Эластичность спроса по цене показывает, как реагирует покупатель на изменение рыночной цены.

Понятие эластичности. Ценовая эластичность спроса и ее определение.

Тема 6. Эластичность спроса и предложения.

Ключевые понятия

Спрос, предложение, рыночное равновесие, излишек потребителя, излишек производителя.

 

1. Понятие эластичности. Ценовая эластичность спроса и ее определение.

2. Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность.

3. Эластичность предложения по цене.

4. Практическое значение анализа эластичности. Эластичность и налоговое бремя.

Ключевые понятия

Эластичность – характер реагирования одной величины на изменение другой.

В экономике различают 4 вида эластичности:

- эластичность спроса по цене;

- эластичность спроса по доходу;

- перекрестная эластичность;

- эластичность предложения по цене.

●Характер реакции можно определить тремя способами:

1).путем расчета коэффициента эластичности и его сравнения с нормативными значениями:

2).с помощью показателя совокупной выручки (дохода);

3).с учетом факторов ценовой эластичности спроса

Еpd – эластичность спроса по цене.

Еpd = %ΔQd / %ΔP

●Коэффициент может быть рассчитан двумя методами:

1).Коэффициент точечной эластичности

Eточ.эл.= Δ(Q2-Q1):Q1 / Δ(P2-P1):P1

2).Коэффициент дуговой эластичности

Eдуг.эл.= (Q2-Q1) : (Q2+Q1) / (P2-P1) : (P2+P1)

●Возможны 5 типов реакций покупателя на изменение цены:

1).D1 = 0 → абсолютно неэластичный спрос;

2).D2 = ∞ → абсолютно эластичный спрос;

3). D3 = 1 → единичная эластичность спроса по цене;

4). D4 < 1 → неэластичный спрос;

5). D5 > 1 → эластичный спрос.

P(цена)

 

P20 D1

 
 

 


D2

 
 


D5

P1 D4 D3

 
 


Q Q(кол-во продукта)

 

●Показатель совокупной выручки (собственно дохода):

TR = P ∙ Q, где Р- цена товара, Q-объем реализованного товара

●Три правила определения характера эластичности:

1).Если цена и выручка меняются на рынке в разных направлениях, то спрос будет эластичным:

P ↑, TR ↓ или P ↓, TR ↑ → E > 1

2).Если цена и выручка меняются на рынке в одинаковых направлениях, то спрос на товар является неэластичным:

P ↑, TR ↑ или P ↓, TR ↓ → E < 1

3).Если при любых изменениях цены выручка не изменяется, то спрос является единичным по эластичности:

P ↑↓, TR = const → E = 1

●Факторы, оказывающие влияние на эластичность спроса по цене:

1).Субституция – чем больше субститутов, тем эластичнее спрос на него, и наоборот.

2).Комплементарность – спрос более эластичен на более значимый комплемент, но неэластичен на менее значимый.

3).Удельный вес расходов на покупку в бюджете покупателя. Спрос эластичен при более высоком удельном весе, и наоборот.

4).Значимость товара для покупателя: на предметы роскоши – спрос эластичен, на предметы первой необходимости – неэластичен.

5).Фактор времени. Спрос эластичен на длительных временных интервалах, менее эластичен – на коротких.