Орг. момент.
Конспект индивидуального логопедического занятия для ребенка с алалией
Тема “Перелетные птицы”
Возраст:старший дошкольный
Цель: расширять и активизировать словарь по теме «Перелетные птицы»
Задачи:
1. Расширять представления детей о перелетных птицах, их внешнем виде и образе жизни, активизация словаря по теме.
2. Формировать умение образовывать форму множественного числа существительных.
3. Формировать умение образовывать названия птенцов.
4. Формировать умение согласовывать существительные с числительными.
5. Формировать умение образовывать притяжательные прилагательные.
6. Развивать координацию речи с движением.
7. Воспитывать интерес к окружающей среде и бережное к ней отношения, развитие доброжелательности, чувства взаимопомощи.
Стихотворение “Осень”.
Логопед: Дождик с самого утра,
Птицам в дальний путь пора,
Громко ветер завывает –
Это всё когда бывает? (Осенью).
Логопед: а сейчас какое время года?
Ребёнок: Осень
Логопед: Какие изменения произошли в природе?
Ребёнок: день стал короче, солнце греет меньше, становится холоднее, небо хмурое, животные готовятся к зиме, стало мало птиц.
Логопед: А что делают птицы?
Ребёнок: Улетают в теплые края.
Логопед: А все ли птицы улетают?
Ребёнок: Нет, некоторые остаются на зиму.
Логопед: А как называются птицы, которые улетают в теплые края и которые остаются?
Ребёнок: Перелетные птицы улетают в теплые края. Зимующие птицы остаются зимовать у нас.
Логопед: Назовите перелетных птиц?
Ребёнок: Ласточка, дятел, грач, цапля, журавль, скворец, жаворонок.
2. Основная часть:
Артикуляционная гимнастика.
Логопед: Давайте представим, что наши язычки превратились в маленьких птенчиков. Они проснулись и вышли из домиков.
Упражнения:
1. «Иголочка»
2. «Вкусное варенье»
3. «Качели»
4. «Чашечка»
Игра «Отгадай и помахай»
Сейчас я буду показывать перелетных и зимующих птиц, если ты увидишь на картинке перелетную птицу, то маши руками, как будто мы провожаем перелетных птиц в путь.
Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля.
Загадки:
На шесте дворец.
Во дворе певец.
А зовут его... (скворец).
- Покажи скворца среди других птиц.
Кто на елке, на суку счет ведет: “Ку-ку. Ку-ку”? (кукушка).
- Покажи кукушку среди других птиц. Кто это?
Упражнение «Назови части тела птицы».
Логопед:
Рассмотри изображение птиц, скажи, какие у них есть части тела. Отвечаем полным предложением.
Логопед: Кто это? А что у этой птицы есть?
У птиц есть голова. У птиц есть два крыла.
У птиц есть две лапы. У птиц есть хвост.
У птиц есть клюв. Тело птиц покрыто перьями.
Упражнение “Выпусти птицу”.
Логопед предлагает ребенку закрыть картинку ладонью так, чтобы каждый пальчик закрыл нарисованную птицу.
- Представьте, что птица сидит в клетке, а вы хотите выпустить ее. Необходимо поочередно приподнимать пальцы и “выпускать” птицу, произнося слова: “Я из клетки выпущу ….”.
Игра повторяется с обеими руками поочередно.
Игра “Один- много”
Кукушка – кукушки,
скворец - скворцы, соловей - соловьи,
грач - грачи, утка - утки,
грачонок – грачата,
аист – аисты