Для всестороннего обследования ребенка дошколь­ного возраста необходимо иметь следующий игровой материал.

Методы обследования нарушений в развитии дошкольников

Методы психолого-педагогической диагностики не­разрывно связаны с другими методами и имеют 4 на­правления.

Методологические основы МППК

1. Клинические методы (медицинский, психиатри­ческий, психоневрологический методы). Составной ча­стью клинических методов является психологическое обследование. Точные данные выдает врач в письмен­ном виде.

2. Психологические методы, которые, в свою очередь, делятся на 3 вида:

а) психологические методы — наблюдение (долговре­менное или кратковременное), экспериментальные ме­тоды, изучение результатов деятельности ребенка (тру­довой, игровой, учебной), анкетирование. Широко при­меняется беседа, или вопросно-ответная работа;

б) конкретные психологические методики — это час­тные психологические методики, направленные на изу­чение конкретных функций и процессов. Изучение по­знавательной деятельности осуществляется с помощью набора методик для обследования восприятия, памяти, мышления, речи и т. д. Исследование эмоционально-волевой сферы проводится с помощью методик, направленных на изучение личности ребенка (характера, интересов, способностей и т. д.), его чувств, воли;

в) частные психологические методики, направленные на изучение каких-либо чисто личностных, индивиду­альных качеств ребенка,

3. Педагогические методы, направленные на наблю­дение за детьми в процессе образования. Т. е. ребенок обследуется в момент получения и усвоения им каких-либо новых знаний. Эти методы тесно связаны с приема­ми и методами образования.

4. Методы речевого изучения (логопедические методы).

 

Для более точного обследования ребенка и вынесе­ния правильного диагноза крайне важно собрать и изу­чить анамнестические сведения.

Медико-педагогическая комиссия осуществляет все­стороннее обследование ребенка, как правило, в следую­щем порядке:

* проверка сохранности слуховой функции;

* проверка состояния вибрационной чувствительности;

* проверка сохранности зрительного анализатора;

* проверка состояния речи;

* проверка двигательной сферы;

* проверка уровня развития сенсорных я интеллек­туальных процессов;

* наблюдение за поведением.

Исследовать особенности развития дошкольника в полной мере можно только наблюдая за его игрой. Поэтому этот метод является ведущим в изучении такого ребенка.

1. Пирамида из четырех колец. Наблюдая за тем, каким образом ребенок манипулирует игрушкой, на­сколько точно он надевает кольца на стержень, можно выяснить особенности развития моторики дошкольни­ка. Различение дошкольником цвета, величины, ко­личества предметов можно с помощью следующих ука­заний:

• «надень на стержень зеленое кольцо...»;

• «собери пирамидку, чтобы внизу было самое боль­шое, а наверху самое маленькое кольцо...»;

• «положи сначала маленькое кольцо, потом поболь­ше..., и самое большое кольцо...»;

• «дай мне три кольца...»;

• «покажи третье, четвертое кольца пирамиды».

Нормальные дети к 5 годам прекрасно справляются с поставленными задачами. Дети с аномалиями разви­тия страдают нарушениями моторики. Им трудно сразу надеть кольцо на стержень пирамиды, иногда наблюда­ются тремор или гиперкинезы. Часто такие дошкольни­ки не способны соотнести величину колец при собира­нии пирамидки, поэтому выбирают кольца в хаотичном порядке. Дошкольники с глубокой умственной отстало­стью не воспринимают слова специалиста, выполняя неадекватные действия с предметами, быстро отвлека­ются на посторонние вещи.

2. Доски Сегена, представляющие собой доски с вкла­дышами, выполненными, а форме различных геометри­ческих фигур. Эта методика используется с целью ха­рактеристики деятельности ребенка, а также умения соотносить предметы по форме, сравнивать их. В про­цессе проведения методики исследуется также уровень развития мелкой моторики пяльцев рук. Дошкольнику с аномалиями развития трудно понять цель этого зада­ния, поэтому нередко он хаотично переставляет фигур­ки-вкладыши. Только после многочисленных показов экспериментатором способа действия некоторые из де­тей способны выполнить задание. Иногда вместо гео­метрических фигур нужно вложить в прорези вклады­ши известных ребенку животных. Это облегчает зада­чу, и дети лучше справляются с ней. Глубоко умствен­но отсталые дети не способны понять инструкцию к этому заданию.

3. Разноцветные брусочки и палочки. Эта методика позволяет исследовать характер деятельности детей, спо­собность к анализу, синтезу, умение сравнивать, а так­же особенности памяти. Задача ребенка — по образцу построить такую же фигуру. Дошкольник с аномалиями развития очень пассивен в процессе работы, невнимате­лен, поэтому нуждается в постоянной стимуляции дея­тельности со стороны специалиста. Самокритичность такого ребенка снижена, он не в состоянии сравнить об­разец с результатами своего труда. Глубоко умственно отсталые дошкольники не в состоянии понять стоящую перед ними задачу.

4. Почтовый ящик, представляющий собой коробку с прорезями, куда опускаются объемные фигуры. В от­личие от досок Сегена, здесь ребенок должен сопоста­вить объемный предмет с формой прорези. Нормальные дети к 6 годам без труда справляются с задачей. Ум­ственно отсталый ребенок испытывает серьезные затруд­нения при выполнении задания. Он не может развернуть фигуру, соотнеся ее с прорезью. Только при помо­щи специалиста такой дошкольник справляется с зада­нием. Глубоко умственно отсталые дети вообще не пони­мают задания.

5. Кубики различной величины. Методика направле­на на выявление представлений ребенка о понятии ве­личины предметов. Дошкольнику предлагается разло­жить кубики от маленького к большому, и наоборот. Как правило, умственно отсталые дети испытывают труд­ности при выполнении задания, поскольку понятие ве­личины формируется у них в более позднем возрасте и для этого требуется специальное обучение.

6. Набор геометрических фигур. Методика направле­на на выявление у ребенка способности к простейшим обобщениям. Задача дошкольника разложить геометри­ческие фигуры по группам. С помощью фигур можно проверить счет. Умственно отсталые дети с трудом по­нимают инструкцию, однако принимают помощь взрос­лого и к 6 годам начинают справляться с заданием. Дети с глубокой умственной отсталостью не в состоянии по­нять инструкцию.

7. Матрешки (2-3-4-составные). Методика направ­лена на выявление способности понимания инструкции, умения сопоставлять величину предметов. Дошкольник должен сначала собрать, а потом разобрать матрешку. Нормальные дети без труда выполняют задание. Дети с аномалиями развития не в состоянии справиться с зада­ниями. Они не учитывают величину матрешек, поэтому их действия характеризуются хаотичностью. В резуль­тате у умственно отсталого ребенка ничего не получает­ся, и он теряет интерес к заданию.

8. Разрезные картинки, которые представляют собой изображения знакомых предметов, разрезанные на 2 ча­сти по горизонтали и вертикали; на 3 части по вертика­ли. Методика направлена на исследование восприятия дошкольника. Дети с аномалиями развития затрудняются в выполнении задания, поскольку не в состоянии представить себе целое произведение. У них нарушено пространственное восприятие. Умственно отсталый ре­бенок способен принять помощь взрослого, если тот рас­положит части таким образом, чтобы ребенку осталось только соединить их.

9. Мозаика направлена на исследование наличия ин­тереса, волевых усилий, ориентировки в пространстве, воображения, развития мелкой моторики. Задача дош­кольника — по образцу составить изображение, соста­вить картинку по подражанию, проявить фантазию и самостоятельно создать узор или изображение. Дети с аномалиями развития не проявляют особого интереса к выполнению данного задания. Они не соотносят образец с результатами своей деятельности, часто отвлекаются от задания, нередко бросают его на середине работы.

10. Предметные картинки представляют собой изоб­ражения предметов, знакомых детям. Методика направ­лена на исследование внимания, зрительной памяти, мышления ребенка, определение запаса общих представ­лений, определение способности детей к обучению. Кро­ме того, при помощи предметных картинок исследует­ся речь дошкольника: словарный запас, фонетические и грамматические особенности.

Особенности эффективно-личностной сферы:

1) контакт;

2) интерес;

3) аффективный компонент продуктивности;

4) активность;

5) критика.

Особенности работоспособности:

6) динамика продуктивности;

7) истощаемость;

8) переключаемость;

9) внимание.

Общая характеристика деятельности:

10) ориентировочная деятельность;

11) понимание обращенной речи;

12) вербализация;

13) целенаправленность.

 

Частные показатели интеллектуально-мнестической деятельности:

• непосредственная память (кратковременная);

• непосредственная память (долговременная);

• простое кодирование;

• качество опосредованного запоминания;

• доступность опосредования;

• динамика обучения (обучающий эксперимент);

• качество переноса (обучающий эксперимент);

• конструктивный праксис;

• логические построения;

• простые обобщения;

• усложненные обобщения;

• анализ несообразностей.

По каждому параметру выставляются баллы, кото­рые впоследствии суммируются по группам показателей. В качестве примера можно привести способ количествен­ной оценки первого раздела.