Урок 8. Практическое занятие по студийному портрету

Защитный фильтр предназначен для предохранения передней поверхности объектива от химических (например, брызги морской воды, масел, и др. загрязнения) и механических (случайные прикосновения пальцев, удары и др.) воздействий.

Применение светофильтров

Светофильтр – оптическое устройство, которое служит для подавления (выделения) части спектра электромагнитного излучения.

При фотографировании пейзажа цветные светофильтры чаще всего применяются при съемке на черно-белую пленку для разделения некоторых цветов, которые иначе могли бы получиться в виде близких оттенков серого цвета. Суть данного метода заключается в том, что предметы одного цвета с фильтром экспонируются с большей интенсивностью, а противоположные – с меньшей. К примеру, если снять на черно-белую пленку через зеленый фильтр лужайку с красными цветами, то трава на ней будет выглядеть светлее обычного, а цветы получатся почти черными.

Желтый фильтр сделает небо более темным и отчетливо выделит облака. Красный фильтр сделает небо почти черным с крайне четко выделенными облаками. Голубой фильтр усилит эффект тумана, в то время, как оранжевый фильтр этот туман в значительной степени “рассеет” и т.д.

Все вышеизложенные правила касаются черно-белой фотографии.

В цветной фотографии цветные фильтры применяются значительно реже и в основном для компенсации какого-либо тона. В цифровой фотографии цветные фильтры почти не применяются, т.к. любую цветокоррекцию можно произвести при помощи настроек баланса белого.

Независимо от вида камер и типа светочувствительного элемента в пейзажной фотографии применяются следующие фильтры:

Ультрафиолетовый фильтр (UV) – предназначен для снижения воздействия ультрафиолетовой части спектра в горных, высотных и иных аналогичных условиях съемки, что может приводить к появлению на снимках голубого оттенка.

Следует отметить, что матрица цифровой фотокамеры существенно менее чувствительна к ультрафиолетовому излучению, чем пленка. К тому же цифровая техника легко позволяет избавиться от влияния ультрафиолета средствами графического редактора, а то и самой камеры (система баланса белого). Отсюда делаем вывод – прямое предназначение UV-фильтра сегодня потеряло актуальность, однако вторая его функция – защитная – вышла на первое место. Причем, эта функция в действительности настолько важна в фотографии, что название «защитный» сегодня стало синонимом «ультрафиолетовый».

Поэтому приводим еще одно актуальное определение UV-фильтра:

Поляризационный фильтр– устройство,позволяющее при пропускании сквозь него выделить из естественного света часть, обладающую желаемой поляризацией.

Поляризация света – одно из фундаментальных свойств света, состоящее в неравноправии различных направлений в плоскости, перпендикулярной световому лучу, т.е. направлению распространения световой волны.

Применение поляризационного фильтра в фотографии основывается на том, что часть света в окружающем нас мире поляризована. Частично поляризованы все лучи, отраженные от диэлектрических (неметаллических) поверхностей – блики на воде или на других глянцевых поверхностях, отражения в стекле, пластике и т.п. Также частично поляризован свет, поступающий от неба и облаков. Поэтому применение поляризатора предоставляет фотографу дополнительную возможность изменения яркости и контраста различных частей изображения. Например, результатом съемки пейзажа в солнечный день с применением такого фильтра может стать темно-синее небо с выразительными объемными облаками. А при съемке находящихся за стеклом объектов, например, витрины магазина, поляризатор позволяет избавиться от отражений улицы в стекле.

Поляризационный фильтр – важнейший инструмент фотографа, для которого съемка представляет собой творческий процесс. Особенно ценят его магические свойства фотографы-пейзажисты. Причем важно отметить, что визуальные эффекты, которые можно получить с помощью поляризатора, не поддаются достоверному воспроизведению в столь популярных сегодня графических редакторах, например, в Photoshop.

Конструктивно поляризационный фильтр представляет собой поляризатор круглой формы, который поворачивается в оправе; в свою очередь оправа закрепляется перед передней линзой объектива с помощью резьбы. Чтобы избежать виньетирования, для широкоугольных объективов оправу изготавливают тоньше, чем для объективов других фокусных расстояний.

Нейтральный (серый) фильтр – применяются для частичного поглощения света, чтобы увеличить время экспонирования. При ярком дневном свете этот фильтр дает возможность получить эффект смазывания движения или более широко открыть диафрагму для снижения глубины резкости.

Градиентный (оттеняющий) фильтр –позволяет градиентно оттенить какую-либо часть изображения. Применяется, например, для оттенения яркого неба либо придания ему определенного оттенка, плавно исчезающего при переходе к линии горизонта.

Существуют также группа фильтров, которые используются в фотографии не для изменения спектрального состава света, а для создания специальных визуальных эффектов. Они так и называются – эффектные фильтры.

Практическая часть. Отрабатываем приемы работы с моделью.

Домашнее задание.

1. Выполнить техническую съемку любого предмета (или группы предметов), используя свет из окна или настольную лампу.

2. Снимите тот же объект, используя технику «световой кисти». Наиболее удачные снимки напечатайте.

3. Снимите простой «репортаж» о каком-нибудь событии дома или на работе. Напечатайте несколько снимков и будьте готовы поделиться своими наблюдениями и изобретениями.

4. Подготовьтесь сами и подготовьте вашу фототехнику для практического занятия по пейзажной и жанровой съемке.

Рекомендации к выполнению домашнего задания

Снимая натюрморт, в качестве источника заполняющего света используйте подручные средства – лист белой бумаги или пластика, а баланс белого скорректируйте в соответствии с цветовой температурой основного источника освещения. Камера должна быть обязательно жестко зафиксирована в пространстве. Если у вас еще нет штатива, надежно закрепите ее, воспользовавшись подручными средствами. Съемку производите в ручном режиме по экспозиции. В начале съемки после достижения автоматической фокусировки на необходимую дистанцию, переведите камеру в режим ручной фокусировки.

Сюжетами для простого «репортажа» дома или на работе может быть любой, пусть даже самый банальный (чистим картошку, завариваем чай и т.п.) процесс. Выполняя съемку, основное внимание обращайте на то, как реагируют на вас и вашу камеру окружающие. Изобретайте собственные приемы, делающие из вас «человека-невидимку». Перед съемкой потренируйтесь перед зеркалом. Если с первого раза кадры получились не совсем качественные, не расстраивайтесь – у большинства репортеров на такие тренировки уходят месяцы.

Для успешного участия в практическом занятии по пейзажной и жанровой съемке необходимо подобрать подходящую одежду и обувь – они должны быть по сезону, по погоде, и в то же время максимально удобными. Также позаботьтесь о вашей съемочной технике. Например, если занятие проходит в дождь, кроме зонта возьмите с собой чистый полиэтиленовый пакет для камеры, а лучше специальный чехол-дождевик. Если на улице мороз – аккумуляторную батарею фотокамеры, когда не снимаете, держите в теплом месте. Если вы уже приобрели градиентный и поляризационный фильтры, также возьмите их с собой на занятие.

 

Урок 7. Практическое занятие по пейзажной и жанровой фотографии (вне студии)

Съемка естественного пейзажа, архитектуры, горизонтальной панорамы, а также постановочных и непостановочных жанровых сценок.

Домашнее задание. Отобрать и напечатать несколько наиболее удачных снимков, выполненных на занятии

 

Фотосъемка модели при сложной системе освещения.

Домашнее задание. Отобрать и напечатать несколько наиболее удачных снимков, выполненных на занятии