Мышление и деятельность.

Истина и ее критерии. Относительность истины.

1. В истории философии существовали разные взгляды на возможности получения достоверных знаний:

· Эмпиризм – все знание о мире обосновывается только опытом (Ф. Бэкон)

· Сенсуализм – только при помощи ощущений можно познавать мир (Д.Юм)

· Рационализм – достоверное знание может быть почерпнуто только из самого разума (Р. Декарт)

· Агностицизм – «вещь в себе» непознаваема (И. Кант)

· Скептицизм – получать достоверные знания о мире нельзя (М. Монтень)

2. Истина – это знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Другие определения:

1. соответствие знаний действительности;

2. то, что подтверждено опытом;

3. некое соглашение, конвенция;

4. свойство самосогласованности знаний;

5. полезность полученного знания для практики.

2. Аспекты истины:

Объективная истина – такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества
Абсолютная истина Относительная истина
· исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе;   · знания, которые никогда не могут быть опровергнуты. · неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения знания; · знания, зависящие от определенных условий, места и времени их получения.
Истина конкретна – связана с определенным местом, временем, обстоятельствами

3. Критерии истины – то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения.

1. соответствие законам логики;

2. соответствие ранее открытым законам науки;

3. соответствие фундаментальным законам;

4. простота, экономичность формулы;

5. парадоксальность идеи;

6. практика.

4. Практика – целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определенном социокультурном контексте.

Формы практики:

1. материальное производство (труд, преобразование природы);

2. социальное действие (революции, реформы, войны и т.д.);

3. научный эксперимент.

Функции практики:

1. источник познания;

2. основа познания;

3. цель познания;

4. критерий истины.

1. Деятельность – способ отношения к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека (сознательный, продуктивный, преобразующий и общественный характер)

2. Различия деятельности человека и активности животного

3. Субъект и объект деятельности

4. Структура деятельности: Мотив – Цель – Методы – Процесс (Действия) – Результат

5. Виды мотивов: потребности, соц. установки, убеждения, интересы, влечения и эмоции (бессознательное), идеалы

6. Виды действий по М. Веберу: целерациональное, ценностнорациональное, аффективное, традиционное

7. Типы деятельности:

7.1. труд (направлен на достижение цели, практическая полезность, мастерство, развитие личности, преобразование)

7.2. игра (процесс игры важнее ее цели; двойственный характер игры: реальный и условный)

7.3. учение (познание нового)

7.4. общение (обмен идеями, эмоциями)

7.4.1. двустороннее и одностороннее (коммуникация); понятие диалога

7.4.2. структура: субъект – цель – содержание – средство – получатель

7.4.3. классификации: непосредственное – опосредованное, прямое – косвенное

7.4.4. типы субъектов общения: реальный, иллюзорный, воображаемый

7.4.5. функции: социализация, познавательная, психологическая, отождествления (противопоставления), организационная

8. Виды деятельности:

8.1. Материальная (материально-производственная и социально-преобразовательная) и духовная (познавательная, ценностно-ориентированная, прогностическая)

8.2. По субъекту: индивидуальная – коллективная

8.3. По характеру: репродуктивная – творческая

8.4. По соответствию правовым нормам: законная – незаконная

8.5. По соответствию моральным нормам: моральная – аморальная

8.6. По соотношению с общественным прогрессом: прогрессивная – реакционная

8.7. По зависимости от сфер общественной жизни: экономическая, социальная, политическая, духовная

8.8. По особенностям проявления человеческой активности: внешняя – внутренняя

9. Творчество – вид деятельности, порождающий нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее (характер самостоятельной деятельности или ее компонента).

10. Механизмы творческой деятельности:

· комбинирование,

· воображение,

· фантазия,

· интуиция