Формальные сведения
Особенности познавательной деятельности ребенка.
Состояния органов чувств___________________________________________________________
Особенности внимания (устойчивость, переключаемость объем)___________________________
________________________________________________________________________________
Особенности восприятия (способность к сравнению, обобщению, классификации, установлению причинно-следственных связей)___________________________________________
Особенности памяти (преобладающий вид памяти, точность)_______________________________
__________________________________________________________________________________
Особенности речи___________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Особенности усвоения учебного материала (отношение к учебе, умение усвоить и применить полученные знания на практике, трудности в овладении новым материалом, результаты работы преподавателя по устранению данных трудностей)_______________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
IV. Эмоциональная сфера.
Заторможенность, возбудимость, уравновешенность____________________________________
Преобладающее настроение________________________________________________________
Способность к волевому усилию___________________________________________________
V. Особенности личности (соблюдение правил поведения, особенности учебной, трудовой, игровой деятельности, взаимоотношения в коллективе) ____________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
На МП-ПК ведется журнал приема детей, в котором указывается ФИО каждого ребенка, дата рождения, школа или детский сад, который посещал ребенок, домашний адрес, диагноз, с которым ребенок поступил на комиссию. Далее в журнал вносятся диагноз, который поставила комиссия, рекомендации, касающиеся типа учреждения, в котором должен обучаться ребенок, и класс (программа).
На каждого ребенка заводится протокол, в котором записываются общие сведения о ребенке, условия воспитания, характеризуется состояние его познавательной деятельности, описываются результаты логопедического, педагогического обследования, его развитие в дошкольном возрасте. Протокол вшивается в личное дело и отсылается в ту школу или детский садик, куда направляется ребенок. МППК должна проследить, чтобы направляемые дети обязательно стали посещать специальное учреждение.
Протоколы ведутся секретарем, который также должен быть квалифицированным специалистом. В дальнейшем протоколы хранятся в личном деле ребенка. Таким образом, преподаватели специальной школы могут заранее познакомиться с особенностями личности и психофизического развития, уровнем знаний нового ученика. Протоколы также помогают выяснить динамику развития ребенка, если он направляется на МППК повторно. Сравнивая новые результаты обследования с предыдущими, специалисты видят изменения в развитии ребенка.
Образец формы протокола медико-педагогической комиссии, разработанный С.Д. Забрамной:
Протокол №___________
Фамилия____________________________________________________________________
Имя_________________________________________________________________________
Отчество____________________________________________________________________
Год и месяц рождения ребенка__________________________________________________
Адрес_______________________________________________________________________
Кем направлен на комиссию: из семьи, детского сада, школы (в каких классах обучался и сколько лет)__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Возраст и профессия родителей_________________________________________________
____________________________________________________________________________
ΙΙ. Анамнестические сведения и данные медицинского обследования (заполняются врачом)_______________________________________________________________________
ΙΙΙ. Данные психолого-педагогического и логопедического обследования__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Легко ли вступает в контакт____________________________________________________
Сведения ребенка о себе, понимание родственных связей___________________________
____________________________________________________________________________
Круг представлений об окружающем и точность этих представлений_________________
____________________________________________________________________________
Особенности восприятия картин, текстов_________________________________________
Восприятие величины, формы, цвета_____________________________________________
Восприятие времени__________________________________________________________
Восприятие пространства (различение правой и левой стороны; умение сложить фигуры по образцу, сложить картинку, разрезанную на части, и т.д.)___________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Особенности внимания________________________________________________________
Особенности памяти (быстрота запоминания, точность воспроизведения)_____________
____________________________________________________________________________
Особенности мышления (характеристика процессов анализа, синтеза, отвлечения, обобщения, проявляющаяся в работе с сюжетными картинками, текстами, при классификации, при объяснении смысла загадок, пословиц, установлении причинно-следственных связей и т.д.)_______________________________________________________
____________________________________________________________________________
Особенности речи (фонематический слух, произношение, словарный запас, грамматический строй, характер ошибок в устной и письменной речи)__________________
____________________________________________________________________________
Состояние чтения, письма, счета________________________________________________
Целенаправленность деятельности______________________________________________
Особенности эмоционально-волевой сферы и поведения (адекватность поведения в процессе обследования; понимание эмоционального смыла картин, текстов; усидчивость, работоспособность)_____________________________________________________________
ΙV. Диагноз (развернутый)____________________________________________________
V. Заключение медико-педагогической комиссии_______________________________
____________________________________________________________________________
Председатель комиссии _______________________________________________________
Врач-психоневролог__________________________________________________________
Педагог-дефектолог___________________________________________________________
Логопед_____________________________________________________________________
Психолог____________________________________________________________________
Секретарь комиссии__________________________________________________________
«______»________________200__г.
Для отображения диагноза специалистами нередко используются индексы. Вот некоторые из них:
317 — легкая умственная отсталость (дебильность), ΙQ 50-70 % от возрастной нормы;
317.01 — дебильность, обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией (при натальной инфекции, токсикозах беременности, отравлениях);
317.02 — дебильность, обусловленная предшествующей травмой или удушьем (травма и гипоксия во время родов);
317.03 — дебильность, связанная с хромосомными нарушениями (болезнь Дауна);
317.04 — дебильность, связанная с недоношенностью;
317.08 — дебильность, обусловленная другими причинами (нарушение обмена веществ, гидроцефалия, микроцефалия);
317.09 — дебильность невыясненной этиологии;
318.0 — умеренная умственная отсталость, не резко выраженная имбецильность, ΙQ 35—45 % от возрастной нормы, с достаточно развитой речью и способностью к усвоению некоторых элементов школьных знаний;
318.01 — имбецильность, обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией (при натальной инфекции, токсикозах беременности, отравлениях);
318.02 — имбецильность, обусловленная предшествующей травмой или удушьем (травма и гипоксия во время родов);
318.03 — имбецильность, связанная с хромосомными нарушениями (болезнь Дауна);
318.04 — имбецильность, связанная с недоношенностью;
318.08 — имбецильность, обусловленная другими причинами (нарушение обмена веществ, гидроцефалия, микроцефалия);
318.09 — имбецильность невыясненной этиологии;
318.1 — выраженная имбецильность, ΙQ 34—20 % с навыками самообслуживания;
318.11; 318.12; 318.13; 318.14; 318.18; 318.19 — выраженная имбецильность, причины аналогичны умеренной умственной отсталости;
318.2 — глубокая умственная отсталость, идиотия, 3 менее 20% от возрастной нормы;
318.21; 318.22; 318.23; 318.24; 318.28: 318.29 —идиотия, причины аналогичны имбецильности;
315 — специфическая задержка развития;
315.0 — задержка развития навыков чтения;
315.1 — задержка развития навыков счета;
315.2 — задержка развития навыков письма — дисграфия;
315.3 — нарушения развития, речи, алалия, дислалия;
315.4 — задержка моторного развития — синдром неуклюжести, синдром дискроксии;
315.6 — психологический инфантилизм с задержкой интеллектуального развития;
315.8 — другие специфические задержки развития;
315.9 — не уточненные специфические задержки развития без дополнительного уточнения;
310 — специфические психотические расстройства на почве органического поражения головного мозга;
310.0 — синдром лобной доли;
310.1 — изменение личности или познавательной способности (снижение, а не нарушение);
310.11 — снижение вследствие энцефалитов или менинго-энцефалитов;
310.12 — снижение вследствие сифилиса и паралича;
310.13 — эпилепсия;
310.16 — снижение вследствие дегенеративных болезней нервной системы;
310.18 — снижение вследствие других заболеваний;
310.19 — не уточненные заболевания головного мозга;
294.1 — слабоумие;
294.11 — слабоумие вследствие энцефалита, менинго-энцефалита;
294.12 — сифилитическое и паралитическое слабоумие;
294.13 — травматическое слабоумие;
294.14 — эпилептическое слабоумие;
294.18 — слабоумие вследствие других органических заболеваний головного мозга;
294.19 — слабоумие вследствие не уточненных заболеваний.