела.