Политическое положение в Казахстане накануне создания национального государства.

ПРЕДПОСЫЛКИ ОБРАЗОВАНИЯ КАЗАХСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

Архитектура.

АРХИТЕКТУРА КАЗАХСТАНА В XIV-XV ВЕКАХ

Этот вид искусства достиг своего расцвета в 10-12 веках в период существования государства Караханидов. К этому времени относятся сохранившиеся до наших дней памятники зодчества близ Тараза - Айша-Биби и Бабаджа-Хатун. Однако монгольское нашествие в XIII веке нанесло значительный ущерб развитию архитектуры.

Лишь во второй половине 13 -начале 14 веков начала возрождаться оседлая городская культура, стали вновь возводиться архитектурные сооружения. Среди них мавзолеи Арыстан-Баба, Ходжа Ахмеда Йасауи, Кок-Кесене, Алаша хана, Дауитбека, Тек-турмаса и другие.

Мавзолейный комплекс Арыстан-Баб находится в трех километрах западнее города Отрар на берегу реки Сырдарьи. Судя по народной легенде, Арыстан-Баб жил в VII-VIII веках. Он был духовным наставником Ходжа Ахмеда Йасауи. Он заново был выстроен в XIV веке по приказу эмира Тимура.

Архитектурным шедевром конца XIV-начала XV веков является мавзолей Ходжа Ахмеда Йасауи, возведенный по приказу эмира Тимура над могилой древнетюркского проповедника ислама, жившего в XII веке.

Построить комплекс эмир Тимур распорядился в 1397 году. Главной целью эмира при возведении этого комплекса являлось его намерение, используя религиозный авторитет Ахмеда Йасауи, привлечь верующих на свою сторону для укрепления власти в Туркестане. Поэтому Тимур потребовал от его создателей, чтобы мавзолей не имел себе равных во всей Средней Азии. В середине центрального зала стоит большой тайказан (котел), отлитый в 1399 году. В нем в праздничные дни готовили еду и бесплатно раздавали верующим.

Кок-Кесене. Одним из ярких образцовзодчества того времени является мавзолей Кок-Кесене, расположенный близ бывшей столицы Белой Орды - города Сыгнака, в 8 километрах к северо-западу от кента Томенарык.

Мавзолей Алаша хана. Одним из наиболее значительных памятников зодчества, относящимся к X-XI векам (достроен в XIV-XV веках), является мавзолей Алаша хана, который расположен на берегу реки Каракенгир в Центральном Казахстане.

Сильно разрушен и мавзолей Рабиги Султан Бегим, относящийся к XV веку. Он расположен в 60 метрах восточнее мавзолея Ахмеда Йасауи. Рабига Султан Бегим являлась дочерью султана Улугбека, сына эмира Тимуа, умерла в 1485 году.

Бани были также обнаружены в Туркестане, Таразе , Отраре и других средневековых городах.

В XIV-XV веках казахские племена населяли огромные просторы от Иртыша до Урала, от Алтая до Арала и Каспия, от Каратала до Сырдарьи, от Тянь-Шаня до Каратау. Основное население казахских степей составляли такие племена, как уйсуны, канлы, конраты, найманы, кереи, мангыты и многие другие.

Попытка преодоления раздробленности, политической разобщенности частей казахского народа и объединения его в единое государство выпало на долю султанов Жаныбека и Керея. Борьба Жаныбека и Керея с потомками Чингисхана за создание своего государства на исконных тюркских землях нашла поддержку не только среди вождей племен и старейшин родов, но и рядовых скотоводов и земледельцев. Это было ярким доказательством стремления людей к созданию самостоятельного Казахского ханства.

Одной из предпосылок создания Казахского ханства стали кризисные события во внутреннем и внешнем положении существовавших тогда на территории Казахстана двух государств - ханства Абулхаира (государства кочевых узбеков) и Могулистана. В XV веке ханство Абулхаира и Могу листан утратили былую мощь и пришли в упадок, почти перестав существовать как государства. К тому же в обоих ханствах шла беспрерывная междоусобная борьба за власть. Наиболее влиятельные вожди племен Жетысу и на востоке Дешт-и-Кып-чака стремились к политической независимости. В целях достижения этой цели они искали себе могущественных покровителей. Деятельность Керея и Жаныбека по созданию независимого единого государства полностью отвечала интересам казахского общества. Уже в 40-50-х годах XV века подавляющее большинство племен юга Казахстана, подножий Каратау, побережий Сырдарьи и северной части Туркестана сплотилось вокруг этих султанов.

Второй предпосылкой формирования Казахского ханства как самостоятельного государства являлись беспрерывные кровопролитные войны и феодальные междоусобицы в ханстве Абулхаира в середине XV века. Султаны Керей и Жаныбек сумели своевременно использовать этот исторический шанс в своих целях. В результате они превратились в вождей казахских племен, выступивших против господства хана Абулхаира. Во главе ряда казахских племен они перекочевали в Западное Жетысу, чтобы впоследствии основать здесь Казахское ханство. Главное отличие создаваемого султанами Кереем и Жаныбеком Казахского ханства от Золотой Орды, Белой Орды и других государственных образований в том, что оно было создано не в результате завоеваний, а, наоборот, на основе местных исторических, экономических и этнических предпосылок.

Из всего вышеприведенного можно заключить, что создавшиеся в середине XV века политические и экономические условия явились предпосылками создания под руководством султанов Керея и Жаныбека Казахского ханства в Западном Жетысу.