ЫБЫРАЙ АЛТЫНСАРЫУЛЫ. АБАЙ КУНАНБАЙУЛЫ
ПОЛОЖЕНИЕ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ В КАЗАХСТАНЕ
НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ЛИТЕРАТУРА
Созданный в 1868 г. Туркестанский статистический сомитет, Семипалатинский областной статкомитет, распространяли среди казахов и других наро-юв края научные знания, знакомили с основами грамотности.
В исследование Казахстана, организацию публикаций тучных исследований большой вклад внесло Русское географическое общество, его Туркестанский и Западно-Сибирский отделы, а также открытый позднее Семипалатинский подотдел.
Известен факт участия великого Абая в работе Семипалатинского областного статистического комитета. Из первых библиотек, возникших в Казахской Степи, наибольшую известность приобрела открытая в 1883 г. общественная библиотека в Семипалатинске.
"Меры по борьбе с мусульманством в восточной части России" Оренбургского губернатора Крыжановского (1867 г.) являют собой пример административного давления по ограничению числа исламских школ.
Первая казахская учительская школа открылась в 1883 г. в городе Орске Оренбургской губернии.
Под предлогом борьбы с пантюркизмом и панисламизмом областные генерал-губернаторы зачастую преследовали преподавателей исламских учебных заведений, оказывали на них административное давление. В специальном "Положении" о развитии грамотности среди "инородцев", принятом 26 марта 1870 г., преподавание русского языка в мектебах при мечетях было признано обязательным.
Одной из причин, тормозящих дело народного просвещения, была нехватка почти во всех звеньях учебных заведений профессиональных учителей.
Правительство зорко следило за преподавательским составом мектебов и медресе, предвзято усматривая в них рассадников "пантюркизма и панисламизма". Официальная политика нетерпимости к педагогической деятельности мулл часто заканчивалась грубым вмешательством в дела мусульманских школ, сводилась к их придирчивому инспектированию.
Главное, что привлекало внимание царских чиновников при инспектировании религиозных школ, — это состояние преподавания русского языка и наличие у мулл юридических свидетельств на право ведения учебных занятий. Мектебы и медресе, не наладившие преподавание русского языка, как правило, распоряжениями военных губернаторов закрывались.
Ыбырай Алтынсарыулы (Ибрай Алтынсарин) (1841— 1889 гг.) — выдающийся педагог-просветитель, писатель, фольклорист, этнограф, общественный деятель — родился 20 октября (2 ноября по новому стилю). С 1844 г., после смерти отца, малолетний Ыбырай воспитывается у деда Балгожи.
Ыбырай с малых лет проявил стремление к знаниям, в 1857 г. с золотой медалью окончил школу при Оренбургской пограничной комиссии. После отличного окончания школы в 1857 г. Ы. Алтынсарыулы работал писарем у своего деда бия Балгожи, затем переводчиком в Оренбургском областном правлении. Ему было поручено открыть школу для казахских детей. В 1864 г. он назначается учителем открытой в Оренбургском укреплении под Тургаем школы. Административно-политические реформы 1867—1868 гг. по управлению краем Ы. Алтынсарыулы встречает с надеждой, потому что считает их полезными для казахского народа. В то же время, хорошо зная о двойном гнете казахского народа, он глубоко задумывается над путями улучшения его жизни. В частности, на страницах местной периодической печати Ыбырай осуждал аграрную политику царизма.
В 1879 г. Ыбырай Алтынсарыулы был назначен инспектором школ Тургайской области.
Ы. Алтынсарыулы является основоположником женского образования в крае. Достижением его в этой области было открытие в городе Ыргыз (Иргиз) школы-интерната для казахских девочек.
Просветитель занимался также организацией учебных заведений для подготовки учителей начальных школ.
Он внедрял педагогическое наследие Ушинского, великого писателя Льва Толстого.
Для русско-казахских школ Ыбырай Алтынсарыулы написал два учебных пособия — "Киргизская хрестома-тия" и "Основное руководство по обучению киргизов русскому языку". Эти книги предназначались для казахских детей, обучающихся на русском языке. В частности, "Киргизская хрестоматия" способствовала вытеснению многовековой, привычной для населения арабской графики.
В известном рассказе "Кышнак Сейткул" с одобрением отзывался об изменениях в жизни казахов, занявшихся земледелием, всячески поддерживал идею развития казахского земледельческого хозяйства. Ыбырай Алтынсарыулы в произведениях "Талаптын пайдасы" ("Польза от учения"), "Байлык неде?" ("В чем заключается богатство?") отразил свою мечту о лучшей доле казахского народа.
Абай Кунанбайулы (Абай Кунанбаев) (1845— 1904 гг.) — великий поэт-просветитель, родоначальник новой письменной казахской литературы, мыслитель и композитор.
Абай (настоящее имя — Ибрагим) Кунанбайулы родился в Чингизских горах Семипалатинской области. Отец Абая Кунанбай был правителем рода тобыкты. Мать Улжан нежно любила сына и дала ему ласковое имя Абай, которое.
Первоначально Абай получил образование в ауле у муллы. Состоятельный Кунанбай отдает Абая на учебу в медресе Ахмета Ризы, где мальчик изучает восточную литературу. Одновременно Абай посещает русскую школу. Кунанбай, желая привлечь своих сыновей к управлению народом, забирает Абая, не дав ему закончить образование. Замечая многое в родовых распрях, с чем он не мог смириться, Абай постепенно отходит от управления, считая это напрасной тратой сил, не оправдывая тем самым надежды отца.
На мировоззрение поэта большое влияние оказали представители русской интеллигенции, с которыми Абай познакомился еще в Семипалатинске. В формировании его поэтического творчества в демократическом направлении заметно влияние политических ссыльных, представителей русского освободительного движения Е.П.Михаэлиса, А.В.Леонтьева, С.С.Гросса. Хорошо понимая необходимость культурного содружества казахских и русских мыслителей, веря в пользу дружбы казахского и русского народов, Абай призывал изучать язык и культуру великого русского народа.
Дети Абая, по примеру отца, получили образование в русских школах. Сын Абдрахман закончил Петербургское артиллерийское училище.
Помимо ярчайшей поэзии, которую Абай создал в казахской литературе, он был и композитором: широко известны его песни, положенные на переведенные им из "Евгения Онегина" отрывки. Выросшие под влиянием поэзии Абая его ученики Шакарим, Кокбай, Акылбай, Какитай и Магауия также проявляли глубокий интерес к европейской и русской культуре, сами создавали поэтические произведения.
В своей среде Абай не нашел духовно близких и столь же крупных, как он сам, ярких фигур. Преждевременная смерть его талантливых сыновей — Абдрахмана в 1895 г. и Магауи в 1904 г. — надорвали сердце поэта. Он умер в том же 1904 г.
Раздумья Абая о жизни воплотились в замечательном памятнике его художественно-философской прозы — "Гаклие".
Пропагандист русской литературы, переводил произведения И.А.Крылова, М.Ю.Лермонтова, А.С.Пушкина.