Темы докладов или рефератов и информационные источники к ним

1.Предмет философии науки./1,с.3-7;2, с.151-227

2.Наука как составная часть духовной культуры./1,
с.7-16;2, с.37-151;

3.Основные функции науки./1,с.16-22;2, с.37 -151;

4.Наука и философия./1,с.25-28;2,с.3 -37;

5.Наука и релиия./1,с.28-38;2,с.6 -37;

6.Наука, искусство и нравственность./1,с.38-50;2,с.403 -431;

7.Современная цивилизация и наука./1,с.233-241;2,с.227 -243;

8.Место и роль науки в инновационном развитии современной России./1,с.505 -513;2,с.214-227;

 

2.4.1.3. Глоссарий

Антиинтеракционизм - концепция соотношения философии и науки, согласно которой философия и наука настолько различны по своим целям, предметам, методам, что между ними не может быть никакой внутренней взаимосвязи (представители экзистенциализма, философии культуры, философии ценностей, философии жизни и др.). Каждый из этих типов знания, считают антиинтеракционисты, развивается по своей внутренней логике, и влияние философии на науку, как и обратно, может быть только чисто внешним, иррелевантным или даже вредным для них обеих. «Философия — не научна, наука — не философична», — так можно сформулировать кредо антиинтеракционизма. (См. позитивистская концепция соотношения философии и науки, диалектическая концепция соотношения философии и науки, трансценденталистская концепция соотношения философии и науки).

Антисциентизм— оппозиция сциентизму в мировоззренческой оценке познавательных возможностей науки и ее роли в жизни общества. Существует в двух формах: радикальной и умеренной. Радикальная форма сциентизма, исходя из амбивалентности науки, делает упор на ее когнитивных ограничениях и неизбежных отрицательных последствиях использования ее результатов в динамике общества (совершенствование военного оружия, в том числе создание средств массового уничтожения с непредсказуемыми последствиями для самого существования человеческого рода, техногенные катастрофы, непомерно возросшее экологическое давление на природу как неизбежное следствие технического и технологического прогресса, требующего огромных энергозатрат для своего поддержания, и др.). Антисциентисты подчеркивают также, что от имени «науки» всегда выступают все тоталитарные режимы, предлагая и осуществляя различные научные по форме, но антигуманные по сути программы социального переустройства мира (коммунизм, национализм, расизм, моноглобализм). Идеология антисциентизма используется в качестве одного из оснований ряда оппозиционных современной цивилизации социально-протестных движений (хиппи, антиглобализм, зеленые, духовно-религиозные практики Древнего Востока — буддизм, зороастризм и т. п.). Умеренная форма антисциентизма, выступая против сциентистской абсолютизации и гипертрофирования познавательных, социальных и практических возможностей науки, подчеркивает вместе с тем необходимую и незаменимую роль науки в обеспечении дальнейшего познавательного и социального прогресса, особенно в решении глобальных проблем современного человечества. (См. сциентизм).

Естествознание — вся совокупность наук о природе, рассматриваемых в их взаимной связи, единстве и целостности. Естествознание в этом смысле проделало большой и сложный путь исторического развития от первых натурфилософских учений о природе как едином Космосе древних греков до ее (природы) аналитического расчленения на десятки и сотни предметных областей частных (специальных) естественных наук Нового и Новейшего времени с последующим воссозданием на базе синтетических и интеграционных процессов в естествознании XX в. целостной картины природы как единого в своей основе эволюционирующего Космоса (вторая половина XX в.). Глубокие изменения, которые произошли в естественно-научной картине мира в XX в., изменение самих способов познания природы (и человека как ее части) и принципов субординации внутри единого поля естественных наук дали основания уже в наше время для выделения таких этапов в развитии естествознания, как классическое, неклассическое и постнеклассическое естествознание. Развитие естествознания к концу XX в. поставило много новых философских проблем, без глубокого изучения которых невозможно сегодня высветить перспективу устойчивого и гармоничного развития человечества в его единстве с природой. (См. природа, наука).

Картина мира — общие представления о мире, его устройстве, типах объектов и их взаимосвязях. Все картины мира различаются по двум главным основаниям: 1) степени общности и 2) средствам моделирования реальности. По первому основанию классификация картин мира выглядит следующим образом: 1) всеобщая, 2) частная, 3) единичная. Например, всеобщая картина мира науки определенного периода, частно-научная картина мира той или иной науки (физическая, химическая, биологическая и т. д. картина мира, представленная в физике Аристотеля, или в физике Ньютона, или в теории относительности и квантовой механике). По второму основанию различают следующие картины мира: философскую, религиозную, мифологическую, научную, эстетическую. Все указанные выше картины мира «одинаково законны», исторически относительны и изменчивы, взаимодополняют друг друга, демонстрируя возможности различных средств и уровней моделирования реальности. (См. онтология, онтология науки, метатеоретическое знание).

Классическая философия науки - один из логически возможных типов философии науки, рассматривавшийся с наибольшей полнотой в самопознании классического естествознания (XVII — XIX вв.). Необходимо различать понятия «философские основания классической науки», «философия классической науки» и «классическая философия науки». Философские основания классической науки — это реальные философские предпосылки различных дисциплин и теорий классической науки. Философия классической науки — это одна из интерпретаций ее философских оснований. Наконец, классическая философия науки — одна из логически возможных конструкций философии науки в рамках теоретической философии. Хотя все указанные выше понятия тесно связаны между собой, категориальный кластер «классической философии науки» как возможного образа науки составляют: трансцендентальная субъективность, имманентизм (интернализм), всеобщность, однозначная детерминация содержания научного знания объектом, теоретический монизм (один объект — одна истинная теория), дедуктивная организация научных теорий, объективная истинность научного знания, корреспондентская концепция научной истины, социально-ценностная нейтральность научного знания, фундаментализм научного обоснования, доказательность научного знания, эксплицитный характер всех научных утверждений, абсолютная определенность (однозначность) языка науки, сциентизм. Ее логически возможные варианты: эмпиризм — теоретизм, индуктивизм — дедуктивизм и др. (См. фил -ия науки, неклассическая философия науки).

Критерии научности - множество специфических характеристик знания, являющихся в своей совокупности демаркатором научного знания от ненаучного. Как правило, к ним относят: дискурсность, предметность, определенность смысла и значения понятий, доказательность утверждений, проверяемость, системность, объективность. (См. наука, рациональность, научная рациональность).

Концепция – лаконичное, системное изложение сути процессов, происходящих в конкретной предметной области, методов их познания и технологического применения

Натурфилософия- философское учение о природе, о ее наиболее общих свойствах, отношениях и закономерностях. Сыграла свою большую положительную роль в течение длительного этапа формирования научного познания природы (естествознания), играя роль теоретического уровня знания в естественных науках. Уже первые системы натурфилософии (концепции милетских философов, Демокрита и Левкиппа, Аристотеля и др.) оказались чрезвычайно эвристичными для развития естествознания. Однако после того как естественные науки сформировали в Новое время собственную методологию и теоретический аппарат, натурфилософия была вытеснена на периферию науки, на уровень ее философских оснований, философской интерпретации и обобщения содержания частных наук о природе. Попытка чисто спекулятивной разработки философского учения о природе, без опоры на данные современного естествознания, может привести только к дискредитации философии вообще в глазах ученых. Подобная реакция с их стороны уже имела место в отношении натурфилософских построений Гегеля и Шеллинга и др., а позже — в отношении некоторых натурфилософских построений в рамках марксистско-ленинской философии, отказавших генетике, кибернетике, математической логике и теории систем в статусе истинных теорий, как противоречащих законам материалистической диалектики. С другой стороны, необходимо признать право натурфилософии на ее относительную самостоятельность и независимость от уровня, достигнутого современной ей наукой, иначе она перестает выполнять свои эвристические функции. Высокомерие, как и «хвостизм» философии по отношению к науке — одинаково неприемлемые стратегии во взаимоотношении философии и естествознания. (См. онтология, картина мира, метатеоретическое знание, философские науки).

Наука - социально организованная форма когнитивной деятельности, направленная на производство и воспроизводство достоверного знания с помощью специально разрабатываемых методов и инструментария, получения новых технологий для создания благоприятных условий жизни людей.

Научное знание должно отвечать определенным критериям: предметности, воспроизводимости, объективности, эмпирической и теоретической обоснованности, логической доказательности, полезности. Сегодня наука является сверхсложной социальной системой, обладающей огромной степенью самоорганизации, мощной динамикой расширенного воспроизводства, результаты которой образуют основу развития современного общества, являющегося в своей основе инновационным. (См. научная деятельность, научная рациональность, научный метод).

Науки о духе - комплекс гуманитарных дисциплин, изучающих универсальные ценности, природу, функции и их проявления в человеческой жизни, коллективном и индивидуальном поведении людей. Основное предназначение универсальных ценностей (Бог, Благо, Истина, Добро, Красота, Любовь, Справедливость и др.) — обеспечение устойчивого, положительного, высокоадаптивного существования и развития всего человеческого рода в целом, социальных систем, отдельного человека. Среди наук о духе важнейшее место принадлежит теории ценностей, истории и теории культуры, общей истории, истории религии, истории философии, истории искусства, политической и социальной истории, истории науки, психологии, наукам о поведении и др. (См. ценности, гуманитарные науки, культура, науки о культуре).

Науки о культуре - множество научных дисциплин, изучающих человеческую деятельность во всех ее главных аспектах: предметном, целевом, процессуальном и результатном. В зависимости от характера продукта (результата) человеческой деятельности культуру различают на материальную и духовную, в зависимости от предмета деятельности — на производственную, социальную, информационную и др., в зависимости от характера процесса — на творческую и репродуктивную, изменяющуюся и развивающуюся, в зависимости от целей — высокую и низкую и т. д. Взятая в специфической конкретном .единстве всех своих аспектов культура представляет собой базовую, порождающую структуру человеческой цивилизации определенного типа (древнеегипетская культура и цивилизация, культура и цивилизация Древней Индии и Китая, средневековая европейская культура и цивилизация и т. д.). Важнейшими науками о культуре являются археология, культурология, антропология, история. (См. культура, науки о духе, история, науки о человеке).

Науки о природе - см. естествознание.

Науки о человеке - комплекс дисциплин, изучающих частными научными методами (наблюдение, эксперимент, обобщение, моделирование) человека как сверхсложную целостную биосоциальную систему в ее генезисе, развитии, структурном и функциональном многообразии и единстве (антропология, физиология, медицина, психология, педагогика, языкознание, археология и др.). Среди основных философских проблем наук о человеке можно выделить следующие: происхождение и основные этапы эволюции человека, человек и среда его обитания, соотношение биологического и социального в человеке, формирование человеческой личности, человек и общество, человек и культура, творческий потенциал человека, сознание и его структура, когнитивные и коммуникационные способности и возможности человека и др.). (См. антропология, человек, гуманитарные науки, педагогические науки, психологические науки и др.).

Научная картина мира - совокупность общих представлений науки определенного исторического периода о фундаментальных законах строения и развития объективной реальности; подсистема метанаучного знания, являющаяся одним из важнейших элементов оснований науки (наряду с ее философскими и социальными основаниями). Представляет собой множество фундаментальных онтологических утверждений науки определенного периода. Например, основу классического естествознания составлял взгляд на мир как на множество материальных объектов, взаимодействующих между собой в соответствии с некоторым множеством законов. Научная картина мира создается двумя основными способами: 1) обобщение, синтез онтологических схем различных частных областей научного знания (физики, химии, биологии, социологии, истории и т. п.); 2) сведение онтологической схемы одной из наук к другим (например, биологии к химии и физике). Однако вполне возможно сосуществование в науке любого исторического периода альтернативных, исключающих друг друга картин мира (например, корпускулярной и волновой картин мира классической науки). Принятие той или иной научной картины оказывает существенное влияние на построение, обоснование, отбор и интерпретацию отдельных научных теорий (например, квалификация их как объективно-истинных или имеющих только инструментальный характер и т. п.). В свою очередь, на формирование научных картин мира оказывает мощное влияние предпочтение, оказываемое учеными той или философии, в частности ее онтологии. (См. картина мира, метатеория).

Неклассическая философия науки - бинарная оппозиция «классической философии науки». Категориальный кластер «неклассической философии науки» как одного из теоретически возможных философских конструктов: социальная (эмпирическая) субъектность, релятивность, партикулярность, субъект-объектность научного знания, конструктивно-творческий характер научно-познавательной деятельности, методологический и теоретический плюрализм, качественное многообразие типов научного знания, уровней научного знания, видов научной деятельности; социокультурная обусловленность научного познания и знания (экстернализм), коммуникативность, когерентность, комлементарность, общезначимость, констектуальность, частичная имплицитность, антифундаментализм, условность, аксиологичность, проблематизм, антропоморфность, финальность, критицизм, открытость к фундаментальным изменениям, антисциентизм. Исторически реализованные версии неклассической философии науки: эмпириокритизм, конвенционализм, неомарксизм, франкфуртская школа, постпозитивизм, когнитивная социология науки. (См. философия науки, классическая философия науки, методологический кластер).

Ноосфера – понятие, обозначающее часть земной биосферы, функционирующую совместно и благодаря деятельности человека и его разума. К середине ХХ в. влияние антропогенной деятельности на биосферу и ее эволюцию настолько резко возросло, что стало по своим масштабам сравнимо с энергетическим влиянием других оболочек Земли (литосферы, гидросферы и т.д.). Назрела необходимость выделения энергии воздействия человека на условия и судьбу существования Земли, ее биосферы в качестве самостоятельного фактора огромной геологической и эволюционной значимости, что и было закреплено в понятии ноосферы ( ле Руа, В.И Вернадский, Тейяр де Шарден и др.).

Паранаука- идеи и концепции, относительно которых не существует твердого консенсуса среди членов соответствующего сообщества ученых в признании их полноправными элементами системы научного познания (парапсихология, евгеника и др.). Как правило, в паранауке фиксируется ряд действительно имеющих место фактов и опытных данных, но либо количество и содержание этих фактов трудно поддаются объективной, научно-общезначимой оценке, либо они вступают в противоречие с имеющимися теориями, относящимися к данной предметной области. Поскольку паранаука — амбивалентна по своему существу и значимости, постольку она может быть как точкой будущего научного прогресса, так и отвлекающим фактором в ее развитии, требующим значительных усилий для доказательства либо неадекватной формулировки действительно важной проблемы, либо ее неразрешимости в принципе. (См. наука, лженаука, научный консенсус).

Пастиш - одно из фундаментальных понятий философии постмодернизма, обозначающее свободный, гетерогенный, разнородный по составу входящих в него когнитивных единиц (по лингвистической форме и содержанию) дискурс, организованный в некоторое целое с помощью совокупности логических и лингвистических приемов и средств (суждение, метафора, аналогия, сравнение, вывод, восклицание, многоточие и т. д.). Именно пастиш, считают постмодернисты, является наиболее естественной, адекватной и универсальной формой выражения человеческого знания во всем его объеме, глубине и целостности, всякая же другая форма дискурса и особенно строго логически организованный научный дискурс (любимое детище всех позитивистов) есть проявление насилия над языком и естественными законами его бытия. Логически организованный дискурс есть вивисекция живой истины, сублимативное ее вытеснение и подмена, попытка одной части сознания (рассудка) говорить от имени всего сознания. (См. позитивизм, постпозитивизм).

Позитивизм- одно из направлений философии, представители которого исходят из того, что единственно надежным и практически важным для человечества видом познания и знания является то, которое получается методами частных наук. Это знание называется «положительным», или «позитивным», отсюда и название направления.

Позитивистская концепция- концепция, возникшая в 30-х гг. XIX в. (О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Ст. Милль) и получившая впоследствии широкое распространение в философии и среди ученых. Она состоит в утверждении приоритета частно-научного познания по сравнению с традиционной философией. Последняя объявляется позитивистами псевдознанием, мимикрией под науку, спекулятивным, умозрительным теоретизированием, не имеющим для современной науки не только никакого позитивного значения, а скорее — отрицательное, так как философский дискурс способен только «заразить» науку вирусом псевдознания. Согласно позитивистам, чтобы исследовать научным способом природу, общество, познание и человека, философия должна использовать для познания этих предметов научный метод, то есть наблюдение, обобщение и математическую формулировку своих законов. Пока этого нет — не существует и научной философии. «Наука — сама себе философия» (О. Конт), «Физика, берегись метафизики!» (И. Ньютон) — вот формулы позитивистского решения вопроса о соотношении философии и науки. Однако, попытки позитивистов построить научную философию как конкретную науку, отличающуюся от других только ее специфическим предметом (научная система мира — Г. Спенсер, методология науки — Дж. Ст. Милль, психология научной деятельности — Э. Мах, логико-математический анализ языка науки — М. Шлик, Б. Рассел, Р. Карнап, теория развития научного знания — К. Поппер и др.) закончились неудачей. Наука принципиально не свободна от определенных философских знаний «метафизического» характера, что обусловлено целостностью функционирования человеческого сознания и внутренней взаимосвязью всех его когнитивных структур. (См. эмпириокритицизм, постпозитивизм).

Постмодернистская философия науки - одно из направлений в современной философии науки, основанное на распространении теории общих закономерностей, структуры и функционирования любого языка (дискурса) на язык научного знания. Вышедший из постструктурализма (Ж. Деррида, Ж. Лакан и др.), как одного из течений лингвистической философии, постмодернизм (Ф. Лиотар, Ю. Кристева и др.) сделал последовательные выводы из постструктуралистского анализа функционирования языка для понимания закономерностей бытия всей культуры. Именно к современной культуре в наибольшей степени применима характеристика постмодернистов: культура — это текст, ибо различить текст как репрезентацию явлений культуры от смысла самой культуры. Среди фундаментальных характеристик бытия любого дискурса, независимо от его содержания (обыденное познание, философия, поэзия, художественная литература, наука), постструктуралисты открыли его сюжетность (любой дискурс, в том числе и научные теории, есть всегда рассказ, story). Это означает, во-первых, телеологический (целевой) способ его организации, а отнюдь не объективно-описательный. Во-вторых, это означает, что любой научный текст самой своей структурой всегда предполагает коммуникативность, обращение к другому субъекту, как необходимому соучастнику познавательного акта. Таким образом, с точки зрения постмодернистов основное направление познавательного акта проходит не по оси «объект — субъект», а по линии «субъект 1 — субъект 2 —...».

Любой текст, а значит и научный, всегда опирается на большой массив бессознательно принятого неявного знания (интуитивной информации), являясь частью более обширного целого — некоторого контекста, границы которого нельзя определить полностью и точно. В этом отношении, утверждают постмодернистские философы науки (В. Вельш, Ф. Джеймисон и др.), наука качественно ничем не отличается от мифологии, литературы, философии и других видов дискурса. Везде — принципиальная многозначность, везде недоговоренность (и невыговоренность), везде — открытость для новой интерпретации. Различие лишь в степени этих характеристик. Как любят повторять постмодернисты: «никто до конца не знает, ни что он точно сказал (или написал), ни о чем именно». В полной мере это относится и к научным текстам, хотя наука в отличие от других видов дискурса, прилагает усилия, чтобы максимально минимизировать присущую любому языку неопределенность. Исходя из этого, само представление о научном знании как о чем-то объективно-истинном, доказательном и однозначном постмодернистские философы называют одним из самых больших социокультурных мифов. Они считают, что весь ход истории науки (с XVII по XX в.), основанной на этом мифе, убедительно продемонстрировал несоответствие реальной науки этому мифу. Природа языка, основанная на нем человеческая культура и все ее проявления (в том числе и наука) таковы, что человек вынужден жить в созданном им плюралистическом и всегда не до конца определенном мире. Но это же составляет необходимое условие и возможность человеческого творчества как естественную для него, высокоадаптивную по сравнению с другими биологическими видами животных, форму существования. Однако возможность поддержания необходимого разнообразия и плюрализма в обществе как условия и следствия творческой природы человека требует от людей в качестве необходимого компенсаторного механизма продолжения их существования, соблюдения ими норм толерантности, гуманизма, консенсуальности, ответственного поведения, в том числе и персональной когнитивной ответственности. Таким образом, согласно постмодернистам, общей основой философии всех наук является вовсе не философия («метафизика») и логика в любом ее понимании, а лингвистика как общая теория структуры и закономерностей функционирования языка. (См. философия науки, неклассическая философия науки, контекст, нарратив, пастиш).

Постпозитивизм - направление в западной философии и методологии науки, пришедшее в 60 — 70 гг. XX в. на смену логическому позитивизму. Лидерами постпозитивизма явились К. Поппер, И. Лакатас, Т. Кун, М. Полани, Ст. Тулмин, П. Фейерабенд и др. Фундаментальной оппозицией логическому позитивизму явились, прежде всего, методологические построения К. Поппера, предложившего радикально новый взгляд на роль опыта по отношению к научным теориям. Согласно Попперу, главное назначение наблюдений и эксперимента отнюдь не в подтверждении научных гипотез и теорий, а тем более доказательстве их истинности (и то и другое опыт не в состоянии выполнить просто по своим логическим возможностям по отношению к теориям). Назначение опыта — в фальсификации ложных моделей и теорий. Среди нефальсифицированных наличным опытом теорий предпочтение должно отдаваться тем теориям, которые имели большую вероятность быть опровергнутыми и, тем не менее, удачно выдержали проверку. Более того, согласно Попперу, только те теории могут вообще считаться научными, которые принципиально могут быть фальсифицированы опытом и рано или поздно окажутся опровергнуты. Критицизм Поппера был удачно дополнен в постпозитивизме теориями научных революций Т. Куна, концепцией неявного и личностного знания как неустранимого элемента научного познания М. Полани, концепцией пролиферации теорий и методологического разнообразия П. Фейерабенда, идеей возможности применения теорий биологической эволюции к развитию научного знания Ст. Тулмина и др. Однако, к концу 80-х гг. XX в. постпозитивизм исчерпал свои возможности в объяснении структуры и динамики научного знания. Главной слабостью постпозитивизма явилось абстрагирование от социокультурного контекста функционирования науки, от социальных и социально-психологических параметров бытия науки. Оказалось, что без обращения к ним невозможно построить адекватные модели науки. (См. критицизм, фальсификационизм, парадигма, неявное знание).

Сциентизм- преувеличенная мировоззренческая оценка когнитивных, социальных и практических возможностей науки, ее роли в жизни общества, в основе которой лежит некритическое принятие ее сторонниками следующих утверждений: 1) научное познание дает объективную и несомненную истину;

2) только научное познание дает объективное знание; 3) наука является безусловным средством социального прогресса; 4) только на основе науки могут и должны решаться все существующие в обществе практические, социально-политические и духовно-мировоззренческие проблемы. Идеи сциентизма, вера его сторонников в безграничные возможности науки и только в ее прогрессивное предназначение родились в эпоху Просвещения, отлившись в формулу: «Наука — основа социального прогресса». Однако, как показало дальнейшее развитие самой науки и использование ее результатов в жизни общества, сциентистское понимание науки не выдержало проверку временем. Феномен «наука» оказался очень сложным, противоречивым и амбивалентным и в своем собственном бытии, и во взаимодействии с обществом в целом, и его различными подсистемами (экономикой, политикой, духовной жизнью). Оказалось, что развитие науки само по себе, однозначно не является источником прогресса и требует экономического, нравственного и правового контроля со стороны общества, демократической экспертизы с опорой на здравый смысл и императив увеличения адаптационного ресурса человечества. (См. антисциентизм).

Физическая реальность - категория философии и науки, имеющая три основных значения: 1) мир объектов, процессов, явлений, изучаемых физикой (в отличие от химической реальности, биологической реальности, социальной реальности, математической реальности и др. партикулярных видов реальности); 2) физическая картина мира, образ мира с позиций абстракций и идеализации физической науки, множества ее теорий, особенно фундаментальных (физика элементарных частиц, теория относительности, квантовая механика, синергетика, космология и др.) в отличие от химической картины мира, биологической картины мира и т. п.; 3) синоним объективной реальности в отличие от трансцендентной реальности, психического мира, идеального мира сознания и др. (См. бытие, материя, физика, природа).

Философские основания науки - множество онтологических, гносеологических, методологических, логических и аксиологических понятий и утверждений философии, которые используются учеными при создании или обосновании какой-либо научной теории, исследовательской программы, научного направления или даже науки в целом как специфической когнитивной реальности, вида человеческой деятельности и особого социального института. (См. метатеоретическое знание, принципы, уровни научного знания).

Философская проблема науки - проблема, относящаяся к философским основаниям науки в целом, отдельных наук и научных теорий, философской интерпретации содержания фундаментальных теорий: логико-математических, естественно-научных, инженерно-технических, социальных и гуманитарных научных дисциплин. Примеры философских проблем науки:

1. Какова природа математического знания?

2. Каковы философские основания и сущность теории относительности и квантовой механики?

3. Что такое вероятность, детерминизм, индетерминизм?

4 Какова роль случайности в эволюции любых систем вообще, биологических систем, в частности?

5. В чем специфика гуманитарного познания? И т. д. и т. п.

Особенность философских проблем науки (ф. п. н.) состоит в том, что они являются комплексными, включающими в свой состав весьма разнородные когнитивные элементы — философские и конкретно-научные категории в их органическом единстве. Разработка ф. п. н. способствует развитию, как философии, так и конкретных наук. Большое место ф. п. н. занимают в деятельности крупных ученых-теоретиков, создателей новых научных концепций и направлений (Г. Галилей, И. Ньютон, А. Пуанкаре, В.И. Вернадский, Д. Гильберт, А. Эйнштейн, В. Гейзенберг, Н. Бор, Н. Винер, П. Капица и мн. др.). (См. философские основания науки, проблема).

Философия— теоретическая форма мировоззрения, сосуществующая в человеческой культуре наряду с другими формами мировоззрения (обыденным опытом, религией, мифологией, искусством). Главная проблема мировоззрения — решение вопроса об отношении человека к окружающей его действительности (природе, обществу, другим людям, самому себе). Это отношение регулируется принятой (и определенным образом понимаемой) субъектом (отдельным человеком или некоторой социальной системой) системой общих ценностей (добро — зло, истина — ложь, гармония — дисгармония, долг — вседозволенность, любовь — ненависть, надежда — отчаяние, польза '— вред, активность — недеяние и др.). Все формы мировоззрения (кроме обыденного) имеют специализированный характер, то есть обладают своим особым языком и методами решения мировоззренческих проблем. Отличительной чертой философии является ее теоретический характер. В решении различных мировоззренческих проблем (онтологических, гносеологических, этических, эстетических, экзистенциальных, праксеологических и др.) философия делает «ставку» на разум, понятийное мышление, доказательство, как на главные средства их решения. В этом сила философии, но в этом же ее слабость по сравнению с другими формами мировоззрения, так как ценностные суждения трудно поддаются логическому обоснованию и принятию на чисто рациональных основаниях. Поскольку философия не может быть в силу своей природы (как стремление к всеобщему знанию) эмпирическим обобщением весьма противоречивого опыта, постольку выходом для нее остается построение различных теоретических, мировоззренческих схем (систем), их анализ и сравнение в отношении решения тех или иных мировоззренческих проблем. В силу самой своей природы философия не может не быть плюралистичной. Философский плюрализм – явление скорее положительное, чем отрицательное, так как человечество по своей природе и развитию неоднозначно и противоречиво по ценностным и смысложизненным установкам, поэтому решить что-то в рамках одной концепции не представляется возможным. Кроме того, плюрализм как бы конструирует будущие возможные вызовы, ожидающие человечество.

Философия науки– область философии, предметом которой является общая структура и закономерности функционирования и развития науки как системы знания, познавательной деятельности, науки как социального института, основы инновационной деятельности современного общества.. Важными задачами философии науки является изучение взаимоотношения философии и науки, исследование философских оснований и философских поблеем различных отраслей науки и научных теорий, взаимодействие науки, культуры и общества. Основными разделами современной философии науки являются: онтология науки, гносеология науки, методология и логика науки, аксиология науки, общая социология науки, общие вопросы экономического и правового регулирования научной деятельности, научно-технической политики и управления наукой. (См. философские основания науки, философия, наука, уровни научного знания).

Экология – наука об отношении организмов и окружающий их среды (условий существования). Термин «экология» ввел в научный обиход Э.Геккель в 1866г. На первых порах экология развивалась как раздел биологии: экология животных (А.Ф.Миддендорф, К.Мебиус), экология растений (А.Гризбах) и др. Характерными особенностями современного этапа развития этой науки являются: 1)изучение процессов, охватывающих всю биосферу; 2) взаимоотношение биосферы и человека (глобальная экология, экология человека, медицинская экология, социальная экология и др.) Последняя возникла как следствие резкого увеличения масштабов и последствий антропогенной деятельности, ее влияния (возможно необратимого и отрицательного) на всю биосферу. Главная практическая задача социальной экологии состоит в выработке рекомендаций по поддержанию оптимальных параметров взаимоотношения человечества и окружающей его среды на настоящее и ближайшее и отдаленное будущее. Для современной философии науки социальная экология представляет особый интерес также в методологическом плане как пример комплексной (биосоциальной) дисциплины, изучающей структуру и закономерности поведения сложных рефлексивных систем. (См. биология, коэволюция, социобиология).

Эпистемология— теория научного познания как важнейшего и специфического вида познавательной деятельности. Греческое понятие «эпистема» обозначало «знание» (т. е. «доказанное утверждение») и имело в качестве своей бинарной оппозиции понятие «докса» (мнение — утверждение, которое могло быть истинным, но могло быть и ложным). Целью научного познания является производство именно эпистемной информации, знания (или всеобщих и необходимых истин) в отличие от обыденного, практически утилитарного или других видов познания. Соответственно основной проблемой эпистемологии является вопрос, а возможно ли и как возможно получение необходимо-истинного и всеобщего знания. К числу основных вопросов теории научного познания относятся вопросы о том, что такое научное знание, каковы критерии, отличающие его от других видов познания, виды научного знания (эмпирическое, теоретическое, аналитическое, синтетическое и др.), методы получения и обоснования различных видов и структурных единиц научного знания, критерии истинности научного знания, за­кономерности его развития и др. Существует ряд моделей научного познания: эмпиристская, теоретистская и др. Представители первой считают источником, основой и критерием истинности научного знания эмпирические данные {данные наблюдения и эксперимента). Наиболее последовательно эту модель развивали и отстаивали позитивисты (Конт, Милль, Мах, Рассел, Карнап, Рейхенбах и др.). Сторонники теоретистской модели считают источником, основой и критерием истинности научного знания мышление (рассудок, разум, интеллектуальная интуиция, дедукция, мысленное конструирование). Ее сторонники — Р.Декарт, В. Лейбниц, И. Кант, Г. Гегель, Л. Брауэр и др. Попытка преодолеть крайности эмпиризма и теоретизма в понимании сущности и основных проблем научного познания и, вместе с тем, сохранить положительное содержание каждой из них была предпринята в рамках модели, которую можно условно назвать «диалектической». Она исходит из признания равноправия и взаимосвязи эмпирического и теоретического знания в общей структуре научного знания. Эту концепцию, у истоков которой стоял Г. Галилей, разделяло подавляющее число крупных ученых (А. Пуанкаре, А. Эйнштейн, Н. Бор, В. Гейзенберг, П. Капица, А. Колмогоров и мн. др.). По своей проблематике современная философия науки является продолжением тех исследований, которые до XX в. назывались эпистемологией. (См. философия науки, наука, научное познание).

Эпохе— познавательная установка на воздержание категорических истинных суждений о предметах объективной действительности, поскольку любые суждения такого рода всегда делаются конкретными субъектами, которые не только не гарантированы от ошибок, но, наверняка, делают односторонние, а, скорее всего, просто ошибочные высказывания с точки зрения их абсолютной адекватности объекту суждения. Каждому суждению такого рода следовало бы предпосылать вводные слова «Как мне кажется», «Возможно», «Вероятно», «На мой взгляд» и т. п. В современном сознании на роль таких слов все больше претендует выражение «как бы», необходимость обращения к которому в процессе «ответственного говорения» специально обосновывается в философии постмодернизма. (См. истина, ложь, критицизм).

Этика науки - совокупность моральных норм, регулирующих поведение ученых по отношению к: 1) научному знанию (когнитивная свобода и ответственность); 2) друг другу (коммуникационная свобода и ответственность; 3) обществу и государству (социальная свобода и ответственность); 4) самому себе (экзистенциальная свобода и ответственность). Первый тип морального отношения обусловлен творческой, конструктивной природой научного познания и связан с когнитивной ответственностью ученого за принимаемые научные решения (ответственностью перед Истиной). Второй тип моральных отношений известен как «этос науки». Третий тип этического поведения ученых определяется мерой их ответственности за развитие и применение науки перед обществом и государством. Четвертый тип — осознанием своего личного предназначения как ученого. Этика науки — предмет философии науки и общего науковедения, изучающий закономерности этического регулирования научной деятельности. (См. этос науки, философия науки, биоэтика, профессиональная и социальная ответственность ученого).

Этос науки — множество этических ценностей, регулирующих отношения между членами научного сообщества в ходе осуществления ими научной деятельности. Одна из первых экспликаций этоса науки была предложена американским социологом науки Р. Мертоном. Он считал, что научный этос включает в себя четыре ценностных императива — универсализм, коллективизм, бескорыстность и организованный скептицизм. Позднее к ним было добавлено еще два императива: рационализм и эмоциональная нейтральность. Научный этос — это понимание науки с точки зрения должного характера взаимоотношений между учеными. Реальное же (эмпирическое) поведение ученых, как показывают исследования, существенно амбивалентно по отношению к нормам научного этоса, но вне его характеризовать науку довольно проблематично, особенно современную.

 

Глоссарий составлен на основе: Лебедев С.А. Философия науки: Словарь основных терминов. – М.:Академический Проект, 2004. – 320 с. (Серия «Gaudeamus»).

 

2.4.1.4. 0. Тесты текущего контроля

1. Для отождествления методологической и гносеологической функций в философии постмодерна задействован принцип:

а) объективности;

б) конструкции;

в) универсальной взаимосвязи;

г) верификации.

2. Кто впервые провел демаркационную линию между научным и ненаучным знанием:

а) Платон;

б) Аристотель;

в) Гомер

г) Сократ.

3. Э. Гуссерль считает, что все понятия науки укоренены в:

а) подсознании;

б) культуре;

в) "эпохе";

г) разуме.

4. В каком философском направлении понятие "опыт" трансформируется в понятие "атомарный факт":

а) аналитической философии;

б) экзистенциализме;

в) феноменологии;

г) неотомизме.

5. В аналитической философии понятие "иррациональность" понимается как:

а) непознаваемость;

б) несоизмеримость, несводимость к тождеству;

в) сверхразумность;

г) тождество противоположностей.

6. Соединение противоположностей в тождество возможно при условии:

а) соблюдения законов формальной логики;

б) построения идеальных объектов науки;

в) включения религиозной веры в познавательный процесс;

г) включения в познание практики, как его основы и цели.

7. Какое философкое направление под истиной понимает устойчивое верование или отождествляет истину с успешностью и эфективностью действий, основанных на ней:

а) прагматизм;

б) герменевтика;

в) феноменология;

г) структурализм.

8. Естественнонаучный характер знаний о природе в концентрированном виде формируется в понятии:

а) естественнонаучная картина мира;

б) материя;

в) атом,

г) наука.

9. Причина обращения философии постмодерна к исследованию дологических форм мировидения состоит в:

а) засилии здравого смысла в современной культуре;

б) невостребованности в современной культуре личностного, индивидуального, уникального в человеке;

в) господстве стереотипов в общественном сознании;

г) активности нетрадиционных форм религий.

10. В социокультурных системах открытого типа востребован человек:

а) просвещенный;

б) инновационный;

в) управляемый;

г) верующий.

11. Кто выдвинул и обосновал тезис: познание – дело науки, свобода – дело философии?

а) А.Бергсон;

б) Ч.Пирс;

в) К.Поппер;

г) К.Ясперс.

12. Когерентная теория признает истинными предложения:

а) логически согласованные в рамках конкретной теоретической системы;

б) соответствующие фактам эксперимента;

в) сводимые к наглядным чувственным событиям;

г) поддающиеся фальсификации.

13. Кто считал, что философия есть деятельность по прояснению понятий, очищению языка науки от неопределенных терминов естественного языка?

а) Э. Кассирер;

б) М. Шелер;

в) Л. Витгенштейн;

г) Д. Дьюи.

14. В разработке негативной диалектики непосредственного участия не принимал:

а) Ю. Хабермас;

б) Э. Фромм;

в) Т. Адорно;

г) М. Хайдеггер.

15. По мнению представителей Франкфуртской школы, в обществе отчуждения все человеческие страсти вытесняются страстью:

а) познания;

б) коммуникации;

в) обладания;

г) игры.

16. Философская интуиция, по мнению А.Бергсона, постигает:

а) универсальный смысл потока переживаний;

б) уникальность, однократность, неповторимость мгновений жизни;

в) объективность и абсолютный характер истины;

г) причинную обусловленность явлений.

17. Кто из философов постмодерна ввел понятие "жизненный мир" в качестве подлинного основания науки?

а) Э. Гуссерль;

б) П. Тейяр де Шарден;

в) Б. Рассел;

г) Г. Мид.

18. Концепцию пространства " ризомы" в философию постмодерна ввел:

а) К. Леви-Строс;

б) Ж. Делез;

в) А. Камю;

г) Ж.П. Сартр.

19. Размежевание с наукой позволило философии постмодерна обратиться к непосредственному исследованию:

а) оснований, условий, предпосылок и значения человеческой субъективности;

б) универсальных законов природы, общества и мышления;

в) принципов построения картин мира;

г) природы философских категорий.

20. Представители Римского клуба занимаются анализом проблем:

а) экологических;

б) глобальных;

в) научных;

г) экономических.

 

Семинар 2. Формы и методы научного познания

1.Специфика и формы эмпирического уровня научного познания: научный факт; наблюдение; эксперимент.

2.Методы и формы обработки и упорядочивания научных фактов

3.Специфика и формы теоретического уровня научного познания: гипотеза и теория.

4.Методологические принципы теоретического уровня научного познания.

/1,с.39 -56; 2, с.41 – 71; 3. с.21 – 26;4, с.28 – 46;6, с.17 -22; 7, с.21 – 33; 9, с.5- 7; 10, с.18 – 25;11;15;20; 22; 23; 27; 36 /.