РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИСЛАМА

РАЗВИТИЕ АРХИТЕКТУРЫ И СТРОИТЕЛЬСТВА

Архитектура общественных и религиозных зданий развивалась в соответствии с канонами ислама. Особое распространение получили религиозные сооружения. В это время возводили много мечетей, мавзолеев, мазаров, а также бань и др.

Мечети - это исламские храмы, в которых собираются мусульмане для поклонения Аллаху, а также для отправления исламских обрядов. По письменным арабским, персидским источникам, уже в X веке в городах Южного Казахстана и Жетысу имелись мечети. Среди них - являвшийся в свое время соборной мечетью минарет Боран. Он, предположительно, был построен в конце X или начале XI веков, когда население Жетысу в своей основной массе приняло исламскую религию.

Мавзолей Бабаджи-Хатун и Айша-Биби, возведенны в X-XII веках. Они расположены в 18 км западнее города Тараза.

По легенде Арыстан-Баб (святой) был наставником Ходжа Ахмеда Йасауи. Приставкой к именам духовных исламских наставников-судиев в среднеазиатских городах Отрар, Сайран, Йасы было слово «баб (баба)». Бабаджи-Хатун — X-XI век.

В ходе раскопок города Отрар были обнаружены остатки двух восточных бань XI-XII веков. Баня имела топку для обогрева воды и цистерны с водой.

Две бани раскопаны и в Таразе.

Аналогичная восточная баня действовала и в городе Туркестан до 60-х годов XX века. Она находилась рядом с мавзолеем Ходжа Ахмеда Йасауи.

В Сырдарьинском регионе был широко распространен культ барана. Он связан с зороастрийским фавном. Широко был распространен культ барана у огузов и туркмен. Даже происхождение свое огузы связывали с почитанием барана как покровителя рода и племени.

Одной из традиций религиозных верований в средние века являлось поклонение огню. Так, например, при раскопках городов Куйрыктобе и Отрар археологи в зажиточных домах обнаружили богато украшенные очаги, относящиеся к XI-XII векам. Поклонение огню казахи и кыргызы связывали со священной Умай ана. Особенно сильны были традиции древних религиозных верований в Жетысу. Несмотря на распространение ислама, здесь по-прежнему сохранялись зороастризм, христианство несторианского толка, буддизм и др.

Распространение исламской религии началось в период арабских вторжений в Среднюю Азию и Казахстан. Создав свое централизованное государство, арабы с 633 года начали предпринимать завоевательные походы против других народов, объявляя им «войну за истинную веру. В 751 году в битве у города Атлах тюргеши в союзе с арабами одержали победу над китайскими войсками. В X-XI веках в развитии городской культуры значительную роль сыграла новая религия - ислам. В начале X века основатель династии Караханидов Сатук Богра-хан принял ислам. А его сын Муса Богра-хан в 960 году объявил ислам государственной религией. Вначале исламская религия в основном распространялась в городах.

Во второй половине XII века среди представителей знати кипчаков и простого кипчакского населения близ Хорезма началось широкое распространение исламской религии.