Как зарождался язык

Микролекция

А.Н. Толстой

Цели:

1. Формирование навыков связной речи по теме, развитие умений говорения, чтения и письма; развитие навыков словоупотребления.

2. Лексическая работа по тексту.

Язык как система состоит из нескольких уровней. Самый нижний уровень – фонетический. Он включает в себя звуки речи, ударения в словах, интонацию. Второй уровень – морфемный, который включает в себя части слова (приставки, окончания, суффиксы и т.д.). Третий уровень – морфологический, состоящий из частей речи (имена существительный, глаголы, междометия и т.д.). Следующий уровень – лексический, включающий все слова того или иного языка. И последний, пятый, уровень – синтаксический, к которому относятся словосочетания и предложения.

 

Задание 1.Прочитайте текст. Выделите слова, отражающие тему текста.

Первые люди не имели языка. Удивительно, не правда ли? Даже птицы и разные другие существа, едва появившись на свет, умеют «изъясняться» на своем языке. У человека все по-другому. Только что родившийся не умеет говорить, каждому ребенку нужно этому учиться. Но кто же обучал звуковой речи самых первых детей, если сами взрослые не умели говорить?

Давайте заглянем в глубь истории... Без языка первобытный человек не мог размышлять, обмениваться мыслями, ни вообще общаться. А потому не было никакого прогресса. Жизнь была скудной, голодной, трудной. Невозможно было столковаться об охоте, поведать друг другу, где растут орехи, где хорошие ягодные места, да и просто сказать, что очень хочется есть.

Без сомнения, первобытные люди как-то выражали свои чувства, может быть, кряхтели, ворчали, визжали, наверняка, вовсю в ход шел язык жестов.

Но ни эти звуки, ни жесты не могли передать качества предмета: какого он цвета, старый или новый, мокрый или сухой и т.п. Чтобы выразить подобные понятия, человеку пришлось обзавестись совсем новой привычкой. Пришлось звуками не изображать, а обозначать понятия, действия, предметы.

Люди, которые это придумали, открыли величайший секрет языка: звуки могут служить знаками предметов, чувств, действий. Некоторые ученые считают, что первыми были слова - подражания природным шумам и голосам зверей (типа "мяу", "ку-ка-ре-ку", "гав-гав" и др.). Постепенно в язык входили названия предметов, которые люди считали важными или которые им нравились.

Существует гипотеза, что род людской пошел от восточноафриканского местечка под названием Танганьика; там же зародился и язык. Не исключено, что речь началась с одного языка, а потом он разветвился, и языков стало много.

(В. В. Волина.)

Задание 2.Объясните значение фразеологизмов о языке. Подберите сходные по смыслу фразеологизмы на родном языке.

Найти общий язык; говорить на разных языках; держать язык за зубами; тянуть за язык; язык без костей; проглотить язык; язык не поворачивается; язык отнялся; язык плохо подвешен; язык сломаешь; вертится на языке.

Задание 3.Заполните таблицу по аналогии с приведенными примерами

Знак знаковый, обозначить, обозначать
Символ символика, символический, символизировать
Язык  
Жест  
Сигнал  
Слово  

Вставьте вместо точек подходящие по смыслу слова из таблицы, данной выше. Укажите, какие из них называют языковые знаки, а какие - неязыковые?

1. ... - лишь символы и знаки того ручья с бездонным дном, который в нас течет во мраке и о совсем журчит ином. (И.Губерман.) 2. Любой … - это медаль, которую отчеканила история. (А.Ривароль.) 3.Пирамиды - ... Египта, Эйфелева башня - ... Парижа и Франции, Биг-Бен - Лондона. 4. Не стоит искать особые … в случайностях (Т. Корсакова). 5. Языком … активно пользуются не только люди с нарушениями слуха. 6. Иногда тишина становится сигналом тревоги (В. Тшаскальский).

Задание 4. Вспомните, какие системы существуют. Разбейтесь на мини-группы. Каждая группа должна описать одну из систем. Особое внимание обратите на уровни системы.

Пример: Операционная система – это комплекс программ, обеспечивающий управление компьютером, организующий работу с файлами и выполнение прикладных программ. Состоит из ядра, базовой системы ввода-вывода, командного интерпретатора, сервисных программ.