Религиозные верования.

Эпическая поэма о Кобланды-батыре повествует о совместной борьбе кыпчаков и кыятов против кызылбашей и калмыков, в ней также рассказывается о реальных исторических лицах времени Золотой Орды Алшагыре, Казане, Карамане, Айбаке.

РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ КАЗАХСТАНА В XIV-ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XV ВЕКОВ

В регионах с оседлым и полуоседлым хозяйством строились и постоянные жилища. Так, например, кочевые и полуоседлые жители пригородов Отрара, Саурана, Сыгнака и других крупных городов строили постоянные зимовки и кенты, занимаясь одновременно и оседлым скотоводством и земледелием. Они жили в домах, построенных из дерева, глины и камня. В зимние месяцы они поселялись в них, а в другие времена года по традиции жили в юртах.

Так, зимой мужчины носили теплые тымаки - головные уборы из мерлушки и шкур зверей, летом - калпаки из тонкой белой кошмы.

Пролегание Великого Шелкового пути через территорию Казахстана давало возможность местному населению, жившему вдоль этого пути, обменивать свою продукцию на металлические деньги или различные товары Запада и Востока.

В. Рубрук писал, как кыпчаки предложили ему кислый молочный напиток и называли его «айран». Он отмечал, что кыпчаки большинство блюд готовят из мяса. Вместе с тем блюда готовились также из муки, проса, ячменя и пшеницы.

Наиболее распространенным жанром устной литературы были сказки. Среди них «Куламерген — Жоямерген», «Батыр Желим, вышедший из-под земли», «Ер Тостик», «Кендебай с саврасым конем» и другие волшебно-героического и назидательного содержания.

В XIII-XV веках наряду с устным народным творчеством появились образцы устной поэзии, созданные известными в народе авторами. Среди них Кетбуга, Котан, Сыпыра-жырау, Асан-Кайгы, имена которых стали легендарными.

В XIV—XV веках наряду с устной литературой стала развиваться и письменная. Большинство из ее произведений было написано на кыпчакском языке. Среди них безымянные «Кодекс Куманикус» и «Огузнаме». В этот период уже были известны поэмы «Мухаббатнаме» узбекского поэта Хорезми, «Хосров и Ширин» кыпчака Кутба, «Жусуп-Злиха» Дурбека и другие литературные произведения.

«Кодекс Куманикус» использовался как словарь кыпчакского языка и предназначался для европейцев, знавших латинский язык и приехавших в Золотую Орду с разными целями. Поэмы «Хосров и Ширин» и «Жусуп-Злиха» - произведения о беспредельной любви, они пронизаны мечтой о справедливом обществе. В них также содержатся наставления и советы правителям заботиться о народе и призывают их установить жесткий контроль за своими приближенными, чтобы они за свои злоупотребления несли наказание.

Широко популярной среди народа была и инструментальная музыка. В народе сохранились инструментальные произведения, передающие настроение человека - кюи «Ескендир», «Камбар-батыр», «Шора-батыр» и др. Кюи-легенды «Поход Жошы хана», «Аксак кулан» («Хромой кулан»), «Ел айырылган» («Разъединение народа»), «Сагыныш» («Тоска») и другие были созданы еще в эпоху Золотой Орды.

Хотя в Казахстане исламская религия начала распространяться с VIII века, до XII века она еще не была господствующей. Такое мнение в свое время высказывал первый казахский ученый Шокан Валиханов в своей статье «Исламская религия». Однако Утемис Хаджи в своей книге «Шынгыснаме» (середина XIII века) писал: «Когда вилайет Дешта подчинился Берке-хану, то большую часть неверных он обратил в ислам...».

В XIV веке приУзбек хане (1312-1340 гг.) и могульском хане Тоглук-Тимуре ислам стал широко и повсеместно распространяться среди народа. Постепенно мусульманское вероучение становилось господствующим не только среди представителей кочевой знати. Исламская религия в XIV веке была принята среди подавляющего большинства населения Казахстана.

Другой причиной быстрого распространения ислама было то, что эта религия была суфистского (мистического) толка. И многие ее каноны и обряды были близки верованиям шаманства, которые тогда были еще распространены среди тюрков.

Таким образом, в XIV-XV веках многие элементы ислама и шаманизма сосуществовали параллельно. Казахи наряду с исламом продолжали почитать верховное божество Тенгри (Небо). Это не противоречило исламскому мировоззрению почитания единого Бога - Аллаха.

Одним из сохранившихся элементов шаманства был культ поклонения огню. Огонь считался домашним святилищем, покровителем жилища. Поэтому невеста, вступая в новую семью, должна была, входя в дом отца мужа, принести в жертву огню ложку масла. Казахи верили в очистительную силу огня: оставляя зимовки, разжигали костры и прогоняли между ними скот, чтобы злые духи не преследовали их на летовках. Чтобы оберечь от сглаза, использовали бойтумары (обереги), которые вешали на шею малолетних детей или жеребят, верблюжат. Бойтумары изготавливали из зубов, перьев считавшихся священными зверей и птиц (волков, филинов и других).

Таким образом, в XIV-XV веках на территории Казахстана в основном сосуществовали две религии - ислам и шаманство.