Политическое положение каганата.

КАРЛУКСКИЙ КАГАНАТ (756-940 гг.)

Согдийцы в Жетысу.

О переселении согдийцев в Жетысу имеются различные научные мнения. По одному из них, в подавляющем большинстве согдийцы занимались торговлей и поэтому в ходе оживления торговых отношений стали осваивать земли Жетысу. А по второму мнению, из-за непомерных налогов согдийские земледельцы и торговцы покидали места своего расселения в Средней Азии и переселялись в Жетысу. По третьему мнению, появление согдийцев в Жетысу было связано с арабским нашествием.

Известный ученый-востоковед В. В. Бартольд основной причиной переселения согдийцев в Жетысу считал торговлю. С вторжением арабов переселение согдийдев в Жетысу еще более усилилось. Массовое переселение согдийцев в Жетысу произошло в VI-VIII веках.

Переселившись в Жетысу, согдийцы смешались с местным населением, усвоив его язык, обычаи и традиции. Живший в XI веке знаменитый тюркский ученый Махмуд Кашгари свидетельствовал, что среди согдийцев нет таких, кто бы не говорил на тюркском языке.

Сведения о карлуках, входивших в состав племен тиреков (теле), встречаются в письменных памятниках V века нашей эры. О карлуках писалось и в китайских летописях, в них говорилось, что главное племя булак - населяет подножия Алтайских гор. А в китайской династийной хронике «Таншу» начала VII века указывалось, что карлуки - одно из ответвлений тюркоязычных племен, в состав которого также входят племена булак, жикил (чигиль) и шашлык.

По утверждению тюркского историка аль-Марвази (XII в.), в племенной состав карлуков входили 9 племен, в числе которых были такие племена, как три ветви жикил, три ветви бескиль, булак, кокеркин и тухси. Кроме того, названы также два рода-лазано и фаракия.

Основными местами расселения карлукских племен были предгорья Джунгарского Алатау до среднего течения Сырдарьи.

Задолго до образования Карлукского каганата племена карлуков вторгались в Среднюю Азию.

Вожди карлуков своевременно воспользовались упадком в Тюргешском каганате и в 756 году создали свое государство.

Столицей каганата являлся город Суяб. Позднее – Тараз. Сразу после захвата власти над карлуками нависла угроза вторжения со стороны Китая. Чтобы отвести угрозу со стороны Китая, в 766-775 годах карлуки завоевали Кашгарию, расширив тем самым свои границы на восток.

В конце VIII века, объединившись, карлуки создали свое государство, которое постепенно экономически укрепилось.

Однако в начале IX века карлуки потерпели поражение от своего давнего врага на востоке - Уйгурского каганата. Борьба против этого государства длилась 20 лет. Наконец, карлуки в союзе с кыргызами в 840 году нанесли поражение Уйгурскому каганату. После этой победы Билъге Кул Кадыр-хан - правитель города Испиджаб - объявил себя каганом.

В общей сложности сопротивление карлуков арабам продолжалось около двух веков. Она длилась до 766 года, когда карлуки захватили власть в свои руки. Карлуки в этот период часто терпели поражения от арабов. Это можно объяснить тем, что арабы умело использовали исламскую религию как идейное оружие. Ослабляли Карлукский каганат и внутренние междоусобицы. Воспользовавшись тяжелым положением в Карлукском каганате, тюркские правители Кашгарии в 940 году захватили город Баласагун и каганат был разгромлен. Через два года город захватил сын Арслан-хана С ату к Богра- хан. В периоды правления этого хана и его сына произошло массовое принятие карлуками исламской религии. Богра-хан является основателем государства Караханидов.

Таким образом существовавший около двухсот лет Карлукский каганат распался.

По сведениям средневековых письменных источников, карлуки выращивали четыре вида скота. Однако, по некоторым сведениям, верблюжье мясо карлуки не употребляли в пищу.

Балбалы (каменные изваяния)». В VII-VIII веках на могилах стали устанавливать надгробные каменные плиты с надписями. Об этом свидетельствуют письменные памятники «Письмена Культегина» и «Тоньюкок». Эти памятники свидетельствуют, что в период существования Карлукского каганата в VIII-IX веках начал распространяться новый вид тюркской письменности — карлукский.

Письмена Йолыг-тегина и «Тоньюкок» являются яркими первыми образцами письменного народного тюркского творчества.