Мышление и деятельность.
Истина и ее критерии. Относительность истины.
1. В истории философии существовали разные взгляды на возможности получения достоверных знаний:
· Эмпиризм – все знание о мире обосновывается только опытом (Ф. Бэкон)
· Сенсуализм – только при помощи ощущений можно познавать мир (Д.Юм)
· Рационализм – достоверное знание может быть почерпнуто только из самого разума (Р. Декарт)
· Агностицизм – «вещь в себе» непознаваема (И. Кант)
· Скептицизм – получать достоверные знания о мире нельзя (М. Монтень)
2. Истина – это знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Другие определения:
1. соответствие знаний действительности;
2. то, что подтверждено опытом;
3. некое соглашение, конвенция;
4. свойство самосогласованности знаний;
5. полезность полученного знания для практики.
2. Аспекты истины:
Объективная истина – такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества | |
Абсолютная истина | Относительная истина |
· исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; · знания, которые никогда не могут быть опровергнуты. | · неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения знания; · знания, зависящие от определенных условий, места и времени их получения. |
Истина конкретна – связана с определенным местом, временем, обстоятельствами |
3. Критерии истины – то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения.
1. соответствие законам логики;
2. соответствие ранее открытым законам науки;
3. соответствие фундаментальным законам;
4. простота, экономичность формулы;
5. парадоксальность идеи;
6. практика.
4. Практика – целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определенном социокультурном контексте.
Формы практики:
1. материальное производство (труд, преобразование природы);
2. социальное действие (революции, реформы, войны и т.д.);
3. научный эксперимент.
Функции практики:
1. источник познания;
2. основа познания;
3. цель познания;
4. критерий истины.
1. Деятельность – способ отношения к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека (сознательный, продуктивный, преобразующий и общественный характер)
2. Различия деятельности человека и активности животного
3. Субъект и объект деятельности
4. Структура деятельности: Мотив – Цель – Методы – Процесс (Действия) – Результат
5. Виды мотивов: потребности, соц. установки, убеждения, интересы, влечения и эмоции (бессознательное), идеалы
6. Виды действий по М. Веберу: целерациональное, ценностнорациональное, аффективное, традиционное
7. Типы деятельности:
7.1. труд (направлен на достижение цели, практическая полезность, мастерство, развитие личности, преобразование)
7.2. игра (процесс игры важнее ее цели; двойственный характер игры: реальный и условный)
7.3. учение (познание нового)
7.4. общение (обмен идеями, эмоциями)
7.4.1. двустороннее и одностороннее (коммуникация); понятие диалога
7.4.2. структура: субъект – цель – содержание – средство – получатель
7.4.3. классификации: непосредственное – опосредованное, прямое – косвенное
7.4.4. типы субъектов общения: реальный, иллюзорный, воображаемый
7.4.5. функции: социализация, познавательная, психологическая, отождествления (противопоставления), организационная
8. Виды деятельности:
8.1. Материальная (материально-производственная и социально-преобразовательная) и духовная (познавательная, ценностно-ориентированная, прогностическая)
8.2. По субъекту: индивидуальная – коллективная
8.3. По характеру: репродуктивная – творческая
8.4. По соответствию правовым нормам: законная – незаконная
8.5. По соответствию моральным нормам: моральная – аморальная
8.6. По соотношению с общественным прогрессом: прогрессивная – реакционная
8.7. По зависимости от сфер общественной жизни: экономическая, социальная, политическая, духовная
8.8. По особенностям проявления человеческой активности: внешняя – внутренняя
9. Творчество – вид деятельности, порождающий нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее (характер самостоятельной деятельности или ее компонента).
10. Механизмы творческой деятельности:
· комбинирование,
· воображение,
· фантазия,
· интуиция