Политическая ситуация в первые послевоенные годы.

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ

Как и все советские люди, казахстанцы возвеличивали личность Сталина. Все достижения воспринимались как результат "дальновидной" деятельности вождя, а все недостатки — как дело рук "агентов мирового империализма" и "врагов народа". Хотя считалось, что Казахстан вошел в состав СССР на добровольных началах, никаких суверенных прав он не имел. Республика оставалась неотделимой частью Союза и полностью подчинялась Центру.

Любое неприятие или высказывание альтернативной точки зрения по обсуждаемой стратегии воспринималось как выступление против партии и Советской власти. В своей деятельности партия опиралась на силовые ведомства — Комитет государственной безопасности (КГБ) и Министерство внутренних дел (МВД), использовала военную силу.

Партийное руководство республики работало под жестким контролем Центра. Деятели, пытавшиеся самостоятельно принимать важные решения, руководить, быстро отстранялись от работы. Принимались только отвечающие интересам Центра решения, а любые попытки неповиновения или проявления самостоятельности пресекались.

В 1949 г. прошел IV съезд казахстанской Коммунистической партии большевиков. Первым секретарем Центрального Комитета КП(б) Казахстана был избран Ж. Шаяхметов. Он возглавлял республиканскую партийную организацию до 1954 г.

Советы. Высшим органом государственной власти республики (парламентом) являлся Верховный Совет Казахской Советской Социалистической Республики. В областях, городах, районах, селах и поселках органами государственной власти были исполнительные комитеты местных Советов депутатов трудящихся. Все они работали в жестких рамках инструкций, спускаемых партией.

Общественные организации.К концу 40-х годов казахстанские профсоюзы объединяли в своих рядах более 1 млн. трудящихся. Под руководством партии профсоюзы проводили воспитательную работу среди трудящихся, организовывали социалистические соревнования, оказывали материальную помощь малообеспеченным слоям населения, заключали коллективные договоры с предприятиями и хозяйствами, боролись за соблюдение трудовой дисциплины,

Комсомол(Коммунистический союз молодежи) выполнял роль помощника партии во всех сферах государственной, хозяйственной и культурной деятельности, готовил кадры. Комсомольцы участвовали во всех ударных стройках, в строительстве крупных предприятий, освоении целины. Задачей комсомола было воспитание молодежи и обеспечение контроля за работой детского коммунистического объединения— пионерской организации.

Только к середине 50-х годов советская командно-административная система вернулась к вопросу расширения прав союзных республик. Эта инициатива была вызвана отнюдь не уважением конституционных прав союзных республик — крайне централизованная система управления сковывала все силы, мешала развитию общества.

В соответствии с постановлением Совета Министров СССР в. мае 1955 г. изменился порядок планирования народного хозяйства и распределения бюджетных средств в союзных республиках. Планирование объема производства и капитальных вложений передавалось на рассмотрение Советов Министров республик. Были расширены права республик по распределению бюджетных средств, по некоторым видам доходов увеличилась доля отчислений в пользу республиканских бюджетов.

В 1956—1958 гг. союзные республики получили возможность самим осуществлять руководство в органах юстиции, определять структуру судебных органов, утверждать гражданские и уголовные кодексы. Расширилась законодательная деятельность Верховного Совета республики. Союзные республики стали принимать участие в решении общесоюзных вопросов. С 1957 г. в состав Совета Министров СССР входили председатели Советов Министров, а в Верховный суд СССР — председатели Верховных судов союзных республик. Однако эти меры не смогли обеспечить реального суверенитета союзных республик и не способствовали должному развитию их в составе СССР.