КУЛЬТУРА КАЗАХСКОГО НАРОДА

ПОЛОЖЕНИЕ КАЗАХСКОГО ХАНСТВА В XVI-XVH ВЕКАХ

Социальный состав Казахского ханства.

В XVI-XVII веках социальный состав населения Казахского ханства представлял собой классовую структуру феодального общества. Казахское ханство в основном делилось на два класса - класс феодалов (белая кость) и класс крестьян - шаруа (черная кость). Класс феодалов состоял из потомков Чингисхана, родовой и племенной знати, ханов и султанов. К ним примыкали другие представители патриархально-феодальной знати - эмиры или беки, баи (богачи), батыры.

Высшая иерархия мусульманских религиозных служителей - ишаны, имамы, хаджи - тоже принадлежали к господствующему классу. Они также пользовались привилегиями.

Одной из форм классовой борьбы народных масс были перекочевки или побеги.

На зимние пастбища кочевые аулы откочевывали глубокой осенью.

Для кочующих зимой казахских аулов основную угрозу представлял джут (массовый падеж скота).

Весеннее кочевье совпадало со временем окота, что создавало немало забот скотоводам. Перед кочевкой на жайляу массивные, крупногабаритные грузы закапывали в землю.

Аулы обычно находились на жайляу полтора-два месяца.

На жайляу проходили празднества, справлялись свадьбы, устраивались поминки, на которых проводились конные скачки, борцовские состязания, выступления музыкантов, певцов и сказителей, айтысы акынов. С наступлением холодов пастухи с жайляу перекочевывали на кузеу - в места осенних стоянок.

Отрар (Фараб) - один из среднеазиатских крупных городов средневековья. В исторических письменных источниках он был известен с VIII века под названием Тарбанд (Трабан). Его также называли Турарбанд, Турар, Фараб. В V-XV веках город являлся центром торговли с кочевыми племенами. Отрар находился на торговом пути из Ирана, Средней Азии в Сибирь, Монголию и Китай.

После монгольского нашествия, когда город был разрушен, Отрар возродился и просуществовал до XVII века. При правлении ханов Белой Орды, особенно при хане Ерзене, в Отраре было построено множество мечетей и медресе. Вблизи Отрара расположен мавзолей Арыстан-Баба, духовного наставника Йасауи.

Знаменитые казахские акыны и жырау (поэты-импровизаторы) XVI- XVII веков - Жиембет, Маргаска, Ак-тамберды, Умбетей, Бухар-жырау воспевали важнейшие события в жизни народа, выступали против феодальной раздробленности, призывали к сплочению и совместной борьбе против внешних врагов.

Салы и сери не только импровизированно создавали песни, но и одновременно сочиняли к ним музыку. В песнях салов воспевались любовь, мужество и высокие душевные качества, в них часто звучали шутливые мотивы, розыгрыши. Песни сери отличались своей высокой эмоциональностью и строгим сохранением ритма.