Глоссарий

Абстрагирование - способ замещения чувственно данного (наблюдаемого объекта) мысленным конструктом (абстрактным объектом) посредством двух взаимосвязанных мыслительных процедур — отвлечения и объективации, при которых, с одной стороны, в содержание конструкта включается лишь часть из множества наблюдаемых эмпирических данных, а с другой стороны, это содержание наделяется статусом самостоятельного бытия. Результаты абстрагирования принято называть абстракциями. (См. абстрактный объект, абстракция).

Аксиоматический метод- способ организации научного (в особенности, теоретического) знания, сущность которого состоит в выделении среди всего множества истинных высказываний об определенной предметной области такого его подмножества (аксиом), из которого логически следовали бы все остальные истинные высказывания (теоремы и единичные истинные высказывания). Идеал аксиоматического построения научного знания, начало реализации которого было положено построением геометрии в Древней Греции (VII — IV вв. до н. э.), оказался наиболее подходящим для организации систем математического знания, где огромный вес в познании принадлежит не только эмпирически-абстрагирующей деятельности рассудка, но и конструктивно-созидательной деятельности разума. В естествознании, социально-гуманитарных и инженерно-технических науках аксиоматический метод организации знания занимает подчиненное положение по сравнению с другими формами когнитивной организации. (См,, доказательство, .дедукций, теория, метод).

Аксиомы — множество исходных положений теории, постулатов, законов, принципов, общих суждений о свойствах и отношениях ее базовых или производных абстрактных объектов. В рамках конкретной теории истинность ее аксиом принимается всегда конвенционально, условно, предположительно (как бы «в кредит»). Аксиомы большинства теорий являются синтетическими, фактуальными высказываниями (аксиомы естественно-научных, социально-гуманитарных и технических теорий). К ним предъявляются следующие методологические требования: 1) логическая независимость друг от друга (т. е. невозможность логического выведения любой аксиомы из остальных аксиом данной теории); 2) непротиворечивость (как каждой из аксиом, так и в отношениях между ними); 3) полнота (множество аксиом теории должно быть достаточным основанием для построения (в частности, логического выведения из них) всего остального множества истинных утверждений данной теории. Особо важное значение соблюдение этих требований для аксиом имеет в математических и логических теориях

Анализ – метод разделения целого на составные части с целью детального его исследования.

Аналогия –подобие, сходство явлений или приемов исследования.

Антропный принцип - одно из базовых утверждений современной космологии, согласно которому имеет место удивительная приспособленность Вселенной к существованию в ней человека. Эта приспособленность выражается в наличии очень тонкой подгонки фундаментальных физических констант, при которой даже малые отклонения от их стандартных значений привели бы к такому изменению свойств Вселенной, при котором возникновение в ней человека было бы принципиально невозможно.

Апостериорное знание - знание, полученное в опыте или на него опирающееся.

Аппроксимация – приближенное выражение какой-либо величины через другие, более простые величины.

Априорное знание –знание, предшествующее опыту.

Верификационизм- одно из положений раннего логического позитивизма (Нейрат, ранний Витгенштейн, Шлик и др.), согласно которому любое научное понятие и любое научное высказывание должны выдерживать независимую проверку на обладание научным значением и истинностным содержанием. В качестве средства верификации предлагалась логическая редукция (сведение) научных понятий и высказываний либо к определенному множеству наблюдаемых данных и протокольных предложений (для содержательных наук — физики, биологии, истории, социологии и др.), либо к исходным понятиям и аксиомам логико-математических наук (для формальных наук — математики и логики). Содержательные науки представляют множество синтетических апостериорных истин, формальные — множество аналитических априорных истин. Концепция верификационизма уже к 5O-м гг. XX в. была раскритикована как несостоятельная самими логическими позитивистами. Эта критика привела к отказу от доктрины атомарности научного знания (к возможности рассмотрения последнего в качестве логической комбинации исходных понятий и утверждений) и от доктрины возможности сведения всех теоретических понятий науки к множеству эмпирических данных (эта возможность неосуществима, так как многие понятия научных теорий имеют конструктивно-идеализированный или логический характер). (См. позитивизм, верификация, знание).

Герменевтический круг -- категория герменевтики как науки о понимании. Исследователь имеет дело с ситуацией герменевтического круга, когда элементы познаваемой им системы взаимоопределяют друг друга (например, взаимоопределение части и целого, общего и единичного, текста и контекста, личности и общества, теории и опыта, философии и науки и т. д. и т. п.). Выход из «дурной бесконечности» повторения в ситуации герменевтического круга состоит в пошаговой конструктивности движения познания при переходе от одного взамоопределяемого элемента к другому. (См. герменевтика, понимание).

Гипертекст — понятие структурной лингвистики и постмодернистской философии науки, обозначающее максимально широкую языковую реальность, фактически налично функционирующее в обществе определенного исторического периода знание. Иногда понятие гипертекста употребляют как синоним социокультурного фона определенной исторической эпохи. Гипертекст — максимально широкая, глубокая и вместе с тем наиболее неопределенная и многозначная языковая социокультурная реальность, но именно на этом фундаменте созидается и постоянно перестраивается здание науки. (См. текст, интертекст, неявное знание).

Гипотеза — предположение наличия какого-либо явления или события, достоверность которого еще не установлена.

Гипотеза AD HOC — буквально «гипотеза для данного случая», т. е. введение в теорию после установления ее противоречия с опытом такого нового допущения, которое ликвидирует это противоречие, и таким образом спасает теорию от ее фальсификации опытом.

Дедукция— способ получения частных выводов из общих посылок,категория философии и методологии науки, имеющая два основных значения: 1) вывод от общего знания к менее общему, частному и даже единичному (с помощью правила подстановки вместо общих терминов их конкретных значений); 2) всякий логический вывод, т. е., когда независимо от степени общности посылок и заключения заключение следует с необходимостью из посылок (с точки зрения такого понимания как классическая полная индукция, а тем более — математическая индукция являются особыми формами дедуктивного вывода). Бинарной оппозицией «дедукции» во втором значении является «индукция», понимаемая как любой не-необходимый, вероятный вывод (неполная индукция, аналогия, статистические выводы от образца к популяции и обратно и т. д.). (См. вывод, логика).

Действительность— актуализированное, явное, фактически данное бытие в отличие от возможного. По своей мощности всегда значительно меньше возможного бытия, представляя собой только реализованную часть последнего.

Денотат— объект (область значений), обозначаемый любым именем. Денотатом собственного имени является один-единственный предмет (например, создатель общей теории относительности, пятая проблема Гильберта и т. д.). Денотатом общего имени является класс однородных предметов (электрон, прямая линия и т. д.). Имеются имена, у которых денотат отсутствует (например, «круглый квадрат», «совершенное общество» и т. д.). Денотаты могут быть как конкретно-чувственные (планета, протон и т. д.), так и абстрактные (число, идеальный газ, теория и т. д.). (См. значение, смысл, язык).

Детерминизм - философско-научная концепция о самодостаточности природы и регулировании всех отношений в мире объектов однозначными причинно-следственными и функциональными законами. Является альтернативной признанию фундаментальной роли случайности в структуре, функционировании и эволюции мира объектов, а также креационистских концепций, исходящих из творческого характера бытия любого объекта.

Детерминированный хаос -- одно из фундаментальных понятий синергетики как науки о самоорганизующихся статистических системах (ансамблях). Исходным понятием и элементом любой статистической системы является случайное, независимое событие (то, которое при наступлении определенных событий может произойти с некоторой вероятностью, а может и не произойти). Однако множество случайных событий уже не ведет себя абсолютно случайным образом. Благодаря принадлежности одной системе и резонированию друг с другом, эти элементы усиливают одни возможности системы и ослабляют другие. Причем частично этот процесс может регулироваться извне, с помощью воздействия на так называемые контрольные (существенные для бытия данной системы) параметры. Таким образом, необходимо различать абсолютный хаос и управляемый (детерминированный) хаос. Наука имеет дело только с последним типом хаоса. (См. хаос, детерминизм, синергетика).

Дискурс– понятие языкознания и современной науки в целом, обозначающее любой письменный текст (языковое знание) в отличие от устной речи, устного диалога, а также от интуитивного мышления. Именно дискурс, по мнению многих современных методологов науки, является непосредственным и главным предметом философии вообще и философии науки в частности.

Индукция– способ получения общих выводов на основе частных фактов.

Идиографический метод - способ изучения объекта с целью обнаружения отличительных особенностей, позволяющих индивидуализировать его в сопоставлении с другими.

измерение – познавательная процедура эмпирического уровня познания с целью определения количественных или качественных характеристик исследуемых объектов или свойств с помощью надежных средств измерения.

Конвенционализм - методологическая концепция, абсолютизирующая роль конвенций в научном познании (Ле Руа, А. Пуанкаре, П. Дюгем и др.). Конвенции играют действительно большую роль в научном познании (определение значений основных научных терминов, выбор эталонов и систем единиц измерения физических и других величин, принятие той или системы логических законов и правил и др.). Однако конвенционалисты не правы, когда утверждают конвенциональный характер всех истин, явно недооценивая при этом, во-первых, объективную детерминацию содержания научного знания, а, во-вторых, социально-детерминированный характер принятая самих научных конвенций. (См. научные конвенции, определения, интерпретация, научная истина).

Конструирование(мысленное) - деятельность мышления, направленная на создание теоретического мира и описывающих его моделей. Конструктивная деятельность мышления имеет относительно самостоятельный характер по отношению к чувственному миру, подчиняясь в своем функционировании собственной логике существования, а именно задаче создания логически непротиворечивых, доказательных, содержательно богатых систем знания, обладающих при этом значительной объясняющей, организующей и предсказательной силой. Теоретические конструкты обязательно должны не только совпадать с объективной реальностью, но и существенно отличаться от нее. Важнейшими операциями мысленного конструирования являются определения, конвенции, логические выводы, идеализация и др.

Конструктивизм(философский) - одно из влиятельных течений современной философии науки, возникшее в конце 70-х — начале 80-х гг. XX в. (П. Вацлавик, Е. Глазерфельд, 3. Шмидт, X. фон Ферстер, У. Матурана, Г. Рот, Н. Луманн, Г. Ром и др.). Конструктивисты выступают против наивного реализма, интерпретации познания любого вида и любых его продуктов как результатов отражения во взаимодействии субъекта с объектом и т. п. Согласно конструктивистам, не существует никакой иной реальности, кроме той, которая создается человеком. В этом смысле радикальные конструктивисты утверждают, что вся реальность (и научная, в том числе) и все утверждения о ней антропогенны, антропоморфны и аксиологичны. Не существует некоей объективной, одинаковой для всех и независимой от людей реальности. Равно как не существует некоей, независимой от людей, одинаковой для всех объективной («божественной» по своему статусу) истины. (См. научное творчество, продуктивное воображение).

Коэволюция— концепция современной философии науки, считающая необходимым осуществить переход от раздельного рассмотрения эволюции человеческого общества и биосферы к построению общей теории эволюции единой системы «биосфера + человеческое общество». Только таким путем, считают представители этой концепции (Н. Моисеев и др.), возможно предложить оптимальное решение не только современных глобальных проблем, стоящих перед человечеством, но и обеспечить его выживание в будущем. (См. глобальные проблемы, глобалистика, биосфера, общество).

Критерии научности - множество специфических характеристик знания, являющихся в своей совокупности демаркатором научного знания от ненаучного. Как правило, к ним относят: дискурсность, предметность, определенность смысла и значения понятий, доказательность утверждений, проверяемость, системность, объективность. (См. наука, рациональность, научная рациональность).

Критицизм— одно из направлений постпозитивистской философии науки, основоположником которого является К. Поппер. Его суть состоит в радикальной переоценке роли эмпирического опыта (данных наблюдения и эксперимента) в науке, которая по мнению «критицистов» заключается не в обосновании и внедрении истинных теорий, а в опровержении ложных. В этом же состоит и задача философии науки по отношению к реальной науке: не утверждение и восхваление последней, а тотальная критика ее содержания и выявление всех ее слабых мест. Только на этом пути философия науки может принести действительную пользу развитию науки. (См. постпозитивизм, фаллибилизм, научная критика).

классификация – группировка научных фактов по определенным существенным признакам или основаниям.

Логика науки — совокупность правил логической организации научного знания, применяемых в той или иной научной теории (множество правил вывода и определения). Среди важнейших логических методов построения научных теорий выступают дедукция и конструктивно-генетический метод. Наряду со средствами формальной логики при создании научных теорий о развивающихся системах и объектах применяют методы диалектической логики (метод восхождения от абстрактного к конкретному, исторический метод и др.) Сознательная фиксация логических средств разворачивания содержания научных теорий особое значение имеет в математике, поскольку здесь первостепенную роль играют непротиворечивость и доказательность теоретических структур знания. (См. логика, вывод, определение, доказательство, обоснование).

Логический позитивизм - направление в , философии и методологии науки, представители которого (М. Шлик, Б. Рассел, Р. Карнап, Г. Рейхенбах ' и др.) считали единственным предметом научной философии науки логический анализ структуры и языка конкретных наук с помощью аппарата современной (математической) логики и семантики. Мощные попытки, предпринятые в этом направлении логическими позитивистами в первой половине XX в., показали тем, не менее, явную ограниченность чисто логических методов моделирования (реконструкции) как структуры, так и динамики научного знания. В наибольшей степени методология логического позитивизма оказалось реализуемой в анализе логических и математических теорий, да и то с известными ограничениями (результаты Чёрча, Гёделя и др.), плохо реализуемой — в естественно-научном познании и явно нереализуемой в историческом и гуманитарном познании.

Методологический кластер – множество внутренне взаимосвязанных между собой методов научного познания, образующих некоторую целостную систему средств, наиболее адекватно приспособленных к когнитивному обслуживанию некоторого специфического содержания (реальности). Методологические кластеры могут быть различны (как правило бывают) для различного типа наук (физика, история, и т.д.), исторических типов наук (античная, средневековая, неклассическая, постнеклассическая).

Методология – совокупность познавательных средств, методов, приемов, используемых в науках для осуществления исследовательской деятельности, раздел философии, общая теория предметно-практической и познавательной деятельности человека, их специфики и взаимосвязи. В отечественной философии существенный вклад в разработку общей теории человеческой деятельности внесли школы Л.Н. Выготского, А.Н. Леонтьева, Г.П. Щедровицкого, Э.В. Ильенкова, Г. Батищева и др. Предметом методологии как части общей теории познания является исследование универсальных (присущих всем видам познавательной деятельности: обыденному познанию, научному, художественному, чувственному, рациональному и др.) процедур, методов получения, обоснования и применения знания. К числу универсальных форм и средств познания относятся ощущения, восприятия, представления, понятия, суждения, умозаключения, наблюдения, абстрагирование, индукция, дедукция, аналогия, экстраполяция, интерпретация, продуктивное воображение, анализ, синтез, чувственная и интеллектуальная интуиция и др. В истории философии неоднократно принимались попытки обосновать некоторые из указанных средств в качестве универсального и единственного метода получения истинного знания (дедукция у Декарта и Лейбница, индукция у Бэкона и Ньютона, априорный синтез у Канта, интуиция и Бергсона и т. д.) или сконструировать новые (метод восхождения от абстрактного к конкретному и диалектический метод у Гегеля и марксистов и т. д.). Однако все подобного рода попытки не увенчались успехом. Реальное познание является слишком сложной, многоуровневой и многоаспектной системой, чтобы уложиться в прокрустово ложе какого бы то ни было единственного универсального метода. (См. научная деятельность, деятельность, метод).

Методология науки - учение о методах, средствах и процедурах научной деятельности, раздел общей методологии познания, а также часть теории научного познания. Любая методология науки исходит, прежде всего, из определенной классификации методов научного познания. Как правило, используются классификации по двум основаниям: степени общности метода (общенаучные и частно-научные методы) и характеру получаемого знания (эмпирические, теоретические и метатеоретическое методы). К числу общенаучных методов относятся научное наблюдение, эксперимент, научное описание, обобщение, классификация, объяснение, предсказание, понимание, идеализация, теоретическое (мысленное) конструирование, доказательство, интерпретация и др. Частно-научные методы делятся в свою очередь по двум основаниям: принадлежности к тому или иному классу наук (логико-математическое, естественно-научные, социально-гуманитарные, технико-технологические) и принадлежности к той или иной конкретной науке среди указанных классов (логические методы, физические методы, исторические методы, методы инженерного проектирования и т. д.). Классификация методов науки по характеру получаемого продукта (знания) делит их на три основных класса: 1) методы эмпирического познания (наблюдение, эксперимент, описание, абстрагирование, индукция, материальное моделирование, экстраполяция и др.); 2) методы теоретического познания (идеализация, мысленный эксперимент, математическое моделирование, логическая организация знания, доказательство, интерпретация и др.); 3) методы метатеоретического познания (анализ оснований научных теорий, философская интерпретация содержания и методов науки, оценка социальной и практической значимости содержания научных теорий и др.). Одним из общих различений научных методов является отнесение одних к контексту научного открытия (наблюдение, эксперимент, обобщение, интуиция и др.), а других - к контексту научного обоснования (доказательство, подтверждение, фальсификация, уточнение, определение области применимости и др.). (См. методология, философия науки, метод).

Механицизм- философская концепция науки, согласно которой: а) фундаментальные законы природы суть однозначные причинно-следственные зависимости; б) фундаментальные законы природы описываются в механике как части физики; в) законы всех областей естествознания (физики, химии, биологии, наук о человеке) в принципе сводимы к сложной комбинации законов механики; г) механика является парадигмой, образцом построения научных теорий для всех остальных областей естествознания; д) механика — необходимая основа, фундамент научной и философской картин мира. Имела широкое распространение среди ученых классического и неклассического естествознания. В настоящее время в ходе построения постнеклассической науки и утверждения в научном сообществе все большей приверженности идеалам последней, гносеологический авторитет механицизма резко снизился. (См. парадигма, исторические формы науки).

Моделирование- замена объекта исследования (оригинала) копией, аналогом, с целью получения искомой научной информации об оригинале,метод исследования объектов природного, социокультурного или когнитивного типа путем переноса знаний, полученных в процессе построения и изучения соответствующих моделей, на оригинал. Метод постижения предметов и явлений на их моделях получил широкое распространение в науке и технике XX в. в связи с резким усложнением самих объектов исследования. Эффективность и эвристичность данного метода вытекают из факта глубинного сходства между оригиналом и его моделью, что выражается в существовании изоморфизма или гомоморфизма между тем, что используется в качестве модели и тем, что с ее помощью моделируется. (См. модель, эмпирическое познание, научный метод).

Наблюдение(научное) — целенаправленное и организованное восприятие объекта исследования с целью получения фактуальной информации с использованием органов чувств человека в соответствии с поставленной познавательной задачей. Научное наблюдение отличается четко поставленной целью, систематичностью, использованием различного рода приборов и операциональных средств для фиксации и количественной оценки поступившей информации. При этом решающая роль принадлежит применяемому методу наблюдения, обеспечивающему объективность и воспроизводимость результатов наблюдения, а также требуемую их точность и однозначность. (См. эмпирическое знание, научный метод).

Нарратив- категория лингвистики и языкознания, означающая «письменное повествование», «рассказ». Последние являются бинарными оппозициями категорий «устное общение», «свободная проза», «логическое доказательство». Активно используется постмодернистами в предлагаемой ими интерпретации философии науки. В частности, они утверждают, во-первых, что именно нарратив является самой естественной формой существования любого (в том числе и научного) дискурса и что большая часть современного естественно-научного и гуманитарного знания имеет явную форму нарратива. Во-вторых, что даже на уровне математических и физических теорий, где явной формой дискурса является логическое доказательство, его подлинную основу и контекст всегда составляет повествование, в основе которого лежит определенный сюжет. Основными логическими средствами построения нарратива являются сравнение, антитеза, метафора, аналогия, констатация. (См. «пастиш», «рассказ», «дискурс»).

Научная гипотеза — непротиворечивое эмпирическое или теоретическое утверждение, решение об истинности которого научным сообществом еще не принято. Самым простым способом удостоверяется истинность эмпирических гипотез, имеющих форму единичных высказываний о наличии или отсутствии определенного свойства у конкретного объекта. Это делается непосредственным сопоставлением содержания таких гипотез с реально наблюдаемым положением дел. Гораздо сложнее осуществляется проверка на истинность общих эмпирических гипотез, а тем более теоретических, особенно тех, которые лежат в основе научных теорий, являясь ее аксиомами. Такая проверка может быть только косвенной. Процесс принятия научным сообществом решения об истинности научных гипотез занимает часто очень длительное время и при этом никогда не является окончательным. Конкретные гипотезы и истины являются относительными, диалектическими, подвижными категориями в реальной динамике научного знания. (См. научное открытие, научное творчество, истина).

Научная истина- множество эмпирических и теоретических утверждений науки, соответствие содержания которых своему предмету удостоверено научным сообществом. Двумя основными формами такого удостоверения являются: 1) соответствие результатам систематических, статистически правильно обработанных данных наблюдения и эксперимента (для эмпирических высказываний), 2) конвенциальное (условное) полагание наличия такого тождества у исходных (как правило, весьма простых по содержанию) утверждений (аксиом) и выведение из них всех логических следствий (теорем), истинность которых гарантируется корректным применением соответствующих правил логики. Последняя форма удостоверения истинности научного знания применяется в основном для теоретических высказываний. (См. истина, аналитическое знание, синтетическое знание, научный консенсус).

Научная классификация- способ упорядочения множества изучаемых определенной наукой объектов по каким-то определенным свойствам (их наличию или отсутствию), а также по степени их интенсивности (классификация геометрических объектов по их геометрической форме, топологической структуре, классификации видов минералов, растений и животных в геологии, ботанике и зоологии, болезней — в медицине и т. п.). Является методом эмпирического и теоретического познания, как правило, предшествующим созданию научных теорий. Различают естественные и искусственные классификации в науке. В основе естественных классификаций лежат те или иные существенные свойства объектов, различие между проявлениями которых хорошо фиксируется в опыте и поддается количественному измерению (например, периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева). (См. классификация, эмпирическое знание, объект).

Научная проблема - существенный вопрос относительно конкретного предмета научного исследования, его структуры, способов познания, практического использования и преобразования. В качестве необходимого исходного пункта научного исследования была впервые предложена и обоснована британским философом К. Поппером, трактовавшим научное познание как процесс выдвижения и отбора предполагаемых решений (гипотетических ответов) поставленной проблемы. Очевидно, что научная проблема есть выражение субъект-объектных отношений, а ее адекватное осмысление невозможно только в рамках логики и методологии науки, но требует также привлечения языка социологии и психологии

Научная теория - логически взаимосвязанная система понятий и утверждений о свойствах, отношениях и законах некоторого множества идеализированных объектов (точка, число, материальная точка, инерция, абсолютно черное тело, идеальный газ, актуальная бесконечность, общественно-экономическая формация, сознание и т. д. и т. п.). Цель научной теории — введение таких базовых идеальных объектов и утверждений о их свойствах и отношениях (законов, принципов), чтобы затем чисто логически (т. е. мысленно) вывести (построить) из них максимально большое количество следствий, которые при подборе определенной эмпирической интерпретации максимально адекватно соответствовали бы наблюдаемым данным о некоторой реальной области объектов (природных, социальных, экспериментально созданных, психических и т. д.). Основные структурные элементы любой научной теории: 1) исходные объекты и понятия; 2) производные объекты и понятия (связь между производными и исходными понятиями теории задается путем определения первых в конечном счете только через исходные); 3) исходные утверждения (аксиомы); 4) производные утверждения (теоремы, дилеммы), их связь с аксиомами задается с помощью определенных правил вывода; 5) метатеоретические основания (картина мира, идеалы и нормы научного исследования, общенаучные принципы и т. д.). Первой научной теорией в истории познания явилась эвклидова геометрия, строившаяся античными математиками в течение около трехсот лет (VII — IV в. до н. э.) и завершившаяся гениальным обобщением в труде Эвклида «Начала». (См. теория, наука, идеализация).

Научное доказательство - совокупность логических и методологических приемов, используемых в науке для принятия определенного решения об истинности (или ложности) теории, закона, отдельного эмпирического высказывания. Анализ истории науки и ее современного состояния показывает, что «единых приемов» не существует. «Доказать» в математике означает существенно иное, чем «доказать» в физике или в истории. Научное доказательство, как и подтверждение и опровержение, имеет в целом не чисто аналитический, а содержательно-консенсуальный характер, всегда опираясь при этом на некоторое предпосылочное (часто неявное) знание. В науке используют различные типы доказательства: теоретическое и эмпирическое, когнитивное и практическое, аналитическое и синтетическое, дедуктивное и индуктивное и др. Стремление к доказательности коренным образом отличает науку от других форм знания.

Научное прогнозирование- предсказание тенденций развития (эволюции) любого предмета, процесса, системы на основе имеющейся о них специфической информации и достигнутого уровня науки. Осуществляется двумя способами: 1) на основе экстраполяции их поведения в прошлом и настоящем; 2) на основе статистической обработки мнений экспертов по конкретным вопросам и областям знания. (См. научная деятельность, экстраполяция, проектирование).

Научные конвенции- одна из самых простых форм проявления научного консенсуса, которая состоит: а) в принятии договоренностей о значениях научных терминов (либо с помощью явных определений, либо с помощью неявных аксиоматических определений); б) в принятии договоренностей об истинных системах измерений, стандартов и эталонных единиц; в) в принятии форм представления научных результатов эмпирического и теоретического характера; г) в принятии законов об авторском праве в науке, закреплении и защите интеллектуальной собственности и т. д.(См. научный консенсус, конвенционализм).

Научный метод - собирательное имя для обозначения совокупности применяемых в науке средств получения, обоснования и применения (использования) научного знания. Совокупность этих средств весьма обширна, разнообразна и специфична и для разных типов наук (математика, естествознание, инженерные, исторические и гуманитарные науки) и для качественно различных уровней одной и той же науки (в частности, ее эмпирического и теоретического уровня). (См. научная деятельность, метод).

Научный объект- сущность (реальная или абстрактная, естественная или сконструированная), находящаяся вне сознания ученых и являющаяся предметом их исследования. Имеются разные типы научных объектов в зависимости от средств фиксации их существования: 1) чувственные объекты, существование и свойства которых фиксируются с помощью различных чувственных анализаторов познающего объекта, как правило, с помощью определенных приборов (посредников между чувственными анализаторами и реальными объектами); 2) эмпирические объекты, существование и свойства которых фиксируются с помощью абстрагирующей, аналитической и синтетической деятельности мышления (рассудка), например, теплота, плотность, геометрическая форма и т. д.; 3) теоретические объекты, создаваемые путем конструктивной, идеализирующей деятельности мышления (разума). Взаимосвязь между различными типами научных объектов устанавливается путем интерпретации одних в терминах других, путем процедуры их отождествления в рамках определенного интервала абстракции.(См. объект, абстрактный, теоретический объекты)

Научный принцип - один из элементов оснований научной теории, выполняющий интегрирующую, синтезирующую и организующую функции по отношению ко всему массиву истинных высказываний определенной области науки. В отличие от законов науки, всегда утверждающих нечто о существенных связях между объектами теории, принципы науки, как правило, являются высказываниями не объектного языка науки, а ее метаязыка, утверждающего нечто о правилах, требованиях к элементам самих научных теорий (принцип относительности Галилея, принцип дополнительности Н. Бора, принцип соответствия, принцип простоты, принцип конструктивности математических объектов, принцип непротиворечивости и т. д.). (См. основания научной теории, метатеоретическое

Номотетический метод - способ изучения объекта с целью обнаружения закона его функционирования или образования понятия о нем.

Описание– этап научного исследования, состоящий в фиксировании экспериментальных фактов с помощью используемого в науке языка.

Основания научной теории - совокупность принципов и допущений теоретического и эмпирического характера, которые определяют содержание научной теории. Прежде всего, это следующие три вида ее теоретических оснований: 1) ее собственная аксиоматика, 2) общенаучная или заимствованная у других фундаментальных наук совокупность законов и принципов, 3) философские основания (онтологические, гносеологические, методологические, логические и аксиологические понятия и принципы философии) . Все указанные виды оснований образуют общий базис научной теории, ограничивая и регулируя ее содержание, так сказать, «сверху». Кроме того, важнейшим видом оснований научной теории, определяющим и ограничивающим ее содержание «снизу», является множество утверждений ее эмпирического базиса, аккумулирующих в себе соответствующие результаты наблюдений и экспериментов. (См. метатеоретическое знание, основания науки, структура науки).

Принцип – основное понятие, системообразующее отношение или положение, объединяющее многообразие явлений предметной области в единство и целостность.

Принцип системности - требование смотреть на любой предмет познания как на систему, функционирование которой подчиняется общим закономерностям существования и эволюции любых системных объектов. Принцип системности имеет важное эвристическое значение в науке, так как позволяет при характеристике любого объекта как системы экстраполировать на него общие системные закономерности любой системы, независимо от ее конкретного содержания. Такие особенности изучаются в таком разделе современной математики как общая теория систем. (См. принцип, система, познание).

Пролиферация- одно из основных понятий философии науки П. Фейерабенда, означающего размножение, максимальное увеличение разнообразия взаимно исключающих гипотез и теорий, как необходимое условие успешного развития науки. Важным условием отбора наилучшей из когнитивных инноваций (по существу — научных мутаций) является именно количество ad hoc гипотез, так как только при этом условии имеется большая вероятность появления действительно важной теории, которая пройдет жесткое сито отбора научным сообществом на ее приемлемость как наиболее предпочтительная из альтернатив. Без должной пролиферации и разнообразия самых, казалось бы, невероятных, сумасшедших теорий, говорить о возможном прогрессе в развитии научного знания, согласно Фейерабенду, невозможно.

Система совокупность связанных между собой объектов, образующих определенную целостность, в которой в результате взаимодействия возникают новые интегративные свойства, отсутствующих у его объектов или частей.

Сравнение - сопоставление объектов с целью выявления черт сходства и различия между ними.

Теоретическое знание - уровень научного знания, лежащий между эмпирическим и метатеоретическим его уровнями. Качественно отличается по содержанию от эмпирического знания прежде всего своим предметом. В качестве (собственного) предмета теоретического знания выступает множество идеальных объектов, конструируемых как на основе эмпирических объектов с помощью идеализации (материальная точка, идеальный газ и т. п.), так и вводимых по определению (математические структуры). Особенностью теоретического знания является чрезвычайно высокая степень его логической организации, доказательности большинства утверждений с помощью дедуктивно-аксиоматического метода. (См. теория, теоретическая схема).

Теоретическое и эмпирическое - два основных вида рационального познания. Отличаются предметом, методологическими кластерами, источниками, критериями истинности. Предметом эмпирического познания являются эмпирические объекты, которые представляют собой результаты мысленной обработки (моделирования) результатов чувственного познания. В состав методологического кластера эмпирического познания входят: научное наблюдение, эксперимент, абстрагирование, индукция, обобщение, материальное моделирование, классификации и др. Источником эмпирического познания является мышление, ориентированное на внешний, чувственный опыт (рассудок). Критерием истинности эмпирического знания является удостоверение научным сообществом его хорошего соответствия конкретному множеству эмпирических объектов. Теоретическое познание (и знание) качественно отличается от эмпирического по всем параметрам. Предметом теоретического познания является множество идеальных объектов; основными методами: идеализация, продуктивное воображение, конструирование, интуиция, логическая систематизация, формализация, интерпретация, математическое моделирование и др. Источником теоретического познания является свободно конструирующий разум, ориентированный на совершенствование научного знания. Критерием истинности теоретического знания является удостоверение научным сообществом его соответствия определенному множеству теоретических объектов, его эффективность в решении теоретических проблем, соответствие мета-теоретическому знанию, внутренняя гармония и способность к дальнейшему росту. Эмпирическое и теоретическое в реальном научном познании всегда внутренне взаимосвязаны между собой прямыми и обратными связями, взаимно детерминируя друг друга. (См. теория, опыт, уровни научного знания).

Теория -форма научного познания, представляющая систему обобщенного достоверного знания о той или иной исследуемой области реальности, которая объясняет и предсказывает свойства, события и поведение исследуемых объектов.

1) мысленная (понятийно-дискурсная) модель реальности (в отличие от чувственно-перцептивной модели реальности); 2) идеализированно-логическая модель эмпирического опыта; 3) любой продукт идеальной деятельности человека (в отличие от продуктов его предметно-практической, материальной деятельности) (См. научная теория, разум, идеальный объект).

Термин- элемент языка науки, имеющий точное, однозначное смысловое значение не подлежащее изменению.

Факт (научный) — зафиксированное на научном языке событие, явление, ставшее объектом научного исследования.

опытное звено, лежащие в основе построения эмпирических или теоретических систем знания: некая эмпирическая реальность, отображенная информационными средствами (текстами, формулами, фотографиями, видеопленками и т. п.). Факт имеет многомерную (в гносеологическом смысле) структуру. В этой структуре можно выделить четыре слоя: 1) объективную составляющую (реальные процессы, события, соотношения, свойства и т. п.); 2) информационную составляющую (информацион­ные посредники, обеспечивающие передачу информации от источника к приемнику — средству фиксации фактов); 3) практическую детерминацию факта (обусловленность факта существующими в данную эпоху качественными и количественными возможностями наблюдения, измерения, эксперимента); 4) когнитивную детерминацию факта (зависимость способа фиксации и интерпретации фактов от системы исходных абстракций теории, теоретических схем, психологических и социокультурных установок и т. п.). (См. научное наблюдение, прибор, научный эксперимент).

Факт— 1) само конкретное событие объективной действительности (в отличие от его возможной репрезентации в сознании); 2) истинное высказывание о конкретных событиях объективной действительности (см. научный факт, эмпирическое знание). (См. теория, объект, истина).

Фаллибилизм - философско-методологическая концепция научного знания (К. Поппер и др.), Согласно которой последнее (в отличие от других видов знания — философского, религиозного и др.) не только потенциально (по природе) фальсифицируемо (опровержимо) с помощью эмпирического опыта (иначе оно выпадает из-под контроля последнего), но и реально, поскольку любые научные (особенно теоретические) модели всегда односторонни и неуниверсальны по отношению к своему реальному предмету (прототипу). Это означает, что все теоретические научные построения в своих универсалистских притязаниях на истину являются в принципе ошибочными (ложными). С последовательно фаллибилистской точки зрения истина и ложь вообще не могут быть значимыми критериями в оценке научного знания и должны быть заменены на другие (содержательная информативность, простота, эвристичность, практическая полезность и т. п.). (См. постпозитивизм, критицизм, фальсификация).

Фальсификация - способ демаркации научного и ненаучного знания. Научными являются те положения или теории, которые позволяют установить расхождение между прогнозами, на них основанными, и эмпирическими фактами, опытными данными.

совокупность приемов и процесс доказательства ложности эмпирической гипотезы или теории на основе установления в опыте (наблюдении и эксперименте) ложности вытекающих из нее логических следствий (потенциальных или актуальных). В методологию науки категория «фальсификация» как обозначение существенно значимой процедуры для определения динамики науки была введена К. Поппером. Фальсификация суть логическая экспликация более широкой по содержанию категории гносеологии — «опровержение». Согласно Попперу, назначение опыта по отношению к теории отнюдь не в том, чтобы доказывать, определять и внедрять в науку истинные теории (в этом отношении Поппер выступает последовательным и убедительным критиком любой формы индуктивизма), а в том, чтобы опровергать ложные гипотезы. Абсолютизация Поппером фальсификации как, безусловно, важной методологической процедуры научного познания опирается на два спорных положения: 1) запрет на возможность усовершенствования фальсифицированных теорий, что в целом противоречит реальной истории науки, где усовершенствование и достижение согласия с опытом до этого фальсифицированных теорий постоянно имеет место (яркие примеры — гелиоцентрическая система мира Галилея — Коперника, планетарная модель атома Резерфорда и т. д.); 2) предположение о том, что истинность эмпирических следствий всегда является бесспорной, так как принимается конвенционально. Как и в случае с подтверждением, решение вопроса об истинности и достаточности качества и количества эмпирически удостоверенных следствий теории для суждения об ее ложности является не чисто логическим или конвенциональным, а содержательным и кон-сенсуальным, предполагающим выработку и достижение определенного единства по этому вопросу среди членов профессионального научного сообщества. Ясно, что с точки зрения исторической перспективы развития науки любое такое консенсуальное решение должно рассматриваться как относительное и временное. (См. научный консенсус, фаллибилизм).

Холизм– философская концепция, утверждающая приоритет целого перед составляющими его частями, его несводимость к ним.

Эксперимент– основная форма эмпирического уровня научного познания, состоящая в активном изменении объекта исследования с помощью специально создаваемых приемов и средств, с целью получения искомой научной информации.

Экспликация - явное определение или уточнение значения и смысла отдельных, широко используемых в науке терминов, имеющих, как правило, не одно, а несколько значений (например, «вероятность», «детерминизм», «закон», «формализация», «вывод» и т. д., и т. п.). (См. определение, значение, смысл).

Экстраполяция- экстенсивное приращение знания путем распространения следствий какого-либо тезиса или теории с одной сферы описываемых явлений на другие сферы (предметные области).

 

Тесты текущего контроля и самоконтроля

1.Какие формы научной деятельности не относятся к эмпирическим: а) эксперимент; б) наблюдение; в) построение гипотез.

1. 2.Принцип верификации применяется для: а) выявления научного смысла высказываний; б) доказательства истинности научных теорий; в) опровержения ненаучных гипотез.

3. Главное требование, предъявляемое к научным моделям: а) сходство с оригиналом; б) возможность получения научной информации о свойствах оригинала; в) снижение расходов на исследовательские работы.

4. В какой области знания раньше всех стали использовать аксиоматику: а) в медицине; б) в геометрии; в) в ювелирном искусстве.

5.Основоположником экспериментального естествознания в новоевропейской науке является: а) И.Ньютон; б) Р.Декарт; в) Ф.Бэкон.

6.В античной и средневековой науке пользовались по преимуществу методом: а) индукции; б) дедукции; в) аналогии.

7.«Исследовательскую программу» как концептуальный модуль науки ввел в научный оборот: а) М.В.Ломоносов; б) И. Лакатос; в) Л.Витгенштейн.

8.Какой методологический принцип более эффективен для исследования процесса развития научного знания: а) фальсификации; б) верификации; в) конструкции.

9. Герменевтика исследует в качестве главной … проблему: а) объяснения; б) сравнения; в) понимания.

10.Кому принадлежала идея осуществлять классификацию наук не по предмету исследования, а по методу?: а) В.Виндельбанд; б) И.Кант; в) Г.Лейбниц.

Семинар 3. Генезис науки: периоды, тенденции, формы, движущие силы.

1. Периоды развития науки: доклассический, классический, неклассический, постнеклассический.

2. Дифференциация и интеграция наук.

3. Научные революции и их специфика.

Информационные и методические источники: / 1,с.56-65; 2,с.71 – 145;3,с.26 – 49; 4,с.46 – 109;5,с.208;6, с.8 -22; 7, с. 7 – 24,с.47 – 54;8, с.4 – 58; 9,с.3-13; 10, с.7-18; 11;15;20;22; 23;30; 36 /.