Орг. момент.

Конспект индивидуального логопедического занятия для ребенка с алалией

Тема “Перелетные птицы”

Возраст:старший дошкольный

Цель: расширять и активизировать словарь по теме «Перелетные птицы»

Задачи:

1. Расширять представления детей о перелетных птицах, их внешнем виде и образе жизни, активизация словаря по теме.

2. Формировать умение образовывать форму множественного числа существительных.

3. Формировать умение образовывать названия птенцов.

4. Формировать умение согласовывать существительные с числительными.

5. Формировать умение образовывать притяжательные прилагательные.

6. Развивать координацию речи с движением.

7. Воспитывать интерес к окружающей среде и бережное к ней отношения, развитие доброжелательности, чувства взаимопомощи.

Стихотворение “Осень”.

Логопед: Дождик с самого утра,

Птицам в дальний путь пора,

Громко ветер завывает –

Это всё когда бывает? (Осенью).

Логопед: а сейчас какое время года?

Ребёнок: Осень

Логопед: Какие изменения произошли в природе?

Ребёнок: день стал короче, солнце греет меньше, становится холоднее, небо хмурое, животные готовятся к зиме, стало мало птиц.

Логопед: А что делают птицы?

Ребёнок: Улетают в теплые края.

Логопед: А все ли птицы улетают?

Ребёнок: Нет, некоторые остаются на зиму.

Логопед: А как называются птицы, которые улетают в теплые края и которые остаются?

Ребёнок: Перелетные птицы улетают в теплые края. Зимующие птицы остаются зимовать у нас.

Логопед: Назовите перелетных птиц?

Ребёнок: Ласточка, дятел, грач, цапля, журавль, скворец, жаворонок.

 

2. Основная часть:

Артикуляционная гимнастика.

Логопед: Давайте представим, что наши язычки превратились в маленьких птенчиков. Они проснулись и вышли из домиков.

Упражнения:

1. «Иголочка»

2. «Вкусное варенье»

3. «Качели»

4. «Чашечка»

 

Игра «Отгадай и помахай»

Сейчас я буду показывать перелетных и зимующих птиц, если ты увидишь на картинке перелетную птицу, то маши руками, как будто мы провожаем перелетных птиц в путь.

 

Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля.

 

Загадки:

На шесте дворец.

Во дворе певец.

А зовут его... (скворец).

- Покажи скворца среди других птиц.

Кто на елке, на суку счет ведет: “Ку-ку. Ку-ку”? (кукушка).

- Покажи кукушку среди других птиц. Кто это?

 

 

Упражнение «Назови части тела птицы».

Логопед:

Рассмотри изображение птиц, скажи, какие у них есть части тела. Отвечаем полным предложением.

Логопед: Кто это? А что у этой птицы есть?

У птиц есть голова. У птиц есть два крыла.

У птиц есть две лапы. У птиц есть хвост.

У птиц есть клюв. Тело птиц покрыто перьями.

 

Упражнение “Выпусти птицу”.

Логопед предлагает ребенку закрыть картинку ладонью так, чтобы каждый пальчик закрыл нарисованную птицу.

- Представьте, что птица сидит в клетке, а вы хотите выпустить ее. Необходимо поочередно приподнимать пальцы и “выпускать” птицу, произнося слова: “Я из клетки выпущу ….”.

Игра повторяется с обеими руками поочередно.

 

Игра “Один- много”

 

Кукушка – кукушки,

скворец - скворцы, соловей - соловьи,

грач - грачи, утка - утки,

грачонок – грачата,

аист – аисты