СТЕРЕОСЪЕМКА КУКОЛЬНОЙ АНИМАЦИИ

 

Камера КСК-70Д Фото 58

Кукольная анимация (stop-motion animation) является той формой кинематографа, где максимально проявляются выразительные возможности стереокино. Близкая к реальному миру фактурность материала и повышенная его осязаемость из-за большего масштабирования по сравнению со съемками реальной натуры, сочетается с более острым стереоскопическим восприятием, которое, как правило, усиливается по мере приближения к рассматриваемому объекту.

Отечественное, советское, стереокино было первопроходцем в создании стереоскопических кукольных мультфильмов. Пионером в этой области было объединение кукольных фильмов студии «Таллинфильм», где в 1977 г. был снят первый в мире анимационный кукольный стереофильм «Сувенир» (режиссер Эльберт Туганов, оператор Арво Нуут"). На студии «Союзмультфильм», легендарный режиссер И. Иванов-Вано в 1979 году на основе русского фольклора снял мультфильм «Волшебное озеро» (операторы С. Рожков и С. Хлебников). Всего в конце 70-х, начале 80-х годов было снято четыре кукольных стереофильма.

Пленочная технология стереосъемки кукольной анимации являлась составной частью отечественной системы «Стерео-70». Для стереосъемки использовались традиционные широкоформатные кинокамеры 70- СКД и КСК-70Д, оснащенные оптикой "Стерео-70" (фото 58).

В эпоху развития широкоформатного кинематографа подобное решение было рентабельным, но сегодня использование 65мм негатива резко удорожает производство стереофильмов. Особенно это касается анимации, где необходимо оперативно отслеживать не только работу аниматора, но и фотографический результат. К тому же в современной кукольной анимации, прямая покадровая съемка — нередко лишь первоначальный этап создания сцены. В дальнейшем полученные изображения подвергаются компьютерной обработке для очистки от лесок подвески, дорисовки фонов, включения всевозможных визуальных эффектов, имитирующих явления природы (дождь, снег, туман), и т. д.