Социальная структура.

ГОСУДАРСТВЕННО-АДМИНИСТРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО БЕЛОЙ ОРДЫ, МОГУ ЛИСТ AHA, ХАНСТВА АБУЛХАИРА, НОГАЙСКОЙ ОРДЫ

Ослабление ханства.

Около 1456-57 годов Абулхаир, потерпев сокрушительное поражение от правителя ойратов Уз-Темира близ города Сыгнака, вынужден был покинуть свои владения и уйти в Дешт-и-Кыпчак. Причины поражения Абулхаира заключались во внутренней слабости его государства, в постоянных династийных распрях и междоусобицах, происходивших между представителями знати в его государстве. Абулхаир установил в своем ханстве жесткое военное правление. Всех, в ком он сомневался, Абулхаир беспощадно преследовал, уничтожал. Так, он решил покарать и султанов Керея и Жаныбека, которые, не желая подчиняться ему, переселились в Жетысу, в Могульское ханство. С этой целью в 1468 году он отправился в поход. Однако во время похода в местности Аккыстау близ Алматы он умер. Поход завершился безрезультатно. С образованием и укреплением Казахского ханства власть потомков Абулхаира на территории Восточного Дешт-и-Кыпчака прекратилась. Ханство Абулхаира повлияло на развитие государственного управления, способствовало созданию условий для формирования единой казахской народности, что в конечном итоге привело к созданию Казахского ханства.

Социальная структура Белой Орды, Могулистана, Ногайской Орды, ханства Абулхаира и других государств была основана на феодальных отношениях. Господствущая верховная власть состояла из потомков Чингисхана - чингизидов, а на второй ступени власти находились вожди родов и племен. Представителями верховной власти являлись ханы, султаны, огланы. Они опирались на вождей родов и племен - эмиров, беков, биев и баев.

Во главе государства стоял великий хан. Ханская власть наследственно передавалась от отца к сыну. Государственные дела решались на ханском совете. В состав ханского совета входили улусбеки, эмиры, беки, бии. Советниками хана являлись его везиры. Верховным органом ханской власти был курултай. Он созывался раз в год в летнее время. На нем рассматривались вопросы внутреннего и внешнего положения государства.

Если в Белой Орде, ханстве Абулхаира и Могулистане предводителей тюркских племен именовали эмирами, то в Ногайской Орде - мурзами. В управленческом аппарате ханской власти широко употреблялся титул «бек». Он присваивался военачальникам и высшим государственным чиновникам. Например: улусбек, туменбек, мынбек. Вместе с тем распространен был титул бия, который в основном присваивался народным судьям. Монгольский титул «нойон» присваивался представителям богатой знати. Титулы «бахадур» или «батыр» также носили видные военачальники. Простонародье называли «карача» (чернь, простолюдины).

В Монгольской империи использовался свод законов «Ясы». Однако по той причине, что эти законы были созданы применительно к кочевому скотоводству, то, естественно, они были непригодны для завоеванных монголами народов, живших в условиях оседлого и полуоседлого образа жизни и поэтому в этих районах постепенно вышли из употребления.

После монгольского нашествия земли Казахстана вошли в состав Монгольской империи.

Завоеванные земли Чингисхан разделил между своими сынвьями. Эти земли назывались «инджу», что означало «приданое». Земли в качестве инджу передавались со всем населением, живущим на них. А налоги, собранные у населения на землях инджу, поступали в ханскую казну или в распоряжение потомков хана.

Земли, выделявшиеся как инджу, были плодородными и богатыми разнотравьем. Например, земли для инджу ханов Золотой Орды находились в Поволжье, Чагатайского государства - в плодородных долинах рек Чу и Талас.

Впоследствии в связи с расширением управленческого аппарата и необходимостью его укрепления был начат передел земель инджу. Существовало четыре вида собственности на землю: 1) государственные земли (земли, принадлежавшие непосредственно ханам); 2) земли, полученные потомками Чингисхана в качестве инджу;

3) вакуфные земли (мусульманских религиозных учреждений, а также земли самих служителей религии);

4) земли, передававшиеся ханами в наследственную собственность.

В основном они находились в земледельческих регионах.

В полукочевых и полуоседлых районах простые скотоводы кочевали вместе с представителями знати. Конечно, и здесь богатые пастбища находились в руках богачей.

Существовали и другие виды собственности на землю, такие как «икта» и «союргаль». Их раздавали честно и преданно служившим хану военным и государственным служащим. Такие земли не передавались по наследству. В случае предательства или смерти военачальника или государственного служащего эти земли изымались. Например, в 1377-1378 годах, когда один из полководцев Урус хана сбежал вместе с Тохтамышем в Самарканд к эмиру Тимуру, землю, переданную ему как союргаль, изъяли и отдали военачальнику Тойши. Таким образом, раздел земель и их передача другим производились лично самим ханом.